Смекни!
smekni.com

Франция как пример правового государства после Второй мировой войны (стр. 5 из 13)

Особенно активно действовали мелкие и средние виноделы и животноводы, ставшие главными жертвами роста налогов и снижения закупочных цен.

На юге и в центре Франции возникло движение лавочников и ремесленников, лидером которого стал бывший вышист, владелец писчебумажной лавки Пьер Пужад. Это движение отражало протест массы мелкой буржуазии против монополий, налогового гнета и давления бюрократического государственного аппарата, но оно было использовано реакционными силами Пужадисты осуждали вмешательство государства в экономику, нападали на правительство, на все политические партии, но особенно яростно на Коммунистическую партию. Они требовали разогнать парламент, ограничить демократические свободы, беспощадно подавлять движение колониальных народов[35].

Непосредственные результаты массового движения 1953 г свелись к небольшому повышению заработной платы (на 4%), по «августовский социальный взрыв»оказал глубокое воздействие на весь ход классовой и политической борьбы.

Подготовка к выборам проходила в атмосфере начавшейся разрядки международной напряженности и активизации демократических сил.

Потерпев поражение в Корее и Индокитае, империализм был вынужден отступить. Миролюбивая внешняя политика СССР находила все более и более широкий отклик. В июле 1955 г. в Женеве состоялось первое после окончания второй мировой воины совещание глав правительств четырех великих держав СССР, США, Великобритании и Франции, которое высказалось за развитие контактов между странами Востока и Запада между ними начались переговоры о разоружении, расширении экономических и культурных связей. В ряде капиталистических стран шел подъем рабочего движения, наметился поворот части социалистов к сближению с коммунистами[36].

При первых признаках смягчения международной напряженности, а также изменений в политике СФИО и других левых группировок, Французская коммунистическая партия приложила все усилия для того, чтобы преодолеть раскол рабочего и демократического движения.

После досрочного роспуска парламента она обратилась к социалистам с предложением создать избирательный блок, к которому могли бы присоединиться «все республиканцы». Руководство Социалистической партии отклонило это предложение Социалисты и большинство радикалов решили выступать на выборах совместно, в рамках так называемого «Республиканского фронта», который, в соответствии с традициями «третьей силы», провозглашал свое намерение бороться и против правых и против коммунистов. Кроме радикалов и социалистов в «Республиканский фронт» вошли «социальные республиканцы» (бывшие деголлевцы) во главе с Шабан-Дельмасом и близкая к радикалам группа «Демократический и социалистический союз Сопротивления» (ЮДСР), одним из лидеров которой был участник Сопротивления, левый политический деятель Франсуа Миттеран[37].

В итоге на выборах в январе 1956 г. выступили три крупные политические- силы: Коммунистическая партия, «Республиканский фронт» и правые во главе с МРП и «независимыми». Кроме того, в выборах приняли участие пужадисты, организовавшие «Союз защиты ремесленников и торговцев».

Коммунистическая партия предложила избирателям демократическую программу, отвечавшую интересам широких масс населения. Она требовала вывода французских войск из Алжира, Марокко, Туниса и проведения переговоров с полномочными представителями народов этих стран. Коммунисты отстаивали принцип мирного сосуществования, боролись за дружеские отношения с социалистическими странами, выступали за всеобщее разоружение и запрещение атомного оружия. Внутриполитические требования включали повышение заработной платы, пенсий и пособий; увеличение продолжительности отпусков, снижение налогов и предоставление кредитов мелким крестьянским хозяйствам и ремесленникам[38].

Внутриполитические требования «Республиканского фронта» предусматривали улучшение социального законодательства, повышение национального дохода и жизненного уровня трудящихся, обеспечение полной занятости и государственную помощь «средним классам».

Результаты выборов показали, что в настроениях масс произошел сдвиг влево. В конечном итоге ни одна группировка по-прежнему не имела абсолютного большинства в Национальном собрании. Единственная возможность для формирования устойчивого правительства, способного провести в жизнь демократическую программу, заключалась в союзе левых партий: компартии и «Республиканского фронта». Компартия предложила социалистам и радикалам совместно рассмотреть вопрос о формировании правительства всех левых сил, но партии «Республиканского фронта» отклонили это предложение и предпочли создать правительство меньшинства. Откат от сотрудничества с компартией предопределил хроническую неустойчивость всех последующих правительств Четвертой республики

Историк Молочанов Н.Н. в книге «Четвёртая республика» говорит о том, что в апреле 1958 г. во Франции начался очередной правительственный кризис. Поскольку «Республиканский фронт» к этому времени развалится, а все буржуазные партии были расколоты на ультраколониалистoв и нео-колониалистов, правительственный кризис затянулся почти на месяц. Этим решили воспользоваться ультраколониалисты в Алжире. Утверждая, что французские правящие круги якобы готовы «отказаться от Алжира» (т. е. предоставить Алжиру независимость), они подняли мятеж.

При первом известии о мятеже Коммунистическая партия призвала трудящихся к стачкам и демонстрациям. Она вновь предложила единство действий всем Левым силам. Тем временем президент Франции Р. Коти и другие политические деятели установили тайные контакты с де Голлем и готовили его возвращение к власти. 15 мая 1958 г де Голль впервые после 1953 г. выступил перед журналистами. Он заявил: «Сегодня, перед лицом вновь возникающих испытаний, пусть страна знает, что я готов облечь себя властью республики». В качестве предварительных условий де Голль требовал предоставления ему чрезвычайных полномочий и отмены конституции 1946 г.

Коммунистическая партия решительно выступила в защиту конституции и демократических свобод, но другие левые группировки не поддержали ее. Партии «новой левой» раскололись. Мендес-Франс и Миттеран выступали против передачи власти де Голлю, а Ги Молле вступил с ним в негласные переговоры[39].

Ги Молле и его сторонники утверждали, будто единство с коммунистами неизбежно приведет к гражданской войне с мятежниками, тогда как передача власти де Голлю может избавить Францию от этой участи. Социалистическая партия, «Форс увриер», ФКХТ отказались принять участие в забастовке в защиту республики, организованной Коммунистической партией и Всеобщей конфедерацией труда. В демонстрации протеста против мятежников, устроенной по инициативе компартии в Париже, участвовали социалисты и радикалы, однако официальное руководство этих партий категорически отказалось от дальнейших совместных действий с коммунистами.

28 мая 1958 г. Пфлимлен, заранее договорившись с де Голлем, подал в отставку. Президент республики Коти объявил, что он решил обратиться «к самому знаменитому из французов», генералу де Голлю — с предложением сформировать правительство «национального спасения». Коти угрожал подать в отставку, если парламент не утвердит полномочия де Голля. Все главные партии, за исключением коммунистов, поддержали де Голля. В состав его правительства согласились войти «независимые», члены МРП, несколько радикалов и два социалиста, и том числе генеральный секретарь СФИО Ги Молле[40].

1 июня 1958 г. генерал де Голль представил Национальному собранию программного декларацию своего правительства «Своеобразный человек, которому предстояло возглавить правительство, пожелал и необычной процедуры для вступления в свои новые обязанности». Он прибыл в Национальное собрание один, без сопровождения министров, огласил краткую декларацию (чтение которой заняло всего 8 минут), и немедленно покинул заседание, предоставив депутатам решать вопрос в его отсутствие.

Все это подчеркивало, что речь идет не об обычной смене правительства, а о серьезных переменах в политике. В программной декларации де Голль, сославшись на «деградацию государства», угрозу «раскола и, может быть, гражданской войны», обещал «попытаться еще раз привести к спасению страну, государство, Республику». Он требовал предоставить ему чрезвычайные полномочия и дать мандат на реформу конституции, которая сохранит «основу республиканского режима».

Большинством в 329 голосов против 224 Национальное собрание выразило доверие правительству де Голля. Его поддержали «независимые», члены МРП и РПФ, примерно две трети радикалов и около половины социалистов, последовавших за Ги Молле. Против голосовали коммунисты, половина социалистов, треть радикалов во главе с Мендес-Франсом и отдельные политические деятели, в том числе Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение разработать проект новой конституции. После этого Национальное собрание было распущено «на каникулы» и более не собиралось[41]. Четвертая республика фактически перестала существовать.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что большое влияние на идейно-политическую эволюцию французской буржуазии оказали взгляды генерала де Голля и его сторонников, получившие наименование голлизма. В 1946 г. была принята конституция, которая воплотила в жизнь многие идеи конституционных проектов левых организаций Сопротивления. Она являлась одной из самых демократических конституций буржуазных стран. Ее характерной особенностью был широкий объем официально декларированных свобод и строгий контроль парламента над действиями правительства. Согласно конституции Франция провозглашалась «неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Помимо демократических прав, записанных в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституция 1946 г. добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование. Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, право на профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов». Но на деле интересы личности в деятельности государства не соблюдались, а именно реальное обеспечение прав и свобод личности, что является фундаментальным принципом правовой государственности.