Смекни!
smekni.com

Эволюция колониальной политики германской империи в 1871-1914 гг. (стр. 18 из 19)

Когда-то на домах ганзейских купцов висела надпись: «Мое поле деятельности – весь мир». Эта надпись стала девизом германских экспансионистов, руководимых прусскими юнкерами, также мечтавших о новых землях и рабах. «Король во главе Германии, Германия во главе мира», - таков был лозунг немецких претендентов на мировое господство. Не удивительно, что хвастливое заявление Вильгельма II: «На вас ложится ответственная задача помочь мне присоединить к нашей родине более обширную немецкую империю», как нельзя более точно отражало грабительские вожделения «молодого и сильного хищника» и было с энтузиазмом, подхвачено мещанством.

Все отмеченные выше «идеи» и «теории» не оставались лишь плодом разгоряченного воображения. Они были руководящими установками всех внешнеполитических мероприятий (21; с. 370).

Вывод II главы:

Колониальной движение Германии 1871-1914 гг. представляют массовые организации, целью которых выступала пропаганда колониальных захватов. К их числу относились Пангерманский союз, Колониальное общество, Флотский союз, Оборонный Военный союз и др. Они сформировались при активном участии интеллектуальной и банковской и промышленной элиты. Однако данные организации по своему характеру были надклассовыми в том смысле, что включали в себя представителей всех слоев немецкого общества. Цементирующим элементом идеологии данных организаций был крайний национализм и ура-патриотизм. Идеология колониальной экспансии базировалась на расовых, геополитических, экономических и милитаристских теориях.


Заключение

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Эволюция колониальной политики Германской империи в 1871-1914 гг. прошла 2 этапа:

1). 1871-1888 гг. связан с «эрой О. Бисмарка». Рейхсканцлер нехотя вел Германию по пути колониальной экспансии, поскольку более приоритетной для него оставалась «континентальная» - европейская дипломатия. Бисмарк всецело был поглощен тем, чтобы сохранить созданную им Германскую империю и избежать войны с какой-либо европейской державой или коалицией государств. В этой связи он: 1) укреплял сухопутные силы на случай возможного иностранного вторжения; 2) «дружил» с самым сильным континентальным государством – Россией; 3) заклю­чил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав Тройственный союз), чтобы иметь союзников в случае войны на два фронта – с Росси­ей или Францией; 4)всячески поощрял колониальную экспансию Франции в Африке и Азии, чтобы отвлечь французов от мысли о «реванше», о возврате Эльзаса и Лотарингии. Имея такой подход к внешней политике, Бисмарк очень неохотно шел на создание германских колоний, чтобы, в свою очередь, не рисковать опасными ссорами с великими державами. Под сильным давлением крупных торгово-финансовых и промышленных кругов «железный канцлер» вынужден был согласиться на создание в Африке и Океании немецких торговых колоний. При этом он сразу условился, что империя отказывается обеспечивать их военной поддержкой, т.к. не может отвлекать силы с европейского континента перед лицом угроз со стороны соседей. Ценность колоний для Бисмарка показало англо-германское Занзибарское соглашение, по которому рейхсканцлер обменял африканский протекторат Виту на стратегически важный для Европы район Гельголанд. Колонии часто служили Бисмарку разменной картой для реализации национальных интересов Германии в Европе.

2. 1888-1914 гг., связан с вильгельмовской эпохой. В отличие от Бисмарка новый кайзер грезил не европейской, а «мировой политикой». В связи с этим расширению колониальных владений Вильгельм II придавал особое значение. 1) колонии рассматривались как средство усиления престижа Германии на международной арене; 2) Строительство мощного военно-морского флота было в первую очередь нацелено на проведение широкомасштабной колониальной экспансии; 3) По всем направлениям Германия проводила агрессивную колониальную политику, идя по пути открытых столкновений с ведущими империями: с Британской во время поддержки буров в 1899 г., с Французской в период Марокканских кризисов 1905 и 1911 гг. При Вильгельме II Германия построила Багдадскую железную дорогу для проникновения на Средний Восток и перешла к практической реализации плана «трех Б», который предусматривал установление немецкого контроля над территорией по линии «Берлин – Багдад – Басра». 4) Принципиально иной стала схема управления и эксплуатации колоний, что было связано с увеличением числа монополий, заинтересованных в них. При Вильгельме империя ориентировалась на создание постоянных торгово-промышленных, хорошо защищенных колоний, имеющих свою специализацию. С целью эффективного управления ими в административный аппарат вводились банкиры и промышленники, которые лучше представляли потенциал рентабельности колоний, размещали здесь свои капиталы, обогащаясь, но и развивая колонии. Государство принимало активное участие в эксплуатации колоний, субсидируя многочисленные проекты по строительству железных дорог, созданию промышленных предприятий и банков.

2. В 1871-1914 гг. в Германии возникли и успешно действовали многочисленные политические, профессиональные, экономические, религиозные, культурно-просветительские союзы и общества, активно пропагандировавшие идею о необходимости расширения «жизненного пространства» для немцев и проведения широкомасштабной колониальной экспансии. Центральный союз немецких промышленников, Конфедерация промышленников, Ганзейская лига, Всегерманский съезд представителей торговли и Центральный союз торговой географии и содействия германским интересам за границей были организациями, через которые финансово-промышленная элита Германии оказывала давление на правительство, требуя политики колониальных захватов. По инициативе финансово-промышленной и интеллектуальной элиты в 1891 г. была создана организация, сыгравшая важнейшую роль в пропаганде германского колониализма. Это был Пангерманский союз, который координировал деятельность Флотского, Оборонного и Военного союзов. Первый занимался агитацией в поддержку строительства мощного ВМФ и наращивания военно-морских вооружений, второй – имел большое влияние на школу, пропагандировал необходимость военного обучения граждан и увеличения сухопутной армии, третий – был детищем немецкой интеллигенции и разрабатывал теоретическое обоснование колониальной экспансии Германии. В целом, именно эти общества сыграли решающую роль в том, что Германию в конце XIX – начале XX вв. захлестнула колониальная «горячка».

3. В арсенале колониальной идеологии Германской империи существовали различные теории, обосновывающие или оправдывающие необходимость колониальных захватов. С большой степенью условности их можно разделить на: 1) Расовые, которые вели речь о превосходстве немцев над другими народами, об их потенциальной победе в борьбе за выживание, в которую втянуты все живые существа, люди, народы, государства (Вольтман, Вольф, Ваше де Лапуж, Чемберлен и др.). 2) Геополитические. Наиболее яркой из них является теория географа Фридриха Ратцеля необходимости расширения и естественных, и политических границ Германии. 3) Экономические основывались на экономической составляющей общественной жизни Германии (Лист, Фабри, Зомбарт). Согласно им, рост промышленности приведет к увеличению численности населения страны и в результате возникнет избыток населения. Решение потенциальных проблем, связанных с излишним населением, виделось в захвате колоний и массовом переселении немцев в Заморье. 4)Милитаристские опирались на прусские воинские традиции и вели речь о том, что ментальный боевой дух немцев, их любовь к военной силе должны постоянно культивироваться. Этой цели и должна служить агрессивная широкомасштабная политика колониальных захватов (Клаузевиц и др).


Список источников и литературы

Источники:

1. Бисмарк Отто фон. Воспоминания. Мемуары. В 2 т. Мн.: «Харвест», 2001. Т. 1-2.

2. Бюлов Б. Воспоминания. Мемуары. / Пер. с нем. М-Л.: «Соцэкгиз», 1935.

3. Вильгельм II. События и люди 1878-1918г. Воспоминания. Мемуары. Мн.: «Харвест», 2003.

4. Колониальная политика капиталистических держав (1870-1914) / под ред. Е. Юровской. М.: «Просвещение», 1967. Вып. 1.

5. Тирпиц А. Воспоминания. Мемуары. М.: «Воениздат», 1957.

6. Фан дер Флит. К истории пангерманского союза // Красный архив. 1939. Т. 1. С. 215-223.

Литература:

7. Аветян А.С. Германский империализм на Ближнем Востоке. Колониальная политика германского империализма и миссия Лимана фон Сандерса / Под ред. Нарочницкого А.Л. М.: «Международные отношения», 1966.

8. Бабанцев Н.Ф., Прокопьев В. П. Германская империя 1871-1918 г. историко-правовое исследование. М.: «Красноярского Университета», 1984.

9. Баев В.Г. Германский конституционализм (конец XVIII – первая треть XX вв.) Историко-правовое исследование. Тамбов.: «ТГУ», 2007.

10. Бондаревский Г.Л. Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток (1888-1903). Ташкент.: «Узбекской ССР», 1955.

11. Бубе М. Партии в Германии: история и современные задачи // Обозреватель – Observer. – 2004. – № 5. – С. 109–120.

12. Букзескул В. Из истории пангерманизма и стремлений немцев на Восток // Из далекого и близкого прошлого. Пг.- М., 1923. С. 286-299

13. Виноградов В.И., Колик В.И. В пороховом погребе Европы 1878-1914 г. М.: «Индрик», 2003.

14. Виноградов К.Б. Мировая политика 60-80 годов 19 века. События и люди. Л.: «Ленинградский университет», 1991.

15. Виноградов К.Б.,Жданов Ю.В.Вильгельм II Гогенцоллерн и внешнеполитический курс кайзеровской Германии // Новая и новейшая история. 1988. № 3. С. 15-28.

16. Всемирная история в 24 томах. Т. 18. Канун I мировой войны / Под ред. Бодак А.Н, Войнич И.Е., Волчек Н.М. Мн., 1996.

17. Всемирная история / Под ред. Губера А.А, Гефтера М.Я, Ерусалимского А.С, Иванова Л.М. М.: «Социально-экономической литературы», 1987. Т. 7.

18. Гейдорн Г. Монополии. Пресса. Война. М.: «Прогресс», 1964.