Смекни!
smekni.com

Образование болгарского государства и народности (стр. 4 из 7)

Главным источником для изучения истории этого еретического движения в Болгарии является современное ему сочинение пресвитера Козьмы “Беседа против богомилов”. Именно это сочинение рисует живую и полнокровную панораму происходящих событий и позволяет представить их характер.

Козьма повествует, что богомилы считают все земное созданием дьявола. И не только земное, “небо, солнце, звезды, воздух, землю, человека, церковь, кресты и все Божье отдают дьяволу. И вообще все, что находится на земле - одушевленное и неодушевленное, называют дьявольским.”. Более того, ругают богатых, учат своих не подчиняться господам своим, ненавидят царя, ругают старейшин, укоряют боляр, думают, что те неугодны Богу, когда работают на царя. И каждому слуге приказывают не работать на своих господ”. Козьма пресвитер пытается и весьма удачно определяет истоки еретического движения в стране. Богомильство, по его мнению, вызвала и испорченность нравов болгарской церкви. “Откуда, - вопрошает он, - приходят эти волки, злые псы - еретические учения? Не от лености ли и невежества паствы? Пастырей? Как будет проповедовать слово Божье невежда, не знающий закона, часто поставленный законодателем за мзду? Священники пьют, грабят, тайно совершают другие плохие дела и нет никого, кто бы воспрепятствовал этим плохим делам. Нередко живут в лености”.

Распространение богомильства весьма заботило не только церковную, но и светскую власть. Дважды обращался царь Петр за советами по поводу появившейся ереси к константинопольскому патриарху Феофилакту. Гонения на еретиков начались сразу же после возникновения движения в 20-е гг. Х в. Но официальная церковь с трудом справлялась со своими духовными противниками , невзирая на то, что богомилы преследовались и изгонялись, а книги их сжигались. Притягательное для всех недовольных учение богомилов имело длительную судьбу, долгое время распространялось в Болгарии (вплоть до XV в.). Это еретическое движение встречаем далеко за пределами страны - в Византии, Сербии и особенно Боснии.

Отягощенная еретическими движениями и переживающая трудности болгарская церковь была по статусу автономной и свободной в решении своих дел. Сильнейший удар был нанесен ей в 1018 г., когда Болгария вплоть до 1186 г. попала под власть Византии. Болгарская патриархия была уничтожена. Церковь возглавил архиепископ, местом пребывания которого стал г. Охрид. Несмотря на то, что византийский император Василий II своими грамотами подтвердил автономию болгарской церкви, лишь первый болгарский архиепископ был болгарином,, затем высший церковный пост в Болгарии в пору византийского владычества занимали только греки.

После освобождения Болгарии от власти Византии в конце 80-х гг. XII в. в стране длительное время продолжались поиски путей укрепления болгарской церкви. Один из болгарских царей - Калоян попытался даже заключить унию с католической церковью (1204 г.), добиваясь признания патриаршего достоинства за главой болгарской церкви. Но уния продержалась краткое время. Начавшийся IV крестовый поход и борьба болгар против крестоносцев (1205), поддерживаемых главой католической церкви, сделали унию невозможной. Патриархию в Болгарии удалось восстановить лишь в 1235 г. в результате победоносных войн царя Ивана Асеня II с Византией. На этот раз это была Тырновская патриархия, деятельность которой оборвалась в связи с завоеванием Болгарии турками-османами в конце XIV в. История средневековой болгарской церкви свидетельствует о том, что ориентируясь на византийский церковный опыт, болгарская церковь стремилась к самостоятельности и независимости от духовного опыта Византии. Широкие права по отношению к болгарской церкви имели ее светские верховные правители. По повелению князей Болгарии в стране созывались церковные Соборы, сооружались церкви и монастыри, рукополагались церковнослужители. Подчинение болгарской церкви светской власти наложило печать особенности на структуру и деятельность ее церковнослужителей. Постоянное влияние на жизнь болгарской церкви оказывало постоянное соперничество с соседней Византийской империей.

4. Болгария в конце IX - нач. XI в. Правление Симеона

Этот длительный период был завершающим в истории Первого Болгарского царства. Блистательный царь Симеон, удачливый полководец и в то же время покровитель культуры, смиренный царь Петр и трагичный царь Самуил - это ряд несомненно заслуживающих внимания болгарских правителей этого периода.

В 893 г. на народном Соборе в новой болгарской столице - городе Великом Преславе князь Борис торжественно передал власть своему третьему сыну - Симеону. Симеон был великолепно образован. Более десяти лет он учился в Константинополе у патриарха Фотия. Сами византийцы называли его полугреком и надеялись на его проимперскую в дальнейшем политику. Судьба судила иначе. В истории Болгарии не было столь самостоятельного и самоуверенного, ориентирующегося только на интересы своей страны, правителя, каковым являлся царь Симеон (893-927). Была ли политика Симеона прямолинейно и сразу настроена на войну с Византией? Дать однозначный ответ непросто. Так, причиной болгаро-византийской войны 894 г. было ущемление интересов болгарской торговли в результате перенесения болгарского рынка из Константинополя в Фессалоники. Протесты болгарского царя Византия проигнорировала. Симеон двинул войска, и византийцы потерпели свое первое поражение при Одрине. Тогда Византия призвала на помощь венгров, которые тотчас же опустошили северные области Болгарии. Лишь совместные действия болгар и печенегов против венгров заставили тех отойти на Среднедунайскую низменностью Лишенные союзников византийские войска потерпели еще одно поражение в боях с болгарами (894 г.). Абсолютно ясно, что столкновения этого года были спровоцированы Византией. Ряд последующих военных конфликтов был также вызван Константинополем. Империя, видно, проверяла силы Болгарии и ее князя. Обстоятельства резко переменились в 912 г., когда умер Византийский император Лев и на престоле оказался малолетний император Константин VII Багрянородный. В новой обстановке болгарский князь решил поближе познакомиться с византийскими делами и послал в Константинополь посольство, которое было принято чрезвычайно холодно. Это обстоятельство Симеон посчитал достаточным поводом для военного похода против Византии, совершив быстрый марш, болгарские войска появились под стенами Константинополя (913 г.). Империя удовлетворила все требования Симеона. За ним был признан титул царя Болгарии, был оговорен возможный будущий брак одной из дочерей Симеона и византийского императора. Таким образом, болгарский князь был признан Византией “василевсом”, или императором Болгарии.

И вновь Византия была инициатором разрыва этого соглашения, действовавшего менее года. Мать малолетнего византийского императора Зоя объявила этот договор недействительным. Ответом явились военные действия болгарского царя. В 914 г. войска Симеона захватили Фракию, овладели Адрианополем, опустошили часть Македонии и вторглись в область Фессалоники. Ответный удар со стороны Византии не заставил себя ждать. Пучина войны все глубже засасывала два соседних народа, вызывая взаимные потери. Убеждая Симеона сложить оружие, византийский патриарх Николай Мистик посылал болгарскому царю письмо за письмом. В одном их них говорилось: “Рассуди, сын мой, который вершишь дела достойные твоего разума, о кровопролитиях между ромеями и болгарами. Подумай, какие бедствия объединили болгар и ромеев и не пожелай увидеть этот отвратительный день”.

Но прекратить приобретавшую все больший размах и ставшую перманентной войну было трудно, а усмирить разгневанного Симеона и тем более. Летом 917 г. на реке Ахелой Симеон разгромил византийские войска. В этом же году вассалом Болгарии стала Сербия. Болгарская армия вошла в Грецию, были захвачены Фивы.

Казалось, именно теперь Симеон может диктовать свою волю Византии и требовать выполнения условий договора 913 г. Но в Византии в ту пору произошли большие перемены: армянин по происхождению, командующий византийским флотом Роман Лакапин отстранил от власти мать юного императора Зою и занял византийский престол. С императором он обручил свою дочь, а в 920 г. короновался как соимператор, став фактическим правителем страны. Разгневанный Симеон тут же провозгласил себя “императором болгар и ромеев“, не признав законной власть Романа Лакапина. Успокаивая болгарского царя, Роман Лакапин предлагает ему брак своего сына и дочери Симеона. На династическом браке настаивает и константинопольский патриарх Николай Мистик. “Когда ваши дети вступят в брак, мы уповаем на Бога, что все самое доброе и самое приятное свяжет вас, а все враждебное и неприятное будет отброшено”, - писал он Симеону. Этот династический брак, казавшийся столь желанным в 913 г., теперь не устаивал болгарского правителя. Его целью было теперь овладение византийским престолом. Но его державным соперником теперь был не восьмилетний Константин Багрянородный, а дерзкий узурпатор императорской власти Роман Лакапин, с которым Симеон предпочел воевать, тем более, что военное превосходство было на стороне болгар. Уже в 921 г. болгарские войска появились во Фракии, а затем и в окрестностях Константинополя. Однако необходимость усмирить взбунтовавшихся против болгарской власти сербов помешала штурму византийской столицы. В следующем 922 г. , одолев сербов, болгарские войска вновь отправились к Константинополю, но на штурм византийской столицы болгары не отважились, не найдя надежных союзников. А затем военное счастье изменило Симеону: в 927 г. хорваты разгромили болгарские войска. Вероятно, не пережив поражения, Симеон умер в мае 927 г., оставив государство существенно расширившее свои границы на Юге, Юго-Западе и Западе.