Смекни!
smekni.com

Хорваты и сербы в составе монархии Габсбургов в Новое время (стр. 9 из 10)

Помимо Воеводины и Военной Границы компактные группы сербов были рассредоточены по всему Венгерскому королевству. Но самыми крупными центрами были гг. Нови Сад (20.000 чел.) и Сремские Карловцы – резиденция сербского митрополита. Вместе с тем большие колонии сербов были и в других районах Венгрии. На этих территориях – Воеводины и Венгрии уже в ХУШ веке сложилась прослойка сербских торговцев, ремесленников, а в Х1Х веке формируется сербская национальная буржуазия и интеллигенция. Сербская торговая буржуазия занимала важное место в деле поддержки просвещения и культуры. Благодаря этим меценатам в 1826 году было создано первое культурно-просветительное учреждение академического типа у сербов – Матица Сербская, ставшее центром научной мысли всех сербов, как в Австрийской империи, так и за ее пределами. Сербские газеты и журналы издавались в Нови Саде и в Пеште, также являвшемся одним из центров сербской диаспоры в Венгрии. С 1792 г. в Сремских Карловцах и с 1810 г. в Нови Саде стали работать сербские гимназии. Начальные и средние школы к этому времени уже здесь были широко распространены. Общий уровень грамотности по сравнению с сербами, проживающими в Османской империи, был очень высок.

Во время Первого сербского восстания т.н. «австрийские сербы» участвовали в качестве добровольцев в боях с турецкой армией, оказывали материальную поддержку повстанцам, принимали раненых и беженцев, способствовали развитию культурных и государственных институтов в Белградском пашалыке. После подавления восстания около ста тысяч беженцев укрылись на территории Австрийской империи. Тесные связи сербов по обе стороны рек Савы и Дуная сохранялись на протяжении всего Х1Х века вплоть до Первой мировой войны. Признание автономии сербского княжества (1833 г.) и затем завоевание его независимости (1878 г.) укрепили надежды на создание единого сербского государства и породили у части сербов Австрии сецессионистские настроения.

Наряду с утопичной для того времени идеей возможного выхода из Австрийской империи, гораздо более актуальным был вопрос правовых норм существования сербов в Венгерском королевстве и в империи в целом. Привилегии Леопольда 1 практически утратили свою реальную значимость. Вся автономия сербов сводилась исключительно к церковным и школьным делам. Особенно сложной стала ситуация с автономными правами после того как Бараня, Бачка и часть Баната были выведены из Военной Границы в конце ХУШ – начале Х1Х века и вошли в состав Венгерского королевства в качестве рядовых административных единиц. Урегулирование отношений с венгерским центром становится главной задачей сербов. Главным был вопрос о признании церковно-народного сабора местным органом управления. Такого признания вплоть до 1848 г. сербы не получили ни от Вены, ни от Пешта. Не менее важным был вопрос о представительстве сербов в венгерском государственном собрании. И здесь не удалось добиться избрания депутатов по национальному признаку, они должны были быть избраны по тем же правилам, что и в остальных дистриктах. Венгерское руководство старалось пресечь рост сербского сепаратистского движения и проводило наряду с жесткими политическими мерами и экономические. Так на территории Баната, Бачки и Барани ранее в основном заселенные сербами венгерские власти переселяли венгров, румын и словаков, предоставляя им земли. Австрийский центр в свою очередь способствовал колонизации края немцами, в том числе и религиозными диссидентами из немецких государств. Таким образом, с нарастанием волны колонизации сербы уже не составляли большинства на территории Воеводины.

К середине Х1Х века экономическое положение Воеводины стабилизировалось. Она заняла важное место в империи, став на долгие годы одним из важнейших зернопроизводящих районов империи. Здесь преобладали крупные латифундии, принадлежащие венгерским и немецким помещикам, а также сербскому митрополиту. В 1836–1840 гг. на земли Бачки, Барани и Баната распространились принятые венгерским государственным собранием урбариальные законы, дающие большую инициативу кметам в вопросах передвижения и выкупа земли, но выполнялись они помещиками неохотно.

Сербская буржуазия в основном занималась торговыми операциями, так как здесь находился один из перекрестков торговых путей Запад-Восток. В 1836 году на Дунае появляются паровые суда, а в Нови Саде строится пароходная пристань, что способствовало развитию торговли и экономики в крае.

Сразу же после начала венгерской революции, в середине марта 1848 г. начались волнения и в населенных сербами южных комитатах. Крестьяне требовали решения земельного вопроса и отмены урбариальных повинностей, в городах раздавались призывы направить в Пешт депутацию, которая выразит солидарность с венгерским революционным правительством и предложит план сербо-венгерской договоренности о политическом статусе сербов. Такая делегация во главе с Джордже Стратимировичем, отставным офицером провела в конце марта переговоры с лидерами венгерского революционного правительства Л. Баттяни и Л. Кошутом. Венгерская сторона категорически отказалась предоставить сербам какие-либо формы политической самостоятельности, в том числе и языковой, отстаивая концепцию целостности венгерского государства и утверждения понятия единого «политического народа Венгрии». Неудача переговоров с венграми ускорила решение о созыве общесербской скупщины. Собравшая около 10 тыс. представителей сербов различных районов Южной Венгрии, Срема и Военной Границы скупщина проходила с 1 по З мая в Сремских Карловцах. На ней были приняты решения о политической автономии Воеводины (Срем, Банат, Бачка и Бараня), ее полной независимости от Венгрии. Важным было решение о солидарности и возможном административном объединении с Триединым королевством Хорватии, Славонии и Далмации. Это было яркое проявление югославянской солидарности в борьбе с мадьяризацией. Митрополит Раячич был избран патриархом, воеводой был избран заочно находящийся в Италии граничарский полковник Стеван Шупликац (1786–1848 гг.). Было сформировано и правительство – «Главный комитет», которое возглавил офицер в отставке Джордже Стратимирович (1822–1908). Местные «народные комитеты» осуществляли функции органов новой власти на местах. Они заменили ликвидированные в гражданских районах венгерские, а на территории Военной Границы австрийские органы управления. Фактически власть в Воеводине полностью перешла в руки Главного и местных комитетов. Императорские власти не признавали решения майской скупщины, а венгерское правительство отреагировало решительно – начав боевые действия против воеводинских сербов. В июне 1848 г. вооруженные силы Воеводины, состоящие как из регулярных граничарских отрядов, так и из добровольческих формирований вступили в бои с венгерской армией на территории Бачки и Баната. Началась сербо-венгерская война. Венграм поначалу удалось добиться успеха на территории Баната и Бачки, но с сербские войска соединились с армией Елачича и совместными усилиями сумели захватить большую часть Венгрии. Патриарх Раячич фактически стал главой Воеводины, так как воевода Шупликац умер в декабре 1848 г. Венское правительство, заинтересованное в подавлении венгерской революции в конце 1848 г. признало решения майской скупщины и обещало признание политической независимости Воеводины. В 1849 г. венграм удалось вновь добиться успеха и восстановить временно, до окончательного поражения революции, свою власть в южных комитатах.

8. Провинция Сербская Воеводина и Темишский Банат (1849–1861 гг.)

18 ноября 1849 г. императорским указом была создана на части территории Срема, Бачки и Баната провинция Сербская Воеводина и Темишский Банат. Земли, составляющие провинцию, были выведены из-под юрисдикции Пешта и напрямую подчинялись Вене. Но требования сербов не были полностью удовлетворены. Во-первых, великий воевода не избирался народом, а его функции взял на себя сам император, объявивший себя воеводой. Во-вторых, правительство отказалось сформировать провинцию на территориях с преобладающим сербским населением. Границы новой провинции были определены таким образом, что сербы не имели в ней численного большинства, и почти половину ее составляли территории населенные румынами. В конфессиональном плане в провинции преобладало православное население (сербы и румыны), объединенное общей патриархией, но разделенное языковым барьером. Но и это единство было временным, в 1863–64 гг. румынская церковь была выведена из-под управления Сербской патриархии и получила самостоятельную митрополию. Новая провинция Сербская Воеводина и Темишский Банат не отвечала национальным требованиям ни сербов, ни румын. Лидеры румынского национального движения в адресе к императору в 1849 г. выразили протест против включения Баната в Воеводину, где большинство администрации составляли сербы, хотя их совокупное число в провинции не превышало четверти населения. Главным городом провинции также был назван центр Баната – Темишвара. Провинция не имела и непосредственной границы с Сербским княжеством, чтобы не допустить ирредентистских планов. Таким образом, преследуя свою цель не допускать создания национально однородных территориальных единиц, австрийское правительство вбило клин национальных претензий между сербами и румынами, а также разъединило этим административным делением сербов и хорватов Триединого королевства и Воеводины. Сербы получили православную, а не национальную автономию. На 321 тыс. чел. сербов в провинции приходилось 397 тыс. румын, 335 тыс. немцев, 221 тыс. венгров и несколько тысяч человек других этнических групп. С 1854 г. официальным языком, как и в других частях империи, здесь был объявлен немецкий.