Смекни!
smekni.com

Франция как пример правового государства после Второй мировой войны (стр. 2 из 13)

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы


ГЛАВА 1. особенности ВНУТРЕННей ПОЛИТИКи ФРАНЦИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ и в годы четвёртой республики

1.1 Временный режим 1944-1946гг

Современное государство – это правовое государство, которое появилось после буржуазных революций и становление которого продолжается и в наше время. В Современной концепции правового государства человек как личность и самоценность занимает центральное положение в государстве. В правовом государстве права и обязанности субъектов, подчиняющихся праву, определяются конституцией и законом. В современном государстве одними из самых важных признаются права человека и гражданина, которые содержатся в конституции или в другом основополагающем документе и регулируются ими, например, известной Декларацией прав и свобод гражданина, принятой после победы французской буржуазной революции 1789 года. Как видим, еще в период либерального правового государства было принято считать важным и доказанным то, что основные права человека и гражданина ограничивают государственную власть и что в соответствии с правовыми нормами государственная власть обязана гарантировать и обеспечивать права человека. Еще одной гарантией обеспечения прав человека будет являться осуществление принципа разделения властей в государстве, направленное на предотвращение злоупотреблений властью и для ее сдержек, о чем мы рассуждали в предыдущей главе нашего исследования[12].

В правовом государстве отношения между отдельными лицами, а также между лицами и государством регулируются ранее сформулированными правилами правового устройства, то есть нормами, устанавливающими порядок в общественных отношениях между людьми и исключающими безвластие и применение насилия. Это значит, что отношения между государством и его подданными становятся правовыми и подданные, которые раньше имели только обязанности, превращаются в граждан, наделенных помимо обязанностей определенными, установленными законом правами. Поэтому основной целью правового государства состоит обеспечение свободы граждан, свободы инициативы, предпринимательства и развития личности. На основе этого строится и правовой принцип: «разрешено все, что не запрещено законом»[13].

В правовом государстве индивидуум как личность, кроме частных прав субъекта (полученных еще во времена полицейского государства, которое, по мнению некоторых теоретиков, может служить примером первого правового государства), обладает и общественными правами, что предопределяет переход отдельной личности из статуса подданного в статус гражданина.

Современное правовое государство характеризуется тем, что гарантирует три группы общественных прав субъекта: права на независимость от власти; права на участие во власти; экономические, социальные, и культурные права, или, как иногда говорят, право на социальную помощь со стороны государственной власти[14].

Исторически раньше появляется и развивается группа прав на независимость от власти. Она объединяет: свободу веры, свободу вероисповедания и свободу совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность частной собственности; свободу передвижения по территории всего государства; тайну и неприкосновенность переписки; свободу слова и свободу мысли и объединения; право на неприкосновенность жилища; свободу выбора профессии и т. д. Перечисленные права называют еще «правами свободы», «правами гражданских свобод» или «гражданскими свободами и правами» (они отличаются от «политических свобод и прав», под которыми подразумевается право на участие граждан во власти)[15].

Политические свободы и права граждан в рамках правового государства следует отнести ко второй фазе его развития, и в различных странах существуют разные временные интервалы их возникновения. Данную группу прав составляют активное и пассивное избирательное право, право граждан участвовать в управлении делами государства, право гражданина лично обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления и т. п.

Экономические, социальные и культурные права как отдельная группа общественных прав субъекта характеризуют правовое государство новейшего периода его развития. Сюда, прежде всего, входят право на образование, свобода любой творческой деятельности, право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жизнь, достойную человека, и т. п. Гарантии этих прав находят особое выражение в высокоразвитых западных демократиях. Однако, по мере возможности, указанные права гарантируются и в менее развитых странах, так как это является условием для вхождения в современное международное сообщество[16].

Историк Смирнов В.П. отмечает, что политический строй, существовавший во Франции с момента ее освобождения осенью 1944 г. до принятия конституции Четвертой республики осенью 1946 г, вошел в историю под названием Временного режима. Это был непродолжительный, но очень важный период в истории Франции, когда демократические и антифашистские силы добились значительных успехов[17].

Политическая атмосфера освобожденной Франции характеризовалась стремительным подъемом демократических сил, огромным влиянием движения Сопротивления, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу. Широчайшие массы населения, освобожденные из-под гнета оккупантов и вишистов, жаждали новой жизни. Они больше не доверяли буржуазным политикам, которые привели Францию к поражению или сотрудничали с оккупантами.

Наринский М.М. в книге «Борьба классов и партий во Франции» говорит о том, что на первый план выдвинулись левые антифашистские, демократические группировки Особенно большой авторитет среди трудящихся завоевала Французская коммунистическая партия

Важное место в общественной жизни заняли профсоюзы. Возросло влияние Французской конфедерации христианских трудящихся (ФКХТ), насчитывающей в первые послевоенные годы до 500 тыс. человек[18].

Наряду с рабочими и демократическими организациями сохранила и даже увеличила свое влияние в массах та часть французской буржуазии, которая принимала участие в Сопротивлении Высоким личным авторитетом пользовался генерал де Голль, возглавлявший Временное правительство Его поддерживали все буржуазно-патриотические группировки Сопротивления и Социалистическая партия. Коммунистическая партия также считала, что неотложные задачи, стоявшие перед освобожденной Францией,— восстановление экономики, наказание предателей, обеспечение демократических прав и свобод, выработка новой конституции — требуют сплочения всех сил нации и поддержки Временного правительства

Большое влияние на идейно-политическую эволюцию французской буржуазии оказали взгляды генерала де Голля и его сторонников, получившие наименование голлизма. Еще в годы войны де Голль пришел к выводу, что возрождение довоенных порядков невозможно, а поэтому необходимы серьезные изменения в руководстве экономикой и политикой. Суть своих главных идей де Голль резюмировал в словах «нация», «сильное государство», «величие Франции», «социальные реформы». Исходным пунктом доктрины де Голля была старая идея «нации», использовавшаяся всеми идеологами правого лагеря. В соответствии с националистической традицией де Голль считал главной силой исторического развития не классы, а нации. Классовые интересы, с его точки зрения, носят частный характер и поэтому должны подчиняться общенациональным интересам, выразителем которых является государство. Чтобы государство могло успешно отстаивать общенациональные интересы, оно должно быть «сильным», т. е. располагать широкими полномочиями и по возможности меньше зависеть от партий. Борьба партий и классов подрывает стабильность и авторитет правительства, ослабляет «нацию» и, следовательно, вредна. Лишь сильное государство, пользующееся поддержкой всей нации, может направить Францию к ее высшей цели — «величию»[19].

По мнению генерала де Голля, «Франция, лишенная величия, перестает быть Францией»[20]. Поэтому главная задача всех французских патриотов состоит в том, чтобы вернуть своей стране «ранг» великой державы, оказывающей определяющее влияние на судьбы мира.

Важным элементом политики, направленной к созданию «сильного государства», сплочению «нации» и достижению величия, де Голль считал социальные реформы. В военных мемуарах де Голль говорит: «Чувство и размышления давно убедили меня, что освобождение страны должно сопровождаться глубокими социальными преобразованиями,— писал он в своих мемуарах.— Или мы сверху и быстро осуществим заметное изменение положения рабочих и частичное сокращение привилегий денег, или страдающая и разочарованная масса прудящихся вызовет потрясения, в которых Франция может потерять все, что у нее осталось»[21].

К числу необходимых реформ де Голль относил не только восстановление основных демократических свобод, но и частичную национализацию промышленности, государственный контроль над экономикой, систему социального страхования и условий труда, которая могла бы смягчить недовольство трудящихся.

Внешнеполитическая программа де Голля ставила вo главу угла проблему национальной независимости. В отличие от многих руководителей буржуазно-патриотических группировок Сопротивления, де Голль твердо отстаивал принцип национального суверенитета. Он выступал за союзные отношения с Англией и США, но вместе с тем указывал на необходимость союза с СССР, который де Голль со времен войны рассматривал как «некоторый противовес по отношению к англосаксонским странам»[22], гарантирующий независимость Франции.