Смекни!
smekni.com

Эволюция колониальной политики германской империи в 1871-1914 гг. (стр. 2 из 19)

Хронологические рамки исследования охватывают период немецкой истории с 1871 по 1914 гг. Верхняя хронологическая граница связана с датой образования Германской империи. Она является поворотным моментом не только для немцев, достигших единства и имперской формы государственности, но и для всей истории международных отношений последней 1/3 XIX-нач.XX вв. Немецкое государство, возникшее на политической карте Европы, вступило на путь колониальных захватов и претендовало на передел уже поделенного мира. Противоборство Германии с великими державами за обладание колониями привело к Первой мировой войне. Дата ее начала – 1914 г. – взята в качестве нижней хронологической границы, т.к. она является точкой отсчета вооруженной борьбы Германии с ведущими империями за расширение колониальных владений.

Источниковую базу работы составили различные по характеру документы и материалы, которые условно можно разделить на несколько самостоятельных групп.

1. Правительственные документы, большая часть которых содержится в сборнике Е. Юровской (4). Здесь сконцентрированы материалы заседаний рейхстага, где обсуждались проекты приоритетных направлений колониальной экспансии, определялась специализации колоний, выделение бюджетных ассигнований на колониальную администрацию, охранные войска и полицию, экспедиционные корпуса для подавления восстаний, социальные статьи: образования, медицинского обеспечения немецких колонистов и «туземцев». Сборник также содержит ключевые документы, как по истории германской колониальной политики, так и по истории международных отношений в 1871-1914 гг., в частности генеральный акт Альхесирасской конференции 1906 г., франко-германские соглашения по Марокканскому вопросу 1909 г. и 1911 г., а также русско-германское соглашение по Персидскому вопросу 1911 г. и др.

Также сюда следует отнести и опубликованные в журнале «Красный архив» депешу российского посла в Берлине Остен-Сакена и докладную записку помощника секретаря посольства Фан-дер Флита, посвященные истории пангерманского союза (6). Называя идеалы пангерманистов как плод фантазии, Ост-Сакен отмечает, что подготовка ими практических мер реализации своих планов серьезно затрагивает интересы России и подготовленная по его указанию докладная записка его подчиненного Фан-дер Флита полностью объясняет его опасения. Отличительной чертой пангерманистов, отмечает Фан-дер Флит, является свойственная немецкому духу, трезвость взглядов на достижение конечных целей союза – постепенная германизация народов, входящих в состав империи. Данный документ, несомненно, расширяет наши знания об идеологии и деятельности Пангерманского союза.

2. Мемуары государственныхдеятелей Германской империи.

Хотя в мемуарах князя Отто фон Бисмарка колониальным вопросам уделено мало внимания, однако они представляют интерес как источник по истории внутриполитических проблемам Германии и европейской дипломатии «железного канцлера» (1, 2).

В мемуарах Вильгельма II кайзера Германии, находят свое
отражение события и личности, оказавшие свое воздействие на
принятие государственных решений по международным проблемам, в том числе и по колониальной политике империи, приводимых зачастую к смене вектора в направлениях колониальной экспансии, широко представлена переписка германского кайзера с русским царем по вопросам, затрагивающим геополитические интересы России на Балканах, в Турции, Иране и на Дальнем Востоке (3).

Мемуары Бернхарда фон Бюлова в период правления, которого колониальная политика приняла наиболее агрессивный характер. Первый марокканский кризис 1905 г., строительство Багдадской железной дороги, захваты в Океании произошли именно в период его канцлерства, а его требование для Германии «места под солнцем» стало началом мощной программы по увеличению военной мощи армии и флота (2). Еще до начала развертывания в стране военно-строительной программы Б. фон Бюлов в августе 1897 г. заверил кайзера о безусловной ее поддержке всеми патриотическими силами Германии. Именно в канцлерство Б. фон Бюлова состоялся переход Германии в русло «мировой политики», основным направлением которой, по мнению канцлера, должна была стать активная экспансия в Африку.

И все же наиболее впечатляют в аспекте колониальной политики Германии воспоминания адмирала Альфреда фон Тирпица (5). Отставной морской министр, реализовавший большую часть флотской программы, в своих воспоминаниях определенное место отводит колониальной политике Кайзеровской Германии, считая, что ее успех в значительной мере стал бы более эффективен, если бы с самого начала германской колонизации Заморья она была бы поручена не министерству иностранных дел, а морскому министерству.

Методология исследования. В работе использовался диалектический метод, который включает в себя следующие принципы: историзма, объективности, и всесторонности. Принцип историзма заключается, как требование рассматривать любой объект, любое явление (в данном случае Колониальную политику Германии) в историческом контексте, в развитии, с учетом причинно следственных связей. Принцип объективности дал возможность подходить ко всем процессам и явлениям критически и выстроить логику изложения. Принцип всесторонности позволил определить предмет исследования и рассмотреть его целостно.

Среди методов исследования активно использовался хронологический позволивший рассмотреть все изученные явления с точки зрения их последовательности. Это дало возможность глубже раскрыть суть рассматриваемых процессов, очень насыщенными фактами и событиями.

Структура работы обусловлена основной целью и задачами исследования: состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.


Глава 1. Колониальная политика Германской империи в 1871-1914 гг

§ 1 «Железный канцлер» О. Бисмарк и начало колониальной экспансии Германской империи (1871-1888 г.)

Широкая пропаганда в пользу активной колониальной политики началась в Германии еще в конце 70-х годов. Наиболее ревностными агитаторами были миссионерами, типа Фабри, его брошюра «Нуждается ли Германия в колониях?» пользовалась большим успехом в буржуазных кругах и в националистических ферейнах. Колониальная агитация миссионерских кругов едва ли, однако, привлекла бы к себе внимание правительственных сфер, если бы она не пользовалась поддержкой со стороны крупных банкиров, магнатов тяжелой промышленности, судовладельцев и тех представителей ганзейской буржуазии, которые уже наладили экономические связи с некоторыми колониальными странами (21; с. 123).

Любопытно, что эта примитивно грабительская идея, родившаяся в период первоначального накопления капитала, прельстила в начале 80-х годов довольно разнородные круги в Германской империи. То были, с одной стороны, аристократические и офицерские круги, группировавшиеся вокруг «консервативного клуба», во главе которого стоял крупный померанский помещик и кайзеровский камергер граф Бер-Банделин, с другой стороны, к ним примкнули некоторые мелкобуржуазные элементы и неудачливые интеллигенты, отставные лейтенанты, чиновники и юнкерские сынки. Именно эти круги, смотря на преуспевающих банкиров и крупных промышленников, считали, что непосредственное и активное участие в колониальном разбое открывает перед ними широкие перспективы в смысле добычи земель, богатства, славы и хорошо оплачиваемых постов (24; с. 228-229).

Крупные банки – играли ведущую роль и в колониальной экспансии германского империализма. При этом особое место занимали созданные на рубеже XIX и XX вв. колониальные банки (60; с. 44).

Два крупнейших банка «Дисконтогезельшафт» и «Немецкий банк» в семидесятых годах взяли в свои руки кредитование экспортной и импортной торговли Германии (58; с. 204).

Наблюдая процесс развития банков в Германии, мы приходим к заключению, что в ней крупные банки создаются не путем медленного объединения, - крупные банки уже рождаются крупными. Преимущества крупных банков позволяют им особенно быстро и успешно развиваться (34; с. 154).

В 1880 году Ганземанн, глава банка «Дисконтогезельшафт», уже был заинтересован в делах гамбургской торговой фирмы «Годефрой»; эта фирма владела факториями на о. Самоа, но в годы грюндерства она неудачно занялась спекулятивной биржевой игрой акциями рейнско-вестфальской горной промышленности и, в конце концов, оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти свои капиталы, глава фирмы «Годефрой» решил воспользоваться тем, что в её делах был лично заинтересован статс-секретарь ведомства иностранных дел фон Бюлов. Расчет оказался правильным.

Но главную роль в спасении фирмы «Годефрой» сыграл советник ведомства иностранных дел Генрих фон Куссеров. Занимая, важный пост в дипломатическом ведомстве и притом находясь, в ближайшем окружении Бисмарка, он оказался тем «подходящим человеком на подходящем месте», который всегда выступал в качестве посредника между заинтересованными кругами немецкой буржуазии и высокими правительственными инстанциями. И на сей раз, он выступал в интересах фирмы «Годефрой» и Бюлова, сумев привлечь к делу и Ганземанна. Главу «Дисконтогезельшафт» уже влекли к себе неведомые дали колониальной экспансии и широкие возможности получения колониальных сверхприбылей; он охотно откликнулся на зов «Годефрой» о помощи при условии, если германское правительство предоставит фирме государственные субсидии и гарантии. Более того, это означало, что ради их финансовых махинаций правительство втягивается в дела колониальной политики (24; с.216-217).

Внешняя политика крупных держав оказывалась неотделимой от колониальной политики, а дипломатия все чаще обслуживала интересы мощных буржуазных фракций, добивавшихся особых выгод в той или другой зоне мира и влиявших на формирование глобальных внешнеполитических замыслов (14; с. 157).