Смекни!
smekni.com

Хорваты и сербы в составе монархии Габсбургов в Новое время (стр. 4 из 10)

Таким образом, революция на хорватских землях носила характер двойственный. С одной стороны, были выдвинуты и провозглашены лозунги ликвидации феодальных отношений, всех форм урбариальной зависимости крестьян, декларированы гражданские права и свободы, и вместе с тем хорватская политическая элита встала на сторону Габсбургов в деле сохранения целостности империи и подавлении венгерской революции. Фактически столкнулись два национальных движения, цели и задачи которых не совпадали – венгерское с задачей укрепления централизма и хорватское с планом хорватской автономии.

Первым актом революционного венгерского дворянства и буржуазии был указ о ликвидации феодальной зависимости крестьян. Революционные власти выступали с лозунгом самостоятельности венгерского государства, охватывающего территорию «от Карпат до Адриатики». Вопрос национальных автономий для входящих в Венгрию народов – словаков, хорватов, сербов, румын и др. не рассматривался. Венгерское национальное собрание выдвинуло требование равного представительства депутатов от всех жупаний (округов). Таким образом, лишались своего особого статуса хорватские представители. Ранее хорватская депутация в Венгерское национальное собрание избиралась Хорватским сабором, а славонские жупаны посылали своих представителей напрямую. Предварительные переговоры хорватскхих политических деятелей с лидерами венгерской революции показали, что уступок в деле предоставления автономии Хорватии не будет.

23 марта 1848 г. хорватское дворянство выдвинуло на пост бана Хорватии (ранее назначаемого императором) граничарского полковника барона Иосипа Елачича (1801–1859 гг.). Собравшееся 25 марта в Загребе Великое народное собрание утвердило кандидатуру Елачича и приняло программный документ «Требования народа». Предполаголись следующие реформы: 1) объединение хорватских земель Триединого королевства, 2) политическая самостоятельность Хорватии в отношениях с Венгрией, 3) создание хорватской национальной армии, 4) введение хорватского языка в образование и администрацию, 5) ликвидация урбариальных повинностей и сословных привилегии в Хорватии, 6) выборный характер хорватского сабора, 7) политические свободы. Были включены требования и о преобразованиях на Военной Границе, в том числе освобождение от государственных и общинных работ и передача доходов Границы в ведение хорватских властей. При этом декларировались верность императору, династии Габсбургов и желание сохранить целостность империи. Отношения с Венгрией были разорваны.

Венское правительство, укрывшееся от революционных масс в Инсбруке, решило использовать хорватское политическое движение для подавления венгерской революции. Поддержав «Требования народа», император утвердил Й. Елачича не только в должности бана всей Хорватии (включая Далмацию и Военную Границу), но и главнокомандующим всеми граничарскими силами.

В апреле 1848 г. бан Елачич опубликовал декрет об освобождении крестьян от всех форм зависимости, включая церковную десятину. Это решение было подкреплено, расширено и утверждено на заседании Хорватского сабора, собравшегося в июне 1848 г. в Загребе. Работа этого первого выборного сабора (ранее однопалатный хорватский сабор был сословно-представительным органом, где ведущую роль играла аристократия, высшее духовенство, представители городского патрициата) продолжалась несколько недель. Либеральному большинству сабора, где не последнюю роль играли деятели иллирийского движения, удалось сломить сопротивление части провенгерски настроенного дворянства и принять решение об административной самостоятельности Триединого королевства в австрийской империи и о создании собственного хорватского правительства – Банского веча. Был утвержден декрет о ликвидации всех феодальных поваинностей крестьян, им разрешалось вести собственную предпринимательскую деятельность. Введено всеобщее налоговое обложение. Шло обсуждение возможного федеративного переустройства Австрийской империи в духе австрфедерализма. Об этом говорили хорватские представители, и на Славянском съезде в Праге весной 1848 г. При хорватском правительстве были созданы отделы: внешних дел, внутренних дел, финансовый, торговый и военный – т.е. фактически самостоятельные министерства. Триединое королевство Хорватия, Славония и Далмация заявляло о союзе с остальными югославянскими провинциями империи, прежде всего с Сербской Воеводиной и словенскими землями.

Не вся хорватская политическая элита была единодушна. Провенгерски настроенное дворянство Славонии поддерживало Венгрию. Это заставило бана Елачича двинуть войска в Славонию и Срем. 29 июля 1848 г. состоялись безуспешные переговоры Елачича и лидера венгерского правительства Баттяни по вопросу о признании хорватской автономии, что окончательно определило курс Елачича на поддержку Вены.

В сентябре 1848 г. хорватские войска под командованием И. Елачича перешли Драву и двинулись на Пешт, выполняя распоряжение императора, решившего расправиться с революционной Венгрией. В конце сентября начались ожесточенные бои хорватских и венгерских войск. В связи с начавшимся в октябре 1848 г. восстанием в Вене, Елачич направился на его усмирение во главе своих войск и действовал при взятии Вены вместе с фельдмаршалом Виндишгрецем. После подавления в конце октября 1848 г. Венского восстания, Елачич вновь двинулся в Венгрию, где вскоре взял Пешт.

Наступление конрреволюционных сил в империи продолжалось до марта 1849 г., когда ясно обозначился поворот в сторону поражения революции. 4 марта 1849 г. молодой австрийский император Франц-Иосиф (1830–1916 гг.), взошедший на престол 2 декабря 1848 г. после отречения своего дяди императора Фердинанда, объявил о даровании конституции. Конституция вызвала разочарование в Хорватии, ибо не решала вопроса о хорватской автономии в составе Триединого королевства.

В Венгрии протест против конституции вызвал новый подъем революционной борьбы. 14 апреля 1849 г. Венгерское государственное собрание приняло Декларацию независимости Венгрии и решение о низложении Габсбургов. несмотря на успехи венгерской национальной армии, сумевшей освободить Пешт, венгерская революция была подавлена совместными усилиями императорской армии, где по-прежнему сражались и хорватские отряды, и русской армии во главе с Паскевичем, пришедшей на помощь Францу-Иосифу. 13 августа 1849 г. венгерские войска капитулировали.

После поражения революции на территории Австрийской империи, хорватское Банское Вече вынуждено было согласиться на признание октроированной Конституции. Надежды на награду со стороны Вены за активное участие в подавлении венгерского национального движения не оправдались. Требование о воссоединении всех хорватских земель в одно целое выполнены не были. Единственной уступкой было временное выведение Хорватии и Славоении из-под венгерского управления.

Таким образом, национальные задачи Хорватии были решены лишь частично. Во-первых, удалось ввести национальный язык в общественную и политическую жизнь страны, во-вторых, устранить угрозу мадьяризации, в-третьих, заложить основы для будущего объединения с Военной Границей.

По вопросу о будущем Хорватии в ходе событий 1848/49 гг. хорватская политическая элита разделилась. Унионисты (мадьяроны), потерпев поражение, все же сохранили провенгерскую ориентацию. Народняки раскололись на два лагеря: демократов-республиканцев и либералов-монархистов. Престиж Л. Гая был подорван в связи с подозрениями о его связях с Обреновичами. Хорватское общество, приобретя солидный опыт политической борьбы, выдвинуло и новые силы – сторонников самостоятельного пути Хорватии, не связанного с австро-славистской концепцией.

При всей половинчатости аграрных реформ (крестьяне получали землю лишь за выкуп) они сыграли большую роль в окончательном устранении феодальных отношений с территории Хорватии и создании условий для развития буржуазного общества.

4. Хорватские земли во второй половине XIX – начале ХХ в.

Поддержка Хорватией императора в его борьбе с венгерской революцией не получила ожидаемого вознаграждения со стороны венских властей. Единственным новшеством в административном положении хорватских земель было выведение Гражданской Хорватии и Славонии из состава Венгерского королевства и переподчинение их Вене. Однако хорватские территории по-прежнему не были воссоединены в рамках Триединого королевства.

Австрийская империя с большим опозданием по сравнению с другими европейскими странами вступила в период промышленной революции. Индустриализация и модернизация проводились в стране в неблагоприятных условиях внутренней послереволюционной нестабильности и сложной внешнеполитической ситуации. Было принято решение о проведении реформ «сверху». Основная задача правительства, фактически возглавляемого в 1852–1859 гг. министром внутренних дел Александром Бахом, сводилась к жесткой централизации империи, укреплению авторитета и влияния Вены во всех частях империи. Планы ускоренной модернизации касались в первую очередь промышленно-развитых районов империи. Хорватия и Славония к их числу не относились и разделили судьбу отсталых, аграрных территорий страны.

Можно выделить два этапа в проведении реформ на хорватских землях в рамках общих реформационных процессов Австрийской империи в 50-е-60-е годы XIX столетия.