Смекни!
smekni.com

История палестинского национального движения (стр. 3 из 7)

С середины 1966 г. наступил второй этап в отношении арабских стран к деятельности обеих организаций. Лидеры арабского мира начали приветствовать деятельность ФАТХа. Как следствие, ухудшилось отношение к ООП и ее лидеру – Ахмаду Шукейри. Проверка временем показала Г.А.Насеру, что, во-первых, действия ФАТХа приводили к локальным контратакам со стороны Израиля, неспособным вырасти в более серьезный вооруженный конфликт, и, во-вторых, наиболее страдала от этих рейдов Иордания, а не Египет. Последовавшие в этот период две встречи лидеров ФАТХа с начальником египетской разведки Салахом Насером и с представителями Арабского социалистического союза и более теплое отношение к действиям ФАТХа в египетской прессе были первыми признаками изменения позиции Египта по отношению к организации. Вслед за Египтом и Сирия изменила отношение к ФАТХу, освободив его лидеров из тюрем и увеличив финансовую поддержку. При этом сирийские власти не оставили попыток подчинить себе ФАТХ или, в качестве альтернативы, создать конкурирующую организацию. Так, в это время к организации примкнул капитан сирийской армии Ахмад Джибриль, опытный подпольщик, глава ячейки, называвшей себя «Национальный Фронт Палестины». Не прижившись среди лидеров ФАТХа, в 1967 г. Джибриль вышел из него, получив финансовую помощь сирийских властей, и примкнул к так называемому Народному фронту освобождения Палестины», созданному Джорджем Хабашем сразу после Шестидневной войны.

Как это случалось и раньше, когда Египет и Сирия выступали единым фронтом, Иордания стремилась занять противоположную сторону. С середины 1966 г. Хусейн открыто выступил против ООП и против ФАТХа. В послании Г.А.Насеру от 14 июля 1966 г. он писал: «Мы не видим больше возможности для кооперации с ООП, по причине отклонения ее руководства от целей, для достижения которых она была создана». Израильская операция возмездия в поселении Аль-Самоуа и последовавшие за этим мощные пропалестинские демонстрации населения Западного берега привели к первому вмешательству иорданских войск и жестокому подавлению демонстраций (например, в городе Наблус 21 ноября 1966 г.). В этот же период проводятся массовые аресты членов ФАТХа в Иордании.

Относительная сила ООП в этот период определялась тремя факторами, отсутствующими у ФАТХа: поддержкой Г.А.Насера, личностью Ахмада Шукейри и вовлечением палестинских масс в ряды организации, при этом поддержка ФАТХа, оказываемая ему арабскими странами, находилась еще на очень низком уровне. История ФАТХа могла так и закончиться там, где она началась, и он не вырос бы в мощную авторитарную организацию, способную угрожать монополии ООП на представительство палестинцев. Но случилось по-другому. Часть успеха лежит, безусловно, в самой концепции военной борьбы, образно выраженной Арафатом в представлении израильского общества как коммерческой фирмы, раз за разом терпящей убытки в течение долгого времени. Поэтому в 60-е годы, да и по сей день, палестинское национальное движение поражает своей способностью вести настоящую партизанскую войну против Израиля в течение весьма продолжительного времени. В этой войне идеология играет важную роль. Но настоящий ключ к загадке успешного развития ФАТХа следует искать в тщательной продуманности любого военного и политического шага организации. С самого начала идеологи ФАТХа относились к ООП не столько как к конкуренту на арабской арене, сколько как к возможности собственного продвижения наверх путем проникновения в ее ряды. Еще в начале 1964 г. лидеры ФАТХа встретились в Каире с А.Шукейри и предложили ему секретное координирование дипломатической деятельности ООП и военных актов ФАТХа. Связь между организациями, по мнению лидеров ФАТХа, осуществлялась бы через представителей ФАТХа, которые назначались бы А.Шукейри как члены исполнительного комитета ООП. Салах Халаф объяснил А.Шукейри, что «организация, созданная усилиями сверху, не будет иметь никакой действенной силы, если она не базируется на широкой народной основе»13. Шукейри понял желание руководства новоиспеченной организации влиться в ряды ООП и отказался совершить сделку. Второй подобной попыткой со стороны лидеров ФАТХа явилось послание от имени организации второму съезду ПНС, проходившему с 31 мая по 4 июня 1965 г. в Каире, в котором приводилось требование превращения ООП в «революционную организацию», т.е. в военную организацию по типу ФАТХа. Послание получило широкое хождение среди участников съезда и привело к горячим дискуссиям на самом съезде что заставило Г.А.Насера в своей речи призвать к большему сплочению рядов ООП. На этом же съезде было решено воплотить в жизнь предыдущее решение первого съезда ПНС о создании «Армии Освобождения Палестины» (АОП). Ее командиром стал офицер кувейтской армии, генерал Ваджих Аль-Мадани.

Непрекращающиеся попытки лидеров ФАТХа повлиять на будущее состава ООП, с одной стороны, и ослабление поддержки Г.А. Насера, с другой, привели к изменению позиции А. Шукейри по отношению к соперничающей организации. В середине 1966 г. А. Шукейри встречался с лидерами ФАТХа, призывая их координировать свои действия с ООП. Но представители ФАТХа отклонили предложение А. Шукейри. Как и раньше, они были заинтересованы в управлении ООП, а не в простой координации действий между организациями. Выразив желание, по его словам, «объединить действия федаюнов и подорвать режим Хусейна», 27 декабря 1966 г. А.Шукейри объявил о создании «Революционного совета» и «Совета освобождения», одной из первичных задач которых было бы превращение АОП в «революционную армию». На деле оба этих совета существовали исключительно на бумаге.

Попытки привлечения ФАТХа в ряды ООП, предпринимаемые А. Шукейри, не принесли желаемых результатов, уже не за горами виднелось окончание его политической карьеры. Так была закрыта первая страница истории существования Организации Освобождения Палестины.

Итоги Шестидневной войны кардинально изменили сложившийся в предыдущий период баланс сил. Раньше в арабском мире существовал непоколебимый консенсус относительно убеждения, что именно войска арабских армий освободят Палестину, спор шел только относительно времени начала такого освобождения – до или после объединения арабских стран. Тогда еще была жива панарабская легенда, утверждающая возможность такого объединения. Разгром арабских армий израильскими войсками и занятие Израилем обширных территорий Западного берега и сектора Газы существенно изменили картину. Во-первых, к окончательной цели «освобождения палестинских земель» добавилась промежуточная цель, сформулированная как «ликвидация израильской агрессии 1967 г.». Эта новая цель могла быть достигнута двумя путями – путем возвращения захваченных земель в новой войне или с помощью мирных переговоров с Израилем. Арабский мир в этот период был разделен на два новых лагеря: Сирия и Ирак стояли за новую, народно-освободительную – по определению идеологов партии БААС – войну с Израилем, Египет и Иордания представляли более умеренную линию, согласно которой возможно «политическое решение» возникшей проблемы оккупированных территорий. Таким образом, Г.А.Насер стал союзником короля Иордании Хусейна в этом вопросе, а знаменитое решение арабской встречи в верхах в Хартуме 2 сентября 1967 г. («нет – миру с Израилем, нет – признанию Израиля, нет – переговорам с Израилем») критикуется Египтом как не отвечающее действительности15. Во-вторых, разгром арабских армий привел к серьезному идеологическому кризису на арабской арене и, как следствие, к мощному подъему палестинского национального движения как самостоятельного фактора в деле борьбы арабских стран с Израилем. Иначе говоря, последствия Шестидневной войны выявили важность идеологии военной борьбы партизанского толка, пропагандируемой лидерами ФАТХа, в то время как «политическое решение» любого вида, выдвигаемое Египтом и Иорданией, на этом этапе выглядит хоть и более реалистичным, но менее популярным решением, с точки зрения палестинских лидеров.

Последствиями этих изменений, произошедших после Шестидневной войны, на палестинской площадке стало образование новых палестинских организаций, усиление ФАТХа и занятие его членами важных постов в ООП цель, к которой его лидеры шли несколько лет.

Множество мелких палестинских организаций существовало на палестинской площадке и до Шестидневной войны, один источник оценивает их количество «порядка 40 организаций с количеством членов от 2 до 400»16. Для борьбы с популярностью ФАТХа необходимо было иметь убедительную идеологию и большое количество представителей. Такой организацией явился созданный 7 декабря 1967 г. «Народный фронт освобождения Палестины» (НФОП). НФОП возник в результате слияния трех мелких организаций – военного крыла «Арабского националистического движения», носящего название «Молодые мстители», под предводительством студента Американского Университета в Бейруте Наифа Хаватме, «Фронта Освобождения Палестины» Ахмада Джибриля и «Героев возвращения», во главе с командиром АОП генералом Ваджихом Аль-Мадани. Во главе новой организации стал палестинец, выходец из греческих ортодоксальных кругов, доктор медицины Джордж Хабаш. В качестве эмблемы лидеры НФОП выбрали круг, разделенный на две половины, в левой части которого находятся контуры карты Палестины, а в правом, на фоне белого цвета, изображающего весь остальной арабский мир, из буквы арабского алфавита «джим» (первая буква слова «джабха» – «фронт») составлена стрелка, указывающая на Палестину – символ возвращения палестинского народа. Как и в случае с лидерами ФАТХа, так и здесь, из биографий лидеров НФОП можно понять идеологию самой организации. Многие из его лидеров не были палестинцами (Наиф Хаватме, Хани Аль-Хинди) или родились не в Палестине. В отличие от лидеров ФАТХа, принадлежавших к высшим слоям мусульманской буржуазии, лидеры НФОП были представителями средних слоев буржуазии, некоторые не были мусульманами вообще (Джордж Хабаш, Вади Хадад). Отсюда происходит более отстраненное отношение к палестинской проблеме, в отличие от более прагматичной доктрины ФАТХа.