Смекни!
smekni.com

Юридическая природа неимущественных прав (стр. 13 из 18)

Останкинским районным судом г. Москвы 11 ноября 2005 г. был также обоснованно удовлетворен иск П. к ЗАО "Проф-Медиа-Пресс". Основанием для обращения в суд явилась публикация в той же газете статьи, сопровожденной фотографическим изображением истца, который был искажен автором статьи. Содержание анонса статьи, фотография, дополненная искусственным внесением пороков кожи, по мнению истца, нарушает его право на тайну личной жизни, а также на личное изображение, поскольку оно не соответствует действительному изображению.

Ответчик, считая свои действия правомерными, пояснил, в частности, что изображение П. представляет собой отредактированную фотографию истца, которая является частью его творческой деятельности. Публикуя информацию об истце, редакция газеты реализовала свое право на информацию, гарантированную п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации.

Оценив опубликованную ответчиком статью, фотографическое изображение истца, суд признал нарушением нематериальных благ истца публикацию его искаженного фотографического образа, поскольку любое изображение публично известного лица основано на принципе узнаваемости, а такая публикация направлена на подмену сформировавшегося личного образа истца вымышленным образом, сделанным журналистом. Доводы ответчика о творческом подходе к видению проблем не подтвердились в судебном заседании. Под творчеством понимается создание нового произведения, тогда как в рассматриваемом

По изученным делам имели место также случаи распространения средствами массовой информации сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство, доброе имя и деловую репутацию публичных лиц.

Статья 152 ГК РФ предоставляет гражданину, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, право наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда.

Пресненский районный суд г. Москвы решением от 29 апреля 2005 г. обоснованно удовлетворил иск К. к ООО "Спид-Инфо" и автору статьи о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда.

Истец, являющийся публичным лицом, указал в иске, что в издании "Спид-Инфо" в рубрике "Звездные игры" была опубликована статья, в которой в оскорбительной форме повествуются воспоминания о нем. Эти сведения, по утверждению К., не соответствуют действительности.

В судебном заседании было установлено, что истец никогда не был знаком с лицом, у которого корреспондент издания брал интервью. Кроме того, поскольку оспариваемые сведения касаются не только лица, давшего согласие на публикацию, но и истца, автор статьи должен был получить согласие на опубликование материала у истца, а также удостовериться в действительности сообщаемых сведений. Это автором не было сделано.

Суд обязал ООО "Спид-Инфо" опровергнуть сведения в установленном законом порядке, а в счет компенсации морального вреда взыскал с общества и с автора статьи определенную сумму.

Воспользовавшись своим правом на судебную защиту, Б. обратился в Таганский районный суд г. Москвы с иском к ООО "Арбат энд Ко", редакции журнала "АрбатПрестиж ТелеГид" о защите чести, достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда, указав, что в рубрике журнала "Холостяки под прицелом" была опубликована статья, в которой распространены оскорбительные сведения, которые, по мнению автора статьи, якобы имели место и которыми истец публично гордился. Между тем распространенные сведения не соответствуют действительности, порочат его честь, достоинство, деловую репутацию и причиняют ему нравственные страдания.

В решении от 31 октября 2005 г. Таганский районный суд г. Москвы правильно указал, что Б. является публичным лицом, поэтому любая информация, касающаяся истца, тут же подхватывается средствами массовой информации и обсуждается миллионами граждан. Общеизвестным фактом является его профессиональная и благотворительная деятельность, в связи с чем распространение сведений, не соответствующих действительности, влечет негативные последствия для его деловой репутации.

Признав требования обоснованными, суд обязал ООО "Арбат энд Ко" опровергнуть сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца, в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу и взыскал сумму в возмещение морального вреда[87].

В большинстве случаев восстановление положения, существовавшего до нарушения неимущественного блага или личного неимущественного права, может быть достигнуто посредством применения (самостоятельно или в сочетании с другими способами) такого способа защиты как пресечение действий, нарушающих нематериальное благо или личное неимущественное право либо создающих угрозу их нарушения. Цель данного способа защиты заключается в прекращении нарушения неимущественного блага (личного неимущественного права) лица на будущее время или устранения угрозы его нарушения. Пресечение действий, создающих угрозу нарушения неимущественных благ, может быть использовано в случае, когда известно о готовящемся опубликовании в печати (других средствах массовой информации) сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию лица. Пресечение действий, нарушающих неимущественные блага или личные неимущественные права граждан, обычно применяется при длящемся правонарушении, например, в случае выброса заводом вредных веществ в атмосферу, превышающих допустимые нормы, чем причиняется вред здоровью граждан.

Лицо, чьи неимущественные блага и личные неимущественные права нарушены изданием незаконного административного акта, имеет право на их обжалование в судебном порядке. Суд принимает решение о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным полностью или частично, если установлено, что данный документ не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает охраняемые неимущественные интересы граждан. Незаконный акт признается недействительным с момента его издания, при этом дополнительной отмены со стороны издавшего органа не требуется. Данный способ защиты может применяться с другими способами или носить самостоятельный характер, если преследуется цель только констатации недействительности акта.

Осуществляя правосудие по требованию гражданина о защите его неимущественного блага или личного неимущественного права, суд вправе использовать такой способ защиты, как неприменение акта государственного органа или органа местного самоуправления, обосновав по какой причине данный акт, не подлежит применению, какой норме и какого закона он противоречит. Данный способ защиты может применяться как в отношении индивидуально-правовых, так и в отношении нормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления. А.П.Сергеев обращает внимание, что судом не должны применяться акты любых государственных и местных органов, включая те из них, признание недействительности которых не относится к его компетенции. В случае, когда признание недействительности незаконного акта входит в компетенцию данного суда, он не может ограничиться лишь неприменением незаконного акта, а должен объявить его недействительным[88].

Следует отметить, что рассмотренные способы защиты — неприменение и признание недействительными актов государственных и местных органов — используются довольно редко; на практике еще не оценены их положительные стороны в деле охраны нематериальных благ и личных неимущественных прав граждан. Однако, такая ситуация не свидетельствует о полном соответствии актов, издаваемых государственными органами и органами местного самоуправления, требованиям закона. Если нарушением неимущественных благ или личных неимущественных прав лицу был причинен имущественный вред, оно вправе требовать возмещения причиненных убытков (ст. 15 ГК РФ). Необходимость применения указанного способа возникает, например, в случае причинения вреда здоровью гражданина (ст.ст. 1084— 1087 ГК РФ), его жизни (ст.ст.1084, 1088-1089, 1094 ГК РФ), чести, достоинству, деловой репутации (ст.152ГКРФ).

Гражданский кодекс предусматривает возможность компенсации морального вреда в качестве одного из способов защиты неимущественных благ и личных неимущественных прав граждан. Суд вправе возложить на нарушителя нематериальных благ (личных неимущественных прав) обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину были причинены нравственные или физические страдания (ст. 151 ГК РФ).

Рассмотрим специальные способы защиты неимущественных благ, которые установлены ст. 152 ГК РФ. Суть их состоит в том, что физическое или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Что же касается опровержения, то согласно вышеуказанной статье, его суть состоит в обоснованном отрицании распространенных сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию определенного лица, и их несоответствии действительности[89]. При этом имеется в виду опровержение по суду таких сведений, которые:

- порочат честь, достоинство и деловую репутацию;

- распространены ответчиком;

- не соответствуют действительности.

На вопрос о том, какие сведения считать распространенными, закон не дает ответа. В определенной мере данный пробел восполняется в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации №3 от 24 февраля 2005 года, в котором перечислены возможные случаи такого распространения. Что касается формы распространения порочащих сведений, то ей законодательного значения не придается, так как важен сам факт распространения. Именно он служит основанием возложения обязанности дать опровержение. Чаще всего сведения, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию, содержаться в высказываниях. Несоответствие распространяемых порочащих сведений в действительности означает, что содержащаяся в них информация либо относится к обстоятельствам, которых не существовало вообще, либо отражает последние не такими и не так, какими и как они были на самом деле.