Смекни!
smekni.com

Историческая география России (стр. 8 из 16)

Долгое время политическую независимость на Кавказе сохраняли исламские горские районы - Адыгея, Чечня и северо-запад Дагестана. Упорное сопротивление русским войскам оказали горцы Восточного Кавказа. Продвижение русских в горные районы Чечни и Дагестана привело к тому, что еще в конце XVIII в. к России было присоединено междуречье Терека и Сунжи. Для защиты этой территории от нападений горцев в начале XIX в. была построена Сунженская укрепленная линия вдоль р. Сунжи от Терека до Владикавказа. В 30-е годы в Чечне и горной части Дагестана возникло военно-теократическое государство во главе с имамом Шамилем, которое было разгромлено царскими войсками лишь в 1859 году Чечня и Дагестан вошли в состав России. В результате длительных военных действий к России в 1864 г. была присоединена и Адыгея. Закреплению этой территории за Россией способствовало строительство Лабинской, Урупской, Белореченской и Черноморской укрепленных линий. Последние территориальные приобретения на Кавказе были сделаны Россией по результатам русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. (Аджария и область Карса, опять отошедшая после 1-ой мировой войны к Турции).

§ 2. Формирование территории Азиатской России в XIX в.

На протяжении второй половины XIX в. в состав Российской империи входит Южный Казахстан и Средняя Азия. Северная часть современного Казахстана оказалась в России еще в XVIII в. Для закрепления за Россией степных земель и предотвращения нападения кочевников в XIX в. продолжается строительство линейных укрепленных сооружений. В начале века южнее Оренбурга была построена Ново-Илецкая линия, прошедшая вдоль р. Илек, в середине 20-х годов - Эмбенская линия вдоль р. Эмбы, а в середине 30-х годов - Новая линия в левобережье Урала от Орска до Троицка и защитная черта от Акмолинска до Кокчетава.

В середине XIX в. активное строительство оборонительных линейных сооружений происходило уже на территории Южного Казахстана. От Семипалатинска до Верного (русская крепость на месте современной Алма-Аты) протянулась Новая Сибирская линия. На запад от Верного до р. Сыр-Дарьи прошла Кокандская линия. В 50 - 60-е годы вдоль Сыр-Дарьи от Казалинска до Туркестана была построена Сыр-Дарьинская линия.

В конце 60-х годов происходит колонизация Средней Азии. В 1868 г. вассальную зависимость от России признало Кокандское ханство, а через 8 лет его территория как Ферганская область вошла в состав России. В том же 1868 г. российский протекторат признал Бухарский эмират, а в 1873 г. - Хивинское ханство. В 80-е годы в состав России вошла Туркмения.

Происходит окончательное формирование российской границы на юге Дальнего Востока. Еще в первой половине XIX в. российская власть была установлена на Сахалине. По Пекинскому договору с Китаем в 1860 г. к России отходит Приамурье и Приморье, редко заселенные местными племенами охотников и рыболовов. В 1867 г. царское правительство продало США принадлежавшие России Аляску и Алеутские острова. По соглашению с Японией от 1875 г. Россия в обмен на Курильские острова закрепляет за собой весь о. Сахалин, южная половина которого отошла к Японии по результатам русско-японской войны 1904 - 1905 гг.

Таким образом, к началу XX в. Россия сформировалась в огромную колониальную державу с многонациональным населением. Проводимая государством многовековая политика колонизации обусловила размытость границ между метрополией и внутренними национальными колониями. Многие российские колониальные владения приобрели анклавный характер, поскольку были окружены землями с преобладающим русским населением, или сами имели сложный этнический состав. К тому же уровень экономического и социального развития многих национальных территорий в европейской части России был существенно выше, чем в историческом центре страны. Все это предопределило значительные особенности развития России не только в XIX в., но и в XX в.

§ 3. Внутренние миграции и расселение населения России в XIX в.

На протяжении XIX в. Россия превратилась в одну из крупнейших по численности

населения стран мира. Если в 1867 г. численность населения Российской империи (без Финляндии и Царства Польского) составляла 74,2 млн. человек, то в 1897 г." - уже 116,2 млн. человек ив 1916 г.-151,3 млн. чел. Резко возрастают темпы прироста населения - удвоение численности произошло примерно за 60 лет. В основе этого «демографического взрыва» лежал не только процесс территориального расширения страны, но и высокие темпы естественного прироста, широкое распространение многодетности.

Развитие капитализма привело к формированию рынка труда, быстрому развитию колонизации - заселению новых земель и урбанизации - массовым миграционным потокам населения в растущие города и промышленные центры. В конце XIX - начале XX вв. Россия - один из крупнейших экспортеров зерна. Это было связано с тем, что после крестьянской реформы 1861 г. происходила массовая распашка черноземов и заселение земель Новороссии, области Войска Донского, степного Предкавказья, Заволжья, Южного Урала и Сибири. С 1861 г. по 1914 г. в Сибирь переселилось порядка 4,8 млн. человек. Основная часть переселенцев осела на юге Западной Сибири (включая и северные районы современного Казахстана), особенно в предгорьях Алтая и бассейнах Тобола и Ишима. Восточнее Енисея переселенцы оседали в узкой полосе вдоль Великой Сибирской железной дороги, прошедшей по лесостепным и степным анклавам. Быстро растет население отошедшего к России лишь в середине XIX в. Приморья и Приамурья, еще долгое время характеризующихся слабой населенностью.

С развитием капиталистических отношений быстро растут города. Если в 1811 г. городское население России составляло примерно 5% ее населения, то в 1867 г. в городах проживало около 10% населения Европейской России, а в 1916 г. - свыше 20%. При этом уровень урбанизации восточных регионов страны (Сибирь и Дальний Восток, Казахстан) был в два раза ниже. Формируется отчетливая тенденция концентрации горожан во все более крупных городах, хотя структура городского расселения в целом имеет сбалансированный характер. Крупнейшими центрами миграционного притяжения страны выступали столичные города - С.-Петербург и Москва, численность населения которых росла за счет миграции и которые сформировали огромные зоны миграционного притяжения. Так, к Петербургу тяготели не только губернии современного Северо-Запада (Петербургская, Новгород-екая и Псковская), но и вся северо-западная часть современного Центрального района (Смоленская, Тверская, Ярославская губернии) и запад Вологодской губернии. В начале XX в. Петербург - самый крупный город России (2,5 млн. человек в 1917 г.).

В свою очередь, Москва помимо Московской губернии росла за счет мигрантов из приокских территорий (Тульская, Калужская и Рязанская губернии). Несмотря на то, что Москва развивалась в густо заселенном историческом центре страны, потеря ею с начала XVIII в. столичных функций не могла не отразиться на темпах роста населения. Долгое время Москва сохраняла патриархальный дворянско-мещанский характер, и ее функциональный профиль стал меняться лишь с середины XIX в., когда она бурно приобретала торгово-промышленные черты. В начале XX в. Москва - второй по численности город России (1,6 млн. человек в 1912 г.). Крупным ареалом миграционного притяжения в самом конце XIX в. - начале XX в. стали шахтерские и металлургические центры Донбасса. Поскольку они возникли на территории колонизуемого степного юга, то у них сформировалась достаточно широкая зона миграционного притяжения, куда входили как русские центрально-черноземные губернии, так и украинские территории Приднепровья. Поэтому в Донбассе, как и в Ново-россии и Слободской Украине исторически сформировалось смешанное русско-украинское население.

В России формируются обширные территории массового миграционного оттока - бывшие крепостнические губернии со значительным избытком населения (относительным аграрным перенаселением). Это - прежде всего северные промыслово-земледельческие губернии (Псковская, Новгородская, Тверская, Костромская, Вологодская, Вятская) с неблагоприятными условиями для земледелия и давней тенденцией сезонных отхожих промыслов. Миграционный отток существенно сократил демографический потенциал региона и стал первым «актом» драмы российского Нечерноземья. Основным районом массового миграционного оттока стали губернии Центрального Черноземья, южной полосы Центрального района правобережной части Поволжья, северо-востока Украины и Белоруссии. Из этого региона до конца XIX в. выехало более десятой части населения, однако он и в начале XX в. отличался значительными трудовыми ресурсами.

россия заселение территория промышленность

§ 4. Реформы и экономическое развитие России в XIX в.

Экономический облик России на протяжении ХIХ в. был кардинально изменен в результате отмены крепостничества и массового железнодорожного строительства. Если реформа 1861 г. допустила к гражданской жизни многомиллионные массы крестьянства и способствовала расцвету предпринимательства, то железные дороги коренным образом изменили транспортно-географическое положение как страны, так и ее регионов и повлекли за собой значительные перемены в территориальном разделении труда.

Реформа 1861 г. дала не только личную свободу крестьянам, но и обусловила существенные изменения в структуре землевладения. Перед реформой дворянам принадлежала треть всех земельных угодий Европейской России. Особенно высокая доля дворянского землевладения сложилась в центрально-нечерноземных, центрально-черноземных и северо-западных губерниях России, а также на Украине и в Белоруссии. В слабозаселенных окраинных районах Европейской России и в Сибири преобладала государственная форма земельной собственности.