Смекни!
smekni.com

Второе Болгарское царство (стр. 5 из 6)

5 Кризис Османского государства и болгарские земли в XVII в.

Однако уже в конце XVI- начале XVII в. потенциал казавшегося всесильным Османского государства начал иссякать. Первым проявлением начавшегося упадка стало сокрушительное поражение турецкого флота в битве с объединенными морскими силами христианских государств (Венеции, папства, Испании, Генуи, Савойи, Мальтийского Ордена и др.) при Лепанто в 1571 г. Хотя вплоть до 80-х гг. XVII в. военные действия османов в Центральной и Юго-Восточной Европе развивались в целом успешно, суть их состояла уже не в расширении границ империи, а в противостоянии Габсбургской монархии, Речи Посполитой, а с 70-х гг. XVI в. - России. В 1683 г. турки были наголову разбиты под австрийской столицей Веной войсками польского короля Яна Собеского, а в 1684-1698 гг. Порта проиграла войну Священной лиге (Австрия, Польша, Венеция, Россия). Заключенные в 1699г. в Карловцах (Словения) мирные договоры Турции с державами Лиги положили конец многовековой экспансии османов в Европу.

Внешнеполитические неудачи Османской империи были непосредственно связаны со сложившимися в течение XVII в. кризисными явлениями в экономике и политике. Во-первых, перестала нормально функционировать тимарная система землевладения. Несмотря на попытки государства увеличить число спахий-тимаристов за счет массовой раздачи новых наделов в Румелии, положение держателей тимаров заметно ухудшилось. Средний размер спахийского тимара в XVII в. не превышал трех тысяч акче, чего в условиях “революции цен” уже не хватало для снаряжения воина и вооруженных слуг. Наряду с сокращением общего фонда земель, раздаваемых спахиям, тимариотское владение испытывало натиск со стороны османского чиновничества и мусульманского духовенства, которые в это время активно расширяли свои земли при содействии государства. Часть земельных наделов превращалась в фактически наследственные владения - чифтлики, - обрабатываемые крестьянами-издольщиками.

Вторым фактором кризиса Османского государства, имевшим особое значение для болгарских земель, стал упадок провинциального управления. Его функции все более переходили к местной феодальной верхушке - аянам, а сбор налогов сосредоточивался в руках откупщиков, с конца XVII в. приобретавших пожизненные права на фискальную деятельность взамен регулярных взносов в казну. Упадок провинциальной администрации способствовал произволу чиновничества и аянов, бандитизму обнищавшего спахийства и деклассированных мусульман, во все больших масштабах выталкиваемых переживавшим кризис османским государством на балканскую периферию своих владений.

Кризисные явления XVII в. тяжело сказались на развитии болгарской деревни. Увеличились в денежном выражении государственные налоги, прежде всего - джизье, была введена система принудительных закупок у крестьян по низким ценам сельскохозяйственной продукции. Тимариоты-спахии, чифликчии-аяны и откупщики стремились увеличить свои доходы, взимая в свою пользу государственные налоги, что не освобождало крестьян от обязательств по отношению к власти.

В болгарских городах до конца XVII в. еще продолжался подъем ремесленного производства и торговли, начавшийся в предыдущем столетии. София, Пловдив, Видин, Силистра, Русе, Варна, Шумен, Сливен были крупнейшими центрами Европейской Турции, в Чипровцах Самокове, Чирпане процветали горнорудное дело и металлургия. В городах росла доля болгарского населения. Однако в конце XVII в. кризис коснулся и городской жизни. Политическая нестабильность в стране и начало активного проникновения на османские рынки европейских товаров как следствие включения в мирные договоры христианских государств с Османской империей т.н.капитуляций - прав на торговые привилегии для европейских купцов - создавали в целом неблагоприятные условия для развития болгарских городов. Однако процесс накопления болгарским зажиточным населением денежных и материальных ценностей не прекращался и в это время. Наряду с многочисленными ярмарками в болгарских землях местные купцы участвовали в международной торговле, прочно удерживая авторитет в снабжении Стамбула и городов Румелии продовольствием и вывозя сельскохозяйственную продукцию (кожи, шерсть, воск, зерно) в Центральную и Восточную Европу.

Сопротивление болгарского населения османскому владычеству составляет важнейшую тенденцию истории Болгарии в позднем средневековье. На протяжении веков изменялись его формы, социальное содержание и активность, но именно сопротивление османам сформировало специфические черты складывавшейся болгарской нации и ее самосознания.

В первые десятилетия османского владычества наиболее заметной формой противостояния были вооруженные выступления болгар под руководством последних представителей высшей болгарской знати. В 1408 - 1422 гг. имел место ряд вооруженных попыток восстановить суверенитет болгарских земель под предводительством Константина и Фружина - сыновей последних правящих в Болгарии представителей династии Асеней - Ивана Срацимира и Ивана Шишмана. В 1443 - 1444 гг. болгары приняли весьма активное участие в крестовых походах против османов, организованных Венгрией. К этому же времени относятся и первые сведения о распространении в болгарских землях гайдучества - действий вооруженных отрядов из местного населения, нападавших на османских чиновников, сборщиков податей, торговцев и пр. , а иногда совершавших нападения и на крупные населенные пункты. Так, одно из первых болгарских сведений о гайдуках гласит, что в 1454 г. “Царь Мехмед пленил в Софии болгарского воеводу Радича”. Особенно активным было гайдуцкое движение в гористых и покрытых лесом районах Западной Болгарии, а наибольшие масштабы оно приняло в конце XVI в., с началом военных неудач Турции и нарастанием кризисных тенденций в османской системе управления болгарскими землями.

С этого же времени берет начало новая форма антиосманской борбы болгар - массовые восстания в поддержку антитурецких войн европейских держав. Первым их них стало восстание 1598 г. в древней болгарской столице Тырнове . Его подготовила группа болгарских “первенцев” во главе с никопольским торговцем Тодором Балиной и тырновским митрополитом Дионисием, происходившим из знатного греческого рода Ралли. Болгарские заговорщики действовали в тесном контакте с дубровницкими торговцами Павлом Джорджичем и братьями Соркочевичами, которые связали их с австрийским императором Рудольфом II и государем Валахии, Трансильвании и Молдовы Михаем Храбрым. Подготовка восстания завершилась к 1598 г., когда со вступлением войск Михая в османские владения тырновцы восстали и провозгласили царем Шишмана, якобы являвшегося потомком Асеней. Однако восстание было подавлено османами, а его руководители и участники - вынуждены бежать за Дунай. Важнейшим результатом восстания было то, что оно вновь обратило внимание Европы на болгар - народ, который до того воспринимался не только европейцами, но и османами как безликая часть христианского населения империи.

В XVII в. вероятного союзника в лице болгар активно ищет папский престол - один из основных центров организации антиосманских действий европейских держав. Иерархия образованных в болгарских землях епархий католической церкви занималась подготовкой новых выступлений и обеспечением их международной поддержки. Новые восстания вспыхнули в конце столетия в обстановке решающей схватки между европейскими государствами и Турцией за османские владения в центре Европы. Поздний русский источник легендарного характера содержит сведения о восстании в Тырнове в 1686 г. во главе с объявившим себя потомком болгарских царей Ростиславом Срацимировичем, но считать это восстание историческим фактом нет достаточных оснований. В 1688 г. ареной нового болгарского восстания стала Северо-Западная Болгария, а центром - горнорудный центр Чипровцы. Вооруженные отряды чипровских болгар, значительная часть которых исповедовала католичество, во главе с Георгием Пеячевичем и Богданом Мариновым выступили в поддержку австрийских войск, в очередной раз вторгшихся в османские владения. Восстание в Чипровцах было подавлено османами совместно с восставшим против Габсбургов венгерским феодалом Имре Текели, а значительая часть местного болгарского населения эмигрировала в Австрию. Отдельные отряды повстанцев продолжали борьбу до 1689 г. Вместе с чипровскими болгарами против турок сражались крестьяне Македонии во главе с гайдуком Карпошем и гайдуцкие отряды из Южной Болгарии, предводительствуемые воеводой Страхилом.

Наряду с вооруженной борьбой решающую роль в формировании болгарской нации и сохранении самобытности болгар играло их пассивное сопротивление османам, очагами которого были семья, сельская и городская общины, церковный приход и монастырь. Сопротивление болгарской семьи культурному и демографическому натиску османов способствовало сохранению “чистоты крови”, христианской веры, языка и самобытности болгар. Богатый фольклор болгарского народа, корни которого восходят к XV-XVII вв., сохранил массу примеров верности болгарских женщин домашнему очагу, стойкости в вере духовенства и мирян. В то же время вряд ли стоит принимать на веру сложившиеся в основном в XIX в. легенды о сопротивлении болгар якобы массовому насильственному обращению в ислам или считать показательными единичные случаи принудительной исламизации болгарских горожан, зафиксированные в житийной литературе.