Смекни!
smekni.com

Ш.Л. Монтескье о судебной власти и праве (стр. 6 из 8)

В аристократии законы имеют несколько иное содержание, чем в демократии, поскольку ее природа вручает власть в руки небольшого числа лиц, отличающихся от народа богатством, преимуществами рождения, почестей и т. п. Избирательные законы здесь отходятна задний план, тогда как увеличивается значениезаконов, уравнивающих знать между собой, регулирующих порядок отправления власти должностными лицами из числа аристократов.

Природа монархии предполагает, согласно Монтескье, наличие в стране "основных законов", при помощи которых монарх управляет государством, реализуя эти законы в своей деятельности. Положительные законы монархии включают в себя права и прерогативы политических сословий: духовенства, дворянства, горожан, а также права парламентов и судов. Природа деспотического правлении ведет к тому, что там основным законом является назначение визиря.

Более подробно просветитель перечисляет те законы, которые вытекают из принципов каждой формы правления, поскольку от целостности и чистоты принципа зависит стабильность государственного строя. Республиканские законы должны соответствовать принципу республики – добродетели, монархические законы – чести. Например, для республики Монтескье предлагает целую систему законов, вытекающих из ее принципа. Их цель – достичь того, чтобы все граждане и должностные лица в государстве руководствовались в своих отношениях добродетелью, чему соответствует любовь к отечеству, стремление к равенству и законности.

Значительную роль в выявлении "духа законов" различных государств играют физические свойства страны: ее климат, почва, размеры, ландшафт. Прежде всего Монтескье рассматривал действие климата на характер законодательства в стране. Это воздействие опосредовано влиянием климата на природу человека, его страсти, черты характера, способности ума. Говоря о влиянии климата, он исходил из того, что "если справедливо, что характер ума и страсти сердца чрезвычайно различны в различных климатах, то законы должны соответствовать и различию этих страстей, и различию этих характеров".

В жарком климате организм людей слабый, тело лишается силы и это "расслабление тела переходит на душу: такой человек ко всему равнодушен, не любопытен, не способен ни на какой благородный подвиг, ни на какое проявление великодушия, все его склонности приобретают пассивный характер, лень становится счастьем, там предпочитают переносить наказание, чем принуждать себя к дейтельности духа, и рабство кажется более легким, чем усилия разума, необходимые для того, чтобы самому управлять собою". Следствием этого климата могут быть деспотические законы, ограничивающие свободу людей жаркого климата и ведущие к установлению деспотии, где религиозные нормы будут иметь большее значение для регулирования отношении между людьми, чем собственно положительные законы, зависящие в таком случае от произвольной воли одного.

Напротив, в холодном климате, оказывает Монтескье, организм у людей крепкий, тело закалено в борьбе с холодом и трудностями Люди этого климата мужественны к могут защищать свою свободу, что ведет чаще всего к республиканским законам, где проявляется добродетель северных народов. В странах умеренного климата чаще возникают монархические законы. Они соответствуют тем народам, которые непостоянны "в своем поведении и даже в своих пороках и добродетелях, так как недостаточно определенные свойства этого климата не в состоянии дать им устойчивость".

Монтескье устанавливает определенную зависимость характера законов того или иного государства от его климата. Вместе с тем важно отметить, что в его концепции влияние климата на законодательство может быть ослаблено действием других факторов, в частности политическими факторами и деятельностью разумного законодателя.

Позиция Монтескье в этом вопросе более гибкая, на нее наложила отпечаток его вера в большие возможности законодателя, вооруженного знанием основных закономерностей развития человека и общества. Климат определяет характер людей, скорее всего, в их диком и первобытном состоянии. А в государственно-организованном обществе на первое место выдвигаются иные факторы, прежде всего природа и принцип правления, характер процессов законотворчества. В этой связи Монтескье приводит пример деятельности законодателей Китая, которые успешно боролись с последствиями действия климата на природу любой своей страны. В конечном счете он сделал характерный вывод: "...Дурные законодатели – это те, которые поощряли пороки, порожденные климатом, а хорошие – те, которые боролись с этими пороками".

На содержание положительных законов влияют также размеры страны. Обширные территории гoсударств, по Монтескье, являются фактором, ведущим к возникновению в стране деспотических законов, тогда как средние и малые размеры государств располагают к созданию в них монархических и республиканских законов.

Ландшафт страны, гористый или равнинный, действует на характер законодательства в стране. В гористой стране, считал Монтескье, чаще создается республиканское законодательство, в равнинной стране – аристократические или монархические законы. Описывая политическую историю Древней Греции, он приводил для подтверждения этих выводов факты из ее законотворческого опыта: горцы хотели во что бы то ни стало иметь народное правление, жители равнин требовали правления знати, а те, которые жили близ моря, стояли за правление, смешанное из двух первых.

Островное государство склонно к принятию республиканских законов. "Островитяне, – писал Монтескье, – более склонны к свободе, чем жители континента".

Определенное значение имеет характер почвы для определения "духа законов". Если почва в стране плодородная, то жители этой страны занимаются земледелием, что ведет к монархическим и деспотическим законам. "В стране с подходящей для земледелия почвой, – указывал Монтескье, – естественно, устанавливается дух зависимости. Крестьяне, составляющие главную часть ее населения, менее ревнивы к своей свободе, они слишком заняты работой, слишком поглощены своими частными делами".

Образ жизни народа – один из важных факторов влияющий на законодательство страны. При его исследовании Монтескье обращал внимание законодателя на те способы, "которыми различные народы добывают себе средства к жизни" – земледелие, пастушество, торговлю, мореплавание, охота и др. Ународов, занимающихся земледелием, существуют подробные нормы, регулирующие вопросы землепользования, тогда как сами законы приобретают монархический или деспотический характер. Но высокоразвитое земледелие, указывал он, нуждается в законах, обеспечивающих большую свободу граждан. Встранах с таким земледелием чаще возникают республиканские законы.

Иной характер имеет законодательство в государствах, где население занимается мореплаванием и торговлей. Здесь законы должны обеспечивать политическую свободу гражданам и носить республиканский характер. Скотоводческие народы в государственно-организованном обществе также чаще всего имеют республиканские законы. "У этих народов, –полагал Монтескье, –свобода личности так велика, что она естественно влечет за собой и свободу гражданина". Законы скотоводческих народов прежде всего определяют правила дележа добычи, наказания за воровство, т. е. регулируют отношения, вытекающие из образа жизни этих народов.

Влияет на содержание положительных законов и численность населения в государстве. Там, где число населения велико, Монтескье отмечал наличие законов, регулирующих выезд людей за пределы страны, образование колоний, деторождение. И наоборот, когда число людей в стране небольшое, то появляется необходимость в принятии законов, поощряющих процессы увеличения населения.

Религию Монтескье называл одним из факторов, влияющих на законодательство той или иной страны. Магометанская религия соответствует деспотическим законам, тогда как христианская религия ведет к установлению монархических или республиканских законов. В целом он видел в наличии религиозных норм в государстве положительный фактор, способствующий смягчению правления, но Монтескье протестовал против смешения этих норм с правовыми нормами, так как положительные законы и религиозные нормы имеют различные источники. Особенно негодует он против применения уголовных законов в вопросах религии. Смешение уголовного права и канонического права в деятельности суда инквизиции было величайшим злом для тех народов, где это имело место: у испанцев и португальцев. "Словом, в истории, – резюмировал Монтескье, – мы находим достаточно доказательств тому, что карательные законы в данном случае достигали только одного результата – физического истребления".

Определенное значение среди факторов, воздействующих на положительные законы государств, имеет в концепции Монтескье народный дух. Народный дух – это характерные психологические черты того или иного народа, включающие в себя его нравы, обычаи. Законы должны соответствовать народному духу, учитывать своеобразные черты народа при регулировании различных отношений в стране. Креме того, по Монтескье, народный дух и законы находятся во взаимной связи и должны дополнять друг друга. "Пока у римлян не были испорчены нравы, – отмечал он, – они не имели особого закона против казнокрадства". Общительность, гордость, тщеславие, честность и другие социально-психологические качества народов должны учитываться разумным законодателем в процессе его деятельности.