Смекни!
smekni.com

Юрилические лица - общая характеристика (стр. 4 из 6)

До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый Гражданский кодекс РФ 1994 г. наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью. Было бы ошибочным, однако, полагать, что теперь правоспособность юридических лиц носит, по общему правилу, универсальный характер. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения из общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Этот вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что ныне такие организации составляют численное большинство в стране.

Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т. п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.

Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей — прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица — это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т.п.), так и несколько одновременно (например, директор и Дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных учредительными документами. Подобные сделки могут признаваться недействительными только в том случае, если другая сторона знала или ведомо должна была знать о таком превышении.

Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выполнение заключенных договоров), как правило, невозможно без целенаправленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность (см. ст. 402 ГК).

В завершении рассмотрения правоспособности юридического лица я хотел бы обратить внимание на некоторые факторы, которые образуют правоспособность юридического лица как таковую. Многие из них из-за ошибок законодателя являются лишними, порой и абсурдными.

Сходство и различия учредительного договора и устава.

Общие признаки:

1. Учредительный договор и устав являются корпоративными сделками, в результате их совершения появляется новый субъект права – юридическое лицо.

2. Учредительный договор и устав являются учредительными документами и регламентируют корпоративные отношения, существующие между любым юридическим лицом, его учредителями и управляющими.

Различия:

1. Учредительный договор – гражданско-правовой корпоративный договор, тогда как устав представляет собой гражданско-правовую корпоративную сделку, одностороннюю или многостороннюю, но не является договором.

2. После создания юридического лица учредительный договор регламентирует корпоративные отношения с участием указанного юридического лица. Устав определяет только корпоративные отношения с участием юридического лица и его учредителей.

Учитывая функции, которые выполняет учредительный договор в процессе создания и деятельности юридического лица, его существование представляется излишним, поскольку он может быть заменен договором о совместной деятельности, а с другой – уставом.

Избрание органов юридического лица является результатом совершения учредителем (учредителями) – гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами) юридически значимых действий.

Решение учредителя (учредителей) о создании юридического лица оформляется в виде документа- решения единственного учредителя либо протокола учредительного собрания.

Порядок принятия решения о создании юридического лица подчиняется императивным нормам законодательства, прежде всего регламентирующего правовое положение создаваемого субъекта права, а также общим правилам о порядке совершения сделки.

Правовые последствия принятия учредителем решения о создании юридического лица. Анализ современного российского законодательства и практики создания юридических лиц позволяет сделать вывод, что теоретически с момента принятия учредителями решения о создании юридического лица, возникает частично правосубъектное образование, которое вопреки прямому указанию закона уже обладает правоспособностью, имеющей узко специальный характер, но еще не является дееспособным. Правосубъектность в полном объеме и дееспособность возникают с момента государственной регистрации юридического лица. Учитывая специфику возникающего субъекта, назовем его предварительным юридическим лицом. От зарегистрированного юридического лица данный спецсубъект отличается:

1. у него нет признака имущественной обособленности;

2. предварительное юридическое лицо не обладает исключительными правами, в том числе на свое название;

3. оно не вправе совершать сделки, заключать договоры;

4. оно не несет самостоятельной имущественной общественности.

Совокупность указанных юридических фактов приводит к возникновению частичного правосубъектного образования, которое обладает правоспособностью, но не является дееспособным. Дееспособность юридического лица возникает в полном объеме после наступления всех юридических фактов, опосредующих создание юридического лица (наличие сделок с недвижимостью; государственная регистрация; наличие актов государственных органов, предваряющих создание юридического лица и др.)

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация юридического лица является формой прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна именно в последнее время. Особенно это связано с таким видом ликвидации как банкротство. Ежедневно в прессе можно много слышать об этой злободневной проблеме, но она в основном обсуждается с критической точки зрения. Целью данной главы является показать ликвидацию как специфический вид прекращения юридических лиц с его особенностями. Так мы разберем детально стадии ликвидации юридического лица и остановимся на такой важнейшей проблеме как банкротство.[8]