Смекни!
smekni.com

Образование болгарского государства и народности (стр. 2 из 7)

Занявший после Аспаруха болгарский престол хан Тервель (700-721) сумел подружиться с Византией и в 705 г. оказал содействие восстановлению на престоле низложенного византийского императора Юстиниана II , явившись под стены Константинополя с большим войском. В награду за поддержку Тервель получил титул “кесаря” и область Загорье, к югу от Старой Планины. Кратковременная размолвка Болгарии и Византии из-за этой области в 708 г. не омрачила дальнейших мирных отношений. В 716 г. мы застаем Тервеля, подписывающего выгодный для Болгарии мирный договор с Византией, которым подтверждалась выплата дани Болгарии. Тервель был союзником Византии в борьбе с арабами. В целом же этот хан был яркой личностью, не чуждался он и христианских идеалов, хотя сам возглавлял языческую Болгарию. Сохранился его перстень, на котором читается надпись :”Богородица, помоги Тервелю, кесарю”. Ко времени этого хана относят сооружение впечатляющего каменного барельефа, высеченного на скале близ местечка Мадара, недалеко от Плиски. Сохранившиеся вокруг “Мадарского всадника” надписи, правда, фрагментарные и с трудом читаемые, повествуют об успехах политики Тервеля.

В 803-814 гг. на болгарском престоле хан Крум, не менее блистательный, чем Тервель. О Круме повествуют многие источники, из которых узнаем о впечатляющей внутренней и внешней политике этого болгарского правителя. Так, Крум явился первым законодателем Болгарии. Законы хана сохранились в пересказе греческого энциклопедического словаря - Суды (Х в.). Согласно данным “Суды” законы были изданы Крумом после допроса им аварских пленников, которые назвали в числе причин, повлекших гибель своего мощного государства, клеветничество, мздоимство, пьянство и рост социального неравенства. Дабы остановить развитие этих пороков в Болгарии, Крум и издал законы, регулирующие судопроизводство, ужесточающие наказания за воровство, а также приказал вырубить в Болгарии виноградники.

Хану Круму удалось провести административную реформу. Было ликвидировано деление страны на племенные единицы - “Словении”, вместо которых вводились “Комитаты” с представителями центральной власти во главе.

В законах говорилось, что “если кто-нибудь обвинит другого, не следует его слушать, а сначала связав, надо его допросить, и если окажется, что он клеветал и лгал, убить его. И пусть не будет дозволено давать пищу тому, кто ворует, и если кто-то отважится на это, то пусть будет тотчас отобрано его имущество. Каждому нищему давать не мало, а сполна, чтобы он снова не впал в нужду, иначе пусть будет отобрано имущество у того, кто этого не сделает”.

Внешнеполитическая деятельность хана Крума была не менее удачной. Болгарский хан успешно воевал с Византией., которая не оставалась в долгу. В 811 г. большое византийское войско во главе с самим императором Никифором выступило в поход против Болгарии. Византийцам удалось захватить и разграбить болгарскую столицу Плиску, после чего Никифор поспешил вернуться в Константинополь. Но путь был прегражден болгарским войском. В узком ущелье болгары устроили засаду, соорудив мощный завал из поваленных деревьев. По словам хрониста, император воскликнул: ”Даже если бы мы обрели крылья, никто не мог бы надеяться избежать гибели”. Попавшее в засаду войско было разгромлено болгарами, погиб и сам император Никифор. Как военный трофей и знак блистательной победы демонстрировал Крум окованную серебром чашу, сделанную из черепа погибшего византийского императора.

Победы болгарского хана следовали одна за другой. В его руках оказался центральный город Фракии Одрин. В начале 814 г. Крум был готов отправиться на штурм византийской столицы - Константинополя. Однако в разгар приготовлений он внезапно скончался. Реформы Крума, в частности административная, присоединение к Болгарии областей, населенных преимущественно славянами, все это ускорило процесс ассимиляции протоболгарского этноса славянским.

Болгария набирала силу. С ней вынуждены были считаться Византийская и Франкская империи. С Византией сменивший Крума хан Омуртаг (814-831) предпочитал дружить, а не воевать. Уже на следующий год после своего вступления на престол болгарский хан заключил с Византией договор о 30-летнем мире. И подтвердил верность этому договору прийдя на помощь византийскому императору Михаилу II в его борьбе с незаконным претендентом на престол Фомой Славянином. Воевать Омуртагу пришлось на Северо-Западе Болгарии, на дунайской границе и против франков в 824-825 гг.

В своей внутренней политике Омуртаг продолжил начатые его отцом меры по укреплению государственного правопорядка и центральной власти. Развернулось большое строительство. Была восстановлена столица Болгарии Плиска, разрушенная в 811 г. Никифором. Там был построен новый дворец, языческий храм, обновлены городские укрепления. Поскольку болгарский хан менял свои резиденции, дворцовые комплексы были построены и вне Плиски в разных областях Болгарии. Так, был выстроен дворец на Дунае, о чем повествует впечатляющая надпись, высеченная на колонне. Надпись гласит: ”Великий хан Омуртаг, пребывая в старом дворце своем, воздвиг преславный дом на Дунае и измерив расстояние между двумя всеславными дворцами, насыпал посредине курган. От вершины этого кургана до моего старого дворца аула - двадцать тысяч оргий, и до Дуная - двадцать тысяч оргий. Сам же курган всеславен. Как бы хорошо ни жил человек , он умирает и рождается другой. И пусть рожденный после нас, увидев это, вспомнит его создателя. А имя владетеля Омуртаг - великий хан. Да благословит его Бог прожить сто лет”. О строительстве еще одной ханской резиденции повествует и такая надпись:” Великий хан Омуртаг - Богом поставленный владетель земли, где он родился, пребывая в стане своем Плиске воздвиг аул на реке Тича... и построил искусно мост через Тичу вместе с аулом, и поставил в этом ауле 4 колонны, и на колоннах двух львов. Владея многими болгарами и покоряя врагов своих, пусть проживет от в радости и веселье сто лет, Время же, когда было все это построено по болгарскому счету первый год вола, а по греческому пятнадцатый индикт”.

Ханские надписи свидетельствуют о том, что болгарские владыки хранили протоболгарские традиции. Они сообщают и о системе протоболгарской администрации. Так, в записи о сменившем Омуртага хане Маламире (831-836) сообщалось, что “Великий хан Маламир - Богом поставленный владетель. Его старый боил-кафхан Исбул построил этот водосток и передал его владетелю. И много раз давал владетель болгарам еду и питье, а боилам и богаинам большие дары”. Еще об одном хане Пресиане (836-852 гг.) говорилось. что он послал кавхана Исбула и дал ему войско с ичергу-боилом и кана-боилом Колобером. И двинулся кавхан на смолян. Когда кто-то говорит правду, Бог видит, и когда кто-то лжет, Бог видит. Болгары сделали много хорошего христианам, а христиане забыли об этом, Но Бог видит”. Надписи свидетельствуют о том, что ханы отделяют болгар-тюрок от остального населения страны, т.е. этническая разделенность протоболгар и славян в середине IX в. еще сохранялась.

У протоболгар сохранились и свои, присущие лишь этому этносу навыки и черты. Судя по источникам IX в. , протоболгары продолжали придерживаться многих своих обычаев. Выступая в поход, они несли впереди войска вместо знамени конский хвост. Перед боем собирались в определенные дни и часы и предавались заклинаниям, играм, песням и гаданиям. Во время трапезы за стол садился лишь сам хан, а его сановники и даже жена сидели далеко от него на низких сидениях или даже на земле.

В качестве приданого невестам давали скот. Камни использовали как лекарства против различных болезней. Соблюдались и многие другие тюркские обычаи.

Едва ли возможно определить точную дату оформления болгарской народности. И тем не менее, во второй половине IX в. процесс вступил в свою завершающую стадию. Синтез двух этносов - славян и протоболгар ускоряла реально идущая со стороны Византии опасность. В течение длительного времени два народа проживали вместе на одной территории, вступая в интенсивные бытовые контакты. Объединяющую роль сыграло и общегосударственное законодательство. Постепенно и достаточно плавно процесс ассимиляции протоболгар славянами протекал еще и потому, что славян было численно больше. На Балканах славяне-земледельцы имели больше возможностей для развития хозяйства, чем протоболгары-скотоводы. Успешные войны болгарских правителей способствовали присоединению областей с преимущественно славянским населением. Существенный удар по этнической обособленности двух народов нанесли своими реформами ханы Крум и Омуртаг, поделив страну на административные округа, нарушающие прежнюю этническую замкнутость. Важнейшую роль в сплочении двух этносов сыграло последующее в 60-е годы IX в. крещение Болгарии.

Первоначальный период истории страны пришелся на 80-е годы VII в. и завершился к середине IX в. Его центральным событием стало появление на карте Европы нового государства- Болгария, созданного двумя народами - славянами и протоболгарами, образовавшими впоследствии единую славянскую народность.

3. Принятие христианства в Болгарии. Церковная организация

византийская империя болгария христианство

Крещение Болгарии, изобретение славянской письменности и формирование новой христианской духовности стало главными событиями болгарской истории второй половины IX - первой четверти X в. Путь Болгарии к христианству был длителен. Признанная еще в 681 г. Византией Болгария приняла новую религию лишь почти два век спустя, при хане Борисе (852-889 гг.). Болгарский хан, решив ввести в стране новую веру, должен был справиться одновременно с двумя сложнейшими задачами: принудительно или добровольно окрестить свой народ и в то же время найти достойное место для Болгарии в ряду христианских государств. Для христианских Европы и Византии языческая Болгария не являлась полноправным партнером.