Смекни!
smekni.com

Ш.Л. Монтескье о судебной власти и праве (стр. 8 из 8)

Одновременно ведутся споры о месте Монтескье и его правовой концепции в истории правовых учений, исследуются вопросы обшей теории права Монтескье, отмечаются своеобразие и оригинальность его право понимания для нового времени. Так, Р. Шэклтон отмечает, что Монтескье является теоретиком естественного права, несмотря на его социологический реализм в изучении законодательства. "И у Монтескье, – пишет он, – имеются некоторые принципы справедливости, которые старше общества и на которых базируется человеческое общество. Он в этом смысле теоретик естественного права".

Классики марксизма-ленинизма дали подлинно научную оценку правопонимания Монтескье, его плодотворным попыткам исторического и социологического подхода к правовым явлениям, выяснения объективной природы права, закономерностей его развития. Громадную роль сыграли, по мнению Ф. Энгельса, политические и правовые воззрения просветителей (в том числе и Монтескье) в критике феодализма и подготовке народных масс к революции. Эта критика превратилась в революцию идеи, предшествовавшую политической революции.


Заключение

Обширные историографические познания Монтескье давали ему несравненные преимущества перед многими современниками. Монтескье стремился именно из исторических фактов делать теоретические выводы и обобщения. Если даже его обобщения и страдали нередко коренными пороками, то само стремление разобрать проблемы социальной жизни по существу, изучить прошлое и настоящее как они были и есть на самом деле, а не с точки зрения той или другой отвлеченной программы открывало новую страницу в истории прогрессивной социологической мысли прошлого.

Юридическая теория Монтескье воздействовала на последующие французские дореволюционные правовые теории Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Руссо. Правопонимание Дени Дидро, главы энциклопедистов, во многом определялось влиянием учения Монтескье о праве. Представление Монтескье о праве как выражения общей воли государства получило дальнейшее развитие и дополнение в трудах Дидро, который писал: "Воля отдельных лиц ненадежна, она может быть и богатой, и дурной, а общая воля всегда является благой – она никогда не обманывается. Она не обманет никогда". Различая право и закон, Дидро воспринял основное звено историко-факторологической концепции права Монтескье – его теорию множественности факторов, определяющих содержание положительных законов. В статье о законодателе для "Энциклопедии" он, по сути дела, повторял положения Монтескье: "Конституционные законы – это законы, устанавливающие образ правления. Издавая эти законы, законодатель должен принимать во внимание размер территории, занимаемой нацией, особенности ее почвы, силу и характер соседних наций, а также и характер своей нации".

Буржуазная юриспруденция в целом высоко оценивала правовую концепцию Монтескье. Его идеи в послевоенные годы, как и прежде, были основой для построения либеральных и конституционных теорий права, нашедших свое концентрированное выражение в учениях о правовом государстве.

Американский исследователь Т. Пэнгл в своем комментарии к трактату "О духе законов" обратил внимание, что идеи и методы Монтескье не были до конца поняты в новое время, несмотря на то, что он признанный предшественник либерализма, давший непревзойденные образцы понимания его больших и важных проблем. Актуальность изучения трудов Монтескье особенно усиливается в наши дни. "Необходимость и важность изучения Монтескье, – подчеркивал Т. Пэнгл, – более актуальны для нынешнего поколения. Серьезное размышление над такой книгой, как "О духе законов", позволит дать большую часть ответов по поводу кризиса теоретических основ наших политических принципов". В трудах Монтескье Т. Пэнгл находит истоки новых политологических построений, способных вывести современное буржуазное общество из тупика и заблуждений. "Монтескье, – считает он, – обосновал установление того, что теперь часто объявляется как "гуманизация" или "гуманное общество". Именно у Монтескье "гуманность", которая стала заменой христианского милосердия, заняла центральное место в политических рассуждениях".

Кризис либерализма Пэнгл связывает с кризисом разума, с рационалистической трактовкой естественного права. "Кризис либерализма как такового – есть кризис самого разума". Поэтому он тщательно прослеживает в своем комментарии, как Монтескье якобы дает из анализа человеческих потребностей истинное понимание естественной природы человека и его разума, разума, который представляет собой историческую необходимость. "Только при изучении трактата "О духе законов", – восклицает Пэнгл, – мы найдем глубинный источник затруднений современной либеральной мысли, выходом из которых будет замена природы историей какокончательный стандарт для наших нормативныхустановлений".

В целом в поле интереса Монтескье – позитивные законы (положительное право), историческое и теоретическое исследование которых (их сущности и назначения, закономерностей их формирования, исторического изменения и т. д.) подводит его к основополагающей идее о "духе законов". Соотношение права и закона предстает в его учении как соотношение "духа законов" и позитивного законодательства. "Дух законов" резюмирует в себе совокупность тех отношений и факторов (географических, климатических, исторических, социальных, хозяйственных, политических, нравственных, религиозных и т. д.), которые влияют на законодательство, определяют его, придают ему характер объективно обусловленных, необходимых, закономерных, справедливых и разумных (с учетом, данных обстоятельств) правил. Сама теория закона, устанавливающая необходимое законотворческое значение "духа законов" и вытекающие отсюда обязательные требования к закону и законодателю, становится существенным барьером против произвольного законодательства.

Признание за позитивным правом автономной (в пределах действия данного разряда законов) силы и значимости, его независимости (в этих пределах) от иных разрядов законов (естественного права и т. д.), с одной стороны, носит, как мы видели, не абсолютный, а относительный характер, поскольку требуется непротиворечивое сосуществование различных разрядов законов, а, с другой стороны, эта относительная автономия позитивного права существенно конкретизируется (и тем самым ограничивается) указанием на наличие "духа законов", соответствие которому является необходимым квалифицирующим признаком позитивного законодательства. Гносеологическое (теория закона, учение о "духе законов", разрядах законов и т. д.) здесь одновременно выступает также как аксиологическое, а наука о законах ориентирована на то, чтобы стать руководством для практического законодательства.

Анализ основных проблем политико-правового учения Монтескье показал, что его творчество – закономерное явление в политико-правовой мысли Франции первой половины XVIII века. Монтескье – "сын своего времени", один их первых просветителей, а не реакционер или представитель аристократического либерализма, как думают некоторые западные исследователи его наследия, абсолютизируя и неверно трактуя определенную приверженность Монтескье к историческим традициям. В том и состоит, в частности, оригинальность Монтескье и новизна подхода к политико-правовым явлениям, что он обосновывал зарождающийся, будущий буржуазный мир, исходя из исторического и социологического подхода к политико-правовым явлениям.

Изучая современную политико-правовую действительность и создавая ее будущую модель, Монтескье стоял на передовых методологических позициях познания. Он решительно отвергал теологическую картину мира политики и права и давал ее светское историко-рационалистическое, а в ряде случаев – и материалистическое истолкование. Его философские взгляды были переходными от деизма к материализму Дидро, Гельвеция, Гольбаха. В идейно-теоретическом плане он использовал передовые для своего времени методы познания государства и права: принцип историзма, историко-сравнительный метод, принцип взаимосвязи логических и эмпирических моментов в гносеологии. В методологии Монтескье имеются некоторые элементы и предвосхищения ряда приемов диалектического мышления. Все это позволило мыслителю верно оценить соотношение политических сил во Франции накануне буржуазной революции и дать их характеристику.


Список использованных источников

1. Монтескье Ж.-Л. О духе законов. М., 1995

2. Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988

3. Баскин М.П. Монтескье. М., 1975

4. Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983

5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В. С. Нерсесянца. М., 1996

6. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений : конспект лекций. — М. : Юрайт-Издат, 2007