Смекни!
smekni.com

Путь Болгарии к независимости (1886-1908 годы) (стр. 2 из 7)

Нота вызвала протесты со стороны, в первую очередь, Великобритании и Австро-Венгрии, расценивших действия России как стремление установить единоличный протекторат над Болгарией. В то же самое время готовность С.Стамболова пойти на немедленные уступки, а именно: освободить под поручительство участников заговора 9 (21) августа, отложить выборы в Великое народное собрание до 20 октября (1 ноября), подтвердить безусловный отказ от кандидатуры Александра 1 Баттенберга на престол и отложить избрание князя на неопределенный срок, - была проигнорирована. Даже снятие 16 (28) сентября в Болгарии военного положения не изменило отношения российской дипломатии к С.Стамболову. Помимо проявленной воли к самостоятельности и независимости, не позволявшей рассчитывать на безропотное послушание, основанием для устойчивого недоверия служили меры С.Стамболова к активным сторонникам сближения с Россией, характеризовавшиеся Н.В.Каульбарсом как преследования.

В данной обстановке защита С.Стамболовым и его сторонниками собственных интересов диктовала необходимость отстаивания суверенитета Болгарии. В результате, между Н.В.Каульбарсом и министром иностранных дел Болгарии Г.Начовичем развернулась настоящая война нот. В связи с выборами в Великое Народное собрание, которое правительство решило созвать 15 (27) октября 1886 г., ситуация приобрела дополнительную остроту. Ввиду неэффективности тактики угроз, Россия прибегла, поддавшись на увещевания своего представителя Н.В.Каульбарса, к политике прямого устрашения. Кабинеты министров европейских стран 12 (24) октября 1886 г. были поставлены в известность относительно следования двух клиперов черноморской эскадры в Варну. Появление 13 (25) октября на рейде Варны клипера “Забияки”, а затем, 17 (29) октября другого клипера “Памяти Меркурия” существенно на позиции С.Стамболова не повлияло. Прибытие клиперов лишь на три дня задержало открытие Великого Народного собрания. Правда, накануне, 17 (29) октября 1886 г., по требованию Н.В.Каульбарса офицеры, принявшие участие в заговоре 9 (21) августа, были освобождены. Уверенность С.Стамболову в своих силах придала неуспешность попыток военных, выступавших за сближение с Россией, поднять восстания, которые имели место в г.Бургасе (22 октября (3 ноября) 1886 г.) и в г.Сливене (26 октября (7 ноября) 1886 г.).

С.Стамболов рассчитывал, что добиться нормализации российско-болгарских отношений удастся посредством избрания на болгарский престол подходящей кандидатуры. В качестве таковых рассматривались Вальдемар Датский и Александр Ольденбургский, находившиеся в родстве с российской императорской фамилией. Однако, как и следовало ожидать, оба претендента отклонили сделанное им предложение (причем, Вальдемар Датский уже после утверждения его кандидатуры 29 октября (10 ноября) Великим Народным собранием).

С тем, чтобы ослабить сопротивляемость официальных кругов Болгарии и удержать Болгарию в орбите своей политики, император Александр 111 принял решение отозвать своих представителей. Но предпринятая мера, подобно предшествовавшим, оказалась деструктивной. Она привела к прямо противоположному результату. Ситуацию еще более усугубило выдвижение императором Александром 111 на болгарский престол кандидатуры князя Н.Д.Мингрели, который в 1867 г. передал права на Мингрелию Александру 11. Данная кандидатура была встречена в Болгарии крайне отрицательно. Ни одна из политических группировок не поддержала ее. Отказ от кандидатуры Н.Д.Мингрели только укрепил авторитет С.Стамболова.

В начале декабря 1886 г. в поездку по европейским странам отправилась делегация, представлявшая Великое Народное собрание, в составе Д.Грекова, К.Стоилова и К.Хаджикалчова с целью зондажа позиций великих держав по вопросу разрешения “болгарского кризиса”. Делегация посетила Вену, Берлин, Лондон, Париж и Рим. Визит в Петербург не состоялся по причине негативной позиции российской стороны, подчеркнувшей свое нежелание возобновлять контакты с находившимися у власти правителями Болгарии. Добиться чего-либо конкретного делегации не удалось, - система европейской безопасности, хотя не без сбоев, но продолжала функционировать. Фактически единственным результатом поездки стала встреча членов делегации с Фердинандом Сакс-Кобург-Готским (1861-1948 гг.), представителем одного из старинных европейских семейств, офицером армии Австро-Венгрии, как возможным кандидатом на болгарский престол.

Между тем, попытки насильственным способом избавиться от регенского совета не прекращались. В Румынии офицеры-эмигранты с целью подготовки и осуществления переворота создали “Революционный комитет”. Пытаясь предвосхитить действия правительства, получившего соответствующую информацию, в городах Силистре и Русе 17 февраля (1 марта) и 19 февраля (3 марта) 1887 г. произошли преждевременные бунты военных частей. Они были моментально подавлены. Военный суд, руководимый специальным правительственным представителем майором Р.Петровым, вынес девять смертных приговоров, в том числе майорам А.Узунову и О.Панову, несмотря на их заслуги в прошлом. По стране прошли массовые аресты среди антиправительственной оппозиции. Так официальные власти продемонстрировали свою готовность пресекать самым беспощадным образом любую попытку их низвержения.

До июня 1887 г. ситуация неопределенности сохранялась. Ни один из предлагавшихся вариантов разрешения “болгарского кризиса” (провозглашение независимой республики, заключение личной унии и т.д.) не получил поддержки. В июне начались переговоры с Фердинандом Сакс-Кобург-Готским. В итоге, на состоявшемся 25 июня (7 июля) 1887 г. заседании Великого Народного собрания Фердинанд Сакс-Кобург-Готский был провозглашен князем Болгарии.

Избрание князя без достижения предварительной договоренности с Российской и Оттоманской империями явилось причиной нового раскола Либеральной партии (в 1887 г. образовалась партия В.Радославова). Следствием последнего стала смена правительства. Сформированный 28 июня (10 июля) 1887 г. новый кабинет возглавил К.Стоянов. Уже 2 (14) августа 1887 г. Фердинанд Сакс-Кобург-Готский принес клятву как князь Болгарии.

Германия и Франция объявили выборы князя незаконными, Австро-Венгрия и Великобритания заявили относительно невозможности их признания без согласия Порты. Великий везир, в свою очередь, сослался на известную статью Берлинского трактата, гласившую: “Князь болгарский будет свободно избран населением и утвержден Портою с согласия держав”. Россия заняла сугубо отрицательную позицию по вопросу о выборах Фердинанда Сакс-Кобург-Готского. Посол России в Константинополе А.И.Нелидов, предлагал, высадив в Варне и Бургасе одну дивизию, занять страну, чтобы “удалить оттуда укрепившееся со времени филиппопольского переворота антирусское правительство, а равно и возратить сам болгарский народ на путь правильного развития, с которого он был насильственно совлечен”. Министр иностранных дел Н.К.Гирс выдвинул план смещения князя и замены его генералом К.Г.Эрнротом в качестве временного управителя. Российский император Александр 111, отвергнув первый, в целом одобрил второй вариант. Но и он не был осуществлен. Тем не менее, именно позиция России стала причиной непризнания около десяти лет князя великими державами. Таким образом, с избранием князем Фердинанда Сакс-Кобург-Готского “болгарский кризис” получил лишь частичное разрешение.

2. Внутри- и внешнеполитическое положение Болгарии. 1887-1908 гг. Укрепление ее суверенитета

Незамедлительно после принесения присяги князь Фердинанд назначил премьер-министром и министром иностранных дел С.Стамболова. Затем, 27 сентября (8 октября) 1887 г. прошли выборы в 5-е Обыкновенное Народное собрание, а 4 (16) октября - в городские общинные советы. На них при административных запретах на оппозиционную политическую деятельность бесспорную победу одержала фракция С.Стамболова Либеральной партии.

Сконцентрировав власть в своих руках, С.Стамболов начал планомерную деятельность по выводу страны из состояния экономического застоя, политического кризиса и дипломатической изоляции, подчинив ее созданию прочных основ государственности, укреплению суверенитета Болгарии.

В 1887 г. правительство вынесло на рассмотрение Народного собрания “Законопроект о заключении торговых договоров Княжества со всеми государствами, которые пожелали бы этого”. Вопреки протестам Оттоманской империи и в нарушение Берлинского трактата он был принят депутатами. После длительных дипломатических усилий в 1889 г. Великобритания, а позже Германия, Франция, Швейцария, Бельгия и Австро-Венгрия заключили прямые экономические договоры с Болгарией, которая с точки зрения международного права оставалась зависимой от Оттоманской империи.

Не считаясь с решениями Берлинского конгресса 1878 г., в декабре 1887 г. были установлены таможенные пошлины на соль, табачные изделия, предметы роскоши и др. В отношении национального производства правительство взяло на вооружение политику протекционизма. Например, в декабре 1891 г. был принят закон о поощрении развития овцеводства и производства местных тканей.

В 1888 г. Народное собрание одобрило планы премьер-министра относительно создания сети шоссейных и железных дорог. В том же году были открыты железнодорожные линии Цариброд-София-Вакарел, София-Радомир, начато строительство линии Ямбол-Бургас, завершившееся в 1890 г., национализирован, несмотря на протесты Австро-Венгерской и Оттоманской империй, 46-километровый участок железной дороги Вакарел-Белово, выкуплена линия Русе-Варна.

Активная деятельность правительства в области экономики сопровождалась благоустройством городов, значительно изменивших свой облик.

Стабилизация внутри- и внешне-политического положения Болгарии являлась невозможной без признания великими державами законности избрания на княжеский престол Фердинанда Сакс-Кобург-Готского. Невзирая на непреклонность позиции России в решении данной проблемы, тем не менее, и здесь были достигнуты определенные успехи. В начале 1891 г. представитель Оттоманской империи в Болгарии впервые обратился с официальной просьбой аудиенции у князя, сам князь в том же году был принят, но как частное лицо, императором Австро-Венгрии Францем Иосифом, а в 1892 г. вопреки протестам российского посольства в Лондоне - королевой Викторией. Визиту князя в Константинополь воспрепятствовало активное противодействие России, последовавшее вслед за 15-минутным посещением в августе 1892 г. С.Самболовым султана Абдул-Гамида 11, вынужденого, в итоге, принести свои извинения за это Петербургу.