Смекни!
smekni.com

Страны востока во время Первой Мировой войны (стр. 3 из 6)

Действия немцев и их союзников — турок на юге и юго-западе Ирана сказывались на положении в его столице — Тегеране. Помимо подкупленной немцами части придворной знати и феодальной аристократии германской ориентации придерживалось большинство деятелей партии демократов. Крайне слабая, связанная с помещиками иранская буржуазия, политические лидеры которой боялись опереться на народ, рассчитывала на помощь немцев в своей борьбе против гнета английского империализма и русского царизма. Такая недальновидная политика была на руку германскому империализму. Только немногие деятели этой партии, и прежде всего лидер демократов Азербайджана Мохаммед Хиабани, отвергали всякое сотрудничество с немцами и турками.

Созванный после длительного перерыва меджлис, в котором большинство мест получили демократы, высказался в конце 1914 г. за поддержку Ираном германо-австрийско-турецкого блока.

Англия и Россия ответили на это отправкой новых войск в Иран. Англичанам удалось отбросить турок и бахтиар от района нефтеразработок. В октябре 1915 г. на иранском побережье Каспийского моря высадился русский экспедиционный корпус генерала Баратова и, начав продвижение на Тегеран, занял Казвин. В ноябре под давлением русского и английского посланников шах распустил германофильский меджлис. Часть депутатов распущенного меджлиса и уволенные в отставку министры в сопровождении германского посла и турецкого атташе выехали в г. Кум, где объявили об образовании временного национального правительства. В связи с наступлением русских войск членам германофильского правительства пришлось бежать в оккупированный турками Керманшах.

На юге страны продолжались антианглийские восстания племен, которые были подавлены английскими войсками лишь к концу 1916 г. Для закрепления своего влияния англичане начали создавать наемные воинские части из иранцев под командованием английских офицеров (корпус южноперсидских стрелков).

К началу 1917 г. почти вся территория Ирана была оккупирована: север — войсками царской России, запад, вплоть до Хамадана, — германо-турками, юг — англичанами.

За годы войны особенно усилил свои позиции в Иране английский империализм. Расширилась деятельность Англо-персидской нефтяной компании, расхищавшей природные богатства страны. Добыча нефти увеличилась с 80 тыс. т в 1913 г. до 1100 тыс. т в 1919. Компания стала государством в государстве. Она имела свою охрану, полицию, школы. Корпус южноперсидских стрелков, заменив ликвидированные жандармские части и превратившись в единственную номинально иранскую вооруженную силу на юге страны, стал важным орудием ее порабощения. После подавления восстаний большинство феодальных вождей кочевых племен Южного Ирана перешли на службу к англичанам. Усиливалось влияние Англии на тегеранское правительство. С августа 1916 г. его возглавил английский ставленник Восуг-эд-Доуле.

Военные действия разорили страну. Оккупанты отнимали у крестьян продовольствие и скот. Увеличились поборы помещиков и налоги. Сильно сократились посевная площадь и поголовье скота. Начался голод. В большинстве провинций свирепствовала эпидемия тифа.

В отличие от некоторых других стран колониального Востока, где в годы первой мировой войны наблюдался рост промышленности, в Иране война привела к упадку промышленности, ослаблению буржуазии, уменьшению численности рабочих, разрыву экономических связей между разными частями страны и усилению феодальной раздробленности. Власть центрального шахского правительства стала фиктивной. Губернаторы отдельных провинций не выполняли его приказов.

Политика империалистов, превративших страну в арену военных действий, разруха, усиление эксплуатации, бедствия, которые переживали трудящиеся, вызывали растущее недовольство народных масс. Крестьянские партизанские выступления против иностранных империалистов охватили многие области Ирана. В некоторых районах происходили вооруженные выступления и против иранских помещиков. Сильное партизанское движение развернулось на севере Ирана — в провинции Гилян, где в труднодоступных лесных районах обосновались вооруженные отряды, называвшие себя дженгелийцами («джен-гель» по-персидски «лес»). Основную массу дженгелийцев составляли крестьяне, ремесленники, городская беднота, мелкая буржуазия. К дженгелийцам присоединялись курды, работавшие батраками у гилянских помещиков. Но руководство этим движением находилось в руках представителей буржуазии и мелких помещиков. Его возглавил Мирза Кучёк-хан. Дженгелийцы пользовались широкой поддержкой населения. Несмотря на многочисленные попытки, шахскому правительству и царским войскам не удалось ликвидировать их отряды.

С конца 1916 г. антиимпериалистические выступления в Иране усилились. Во многих городах и селениях стали появляться прокламации, призывавшие к борьбе с оккупантами и их ставленниками.

Революционное движение в Иране особенно усилилось после Февральской буржуазно-демократической революции в России. Большое влияние на иранских патриотов оказал пример русских революционных солдат. Солдатские комитеты и советы, образованные в русских войсках, находившихся в Иране, установили связи с местным населением. В Керманшахе (отбитом к этому времени у германо-турок) был создан объединенный комитет из солдатских депутатов и местных иранских революционеров. В Гиляне русские революционные солдаты братались с дженгелийцами. В городах Азербайджана происходили встречи и совместные выступления русских солдат и местных демократов. 1 мая 1917 г. в Тебризе состоялась совместная демонстрация русских солдат и местного населения. 2 июня русские солдаты участвовали в манифестации в память героев иранской революции 1905—1911 гг. Иранскому народу стали известны лозунги русских большевиков, требовавших прекращения империалистической войны и вывода русских войск из Ирана.

Особенно заметно оживилось в 1917 г. демократическое движение в Азербайджане. Активизировали свою деятельность местные организации партии демократов, возглавляемые Мохаммедом Хиабани. Состоявшаяся в конце августа конференция азербайджанских демократов приветствовала русскую революцию и русских большевиков. «Мы должны,— говорилось в постановлении конференции,— сдружиться с партией, которая отмечает в своей программе свободу народов своей страны и Других стран».

3. Усиление империалистического гнета и рост демократического движения в Китае

После начала войны империалистические державы усилили нажим на Китай, стремясь использовать в своих интересах материальные и людские ресурсы страны и полностью поработить китайский народ. Но положение Китая несколько отличалось от положения Турции и Ирана, из-за которых развернулась острая борьба между двумя воюющими группировками империалистических держав — германским блоком и Антантой.

Вследствие отдаленности от Китая Германия не имела реальных шансов привлечь его на свою сторону. Очевидным было также и то, что Германия не сумеет в условиях войны сохранить свои позиции в Шаньдуне. В Китае поэтому развернулась борьба между державами, принадлежавшими к одной империалистической коалиции (Англия, Франция, Россия, Япония) или сочувствующими этой коалиции (США до вступления в войну на стороне Антанты). При этом Англия, Франция и Россия были отвлечены военными действиями в Европе, которые поглощали их основные вооруженные силы и экономические ресурсы. Борьба за Китай временно отошла для них на второй план. Но крупное наступление на Китай развернули Япония и США.

Вопрос о вступлении Китая в войну рассматривался империалистами Антанты лишь в плане дальнейшего закабаления страны и был связан главным образом с японо-американской борьбой за Китай. Что касается использования ресурсов Китая в войне, то державы Антанты имели возможность использовать их и без официального вступления Китая в войну.

Объявив в конце августа 1914 г. войну Германии, Япония под предлогом военных действий против небольшого германского гарнизона Цзяочжоу (Циндао) высадила свои войска в Шаньдуне. Японские империалисты становились хозяевами Шань-дунского полуострова — большой китайской провинции, богатой полезными ископаемыми, с портами, имевшими важное коммерческое и стратегическое значение. Обладание Шаньду-ном давало возможность держать под угрозой Пекин и Тянь-цзинь.

Но японские империалисты этим не ограничились. 18 января 1915 г. японский посол предъявил китайскому правительству ноту, состоявшую из «21 требования». Необычной была обстановка вручения этого документа. В нарушение установившихся обычаев он был вручен, минуя министерство иностранных дел, лично президенту Юань Шикаю, к которому японский посол явился ночью. Первое, что увидел Юань Шикай, развернув ноту, были дредноуты и пулеметы, изображенные водяными знаками на бумаге, в которой излагались японские требования. Это был ультиматум.

«21 требование» состояло из пяти групп требований. Первая группа должна была закрепить господство Японии над Шань-дуном. Вторая группа касалась Северо-Восточного Китая и Внутренней Монголии. Япония требовала продлить до конца столетия сроки «аренды» Порт-Артура и Дальнего, ЮМЖД и Аньдун-Мукденской железной дороги, исключительных прав на приобретение в аренду земель, разрешения торговли и промышленной деятельности, эксплуатации рудников и пр. В третьей группе требований японцы добивались превращения единственного в то время в Китае, Ханьепинского, металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие, что означало бы передачу Японии одной из главных баз развития национальной промышленности Китая. Четвертая группа включала требование не сдавать в аренду третьей державе каких-либо гаваней или островов у берегов Китая. Наиболее тяжелой была пятая группа требований, предусматривавшая назначение японских советников по политическим, финансовым и военным вопросам в правительственные органы Китая, создание в ряде местностей смешанной, японо-китайской полиции, постройку смешанных, японо-китайских военных заводов и обязательную закупку Китаем не менее 50% боеприпасов в Японии. Кроме того, выдвигались требования постройки Японией железных дорог в Центральном Китае и дальнейшего расширения различных японских привилегий. Стремясь запугать китайское правительство, Япония направила дополнительные военные силы в Шаньдун и на Ляодунский полуостров.