Смекни!
smekni.com

История палестинского национального движения (стр. 6 из 7)

Конфликт между египетским правительством и палестинскими организациями не остался вне внимания иорданского лидера. Хусейн ждал, когда идеологический и финансовый кризис палестинского движения достигнет своего апогея. Новая вспышка столкновений в Иордании последовала в феврале 1970 г. после опубликования 10 февраля более жестких требований в осуществлении иорданской власти на Западном берегу. 11 и 12 февраля два мощных столкновения между палестинскими организациями и иорданскими войсками произошли в Аммане и Аль-Салте. Конфликт стал настолько серьезным, что даже Ирак послал ультиматум иорданским властям с угрозой вмешаться. Иордания отвела свои войска и после нескольких правительственных совещаний 22 февраля подписала соглашение о перемирии с палестинцами, фактически уступая их требованиям (соглашение основывалось на директивах «Общего командования» палестинских организаций, опубликованных днем раньше, в которых были установлены правила управления палестинскими силами в иорданских городах, не касаясь при этом вопроса реализации иорданской власти). Новое столкновение при обстоятельствах, как две капли воды похожих на ситуацию февральского кризиса, произошло в начале июня 1970 г., но и оно завершилось похожим образом. Последствия февральских и июньских столкновений привели обе стороны к осознанию необходимости более радикального решения возникшего кризиса: ДФОП объявляет о своем намерении, подчиняясь «воле сил Сопротивления», «свергнуть режим Хусейна и установить арабский Ханой в Аммане, управляемый народной революционной властью»; 1 сентября одним из членов ДФОП было совершено покушение на жизнь короля Хусейна. Вслед за лидерами ДФОП и ФАТХ меняет свою политику на более воинственную по отношению к иорданскому режиму. Король Хусейн, со своей стороны, проводит ряд встреч с армейским командованием, проверяя верность высших армейских чинов своей власти. 21 августа 1970 г. Хусейн встретился с Г.А.Насером: египетский лидер просил короля не использовать силу против палестинцев, соглашаясь в то же время с возможным применением силы против «зловредных и реакционных элементов». Сентябрьское покушение на жизнь короля и захват самолетов членами палестинских фронтов послужило поводом для начала военных действий. 17 сентября 1970 г. иорданские войска, верные королю, входят в Амман. Операция по очистке территории Иордании от присутствия палестинских организаций, названная впоследствии «Черный сентябрь», началась.

В течение следующих десяти дней повсеместно на территории Иордании происходили крупные бои. Подавляющее превосходство иорданской армии над палестинскими организациями стало очевидным. Вооруженный конфликт был настолько обширен, что заставил вмешаться Сирию. 19 сентября иорданскую границу пересекли сирийские части, вступившие в боевые действия на севере и вынужденные отступить 23 сентября, встретив сопротивление хорошо подготовленной 40-ой бригады иорданской армии. 27 сентября 1970 г. в Каире было подписано соглашение о перемирии между сторонами. Хусейн видел в этом соглашении лишь передышку для начала новой атаки, не желая ставить его в ряд со всеми предыдущими документами такого рода. Бои возобновились с новой силой в октябре. До начала весны 1971 г. атаки военных сил Иордании сосредотачиваются на палестинских укреплениях в Ирбиде и Аль-Салте, в апреле того же года происходит решающая битва в Аммане, в результате которой палестинские войска вынуждены покинуть город. К середине июля иорданские власти завершают очистку региона Джараш-Аджлуна – сосредоточие палестинских сил в центре страны – от палестинского военного присутствия. Подводя логическую черту под военными действиями против палестинских организаций, Хусейн утверждал: «Королевство Иордании составляет один народ и одно государство: все подданные представляются королем, государственной властью и ее представительными институтами. Иордания служит главной базой для освобождения Палестины». Если рассматривать историю палестинского национального движения как комплекс идей, движущихся по спирали, то можно, таким образом, утверждать, что в 1971 г. первый круг вращения его доктрины завершился там же, где и начался, перед тем как подняться на иной, качественно новый уровень.

Если после событий Шестидневной войны арабский мир находился в глубоком идеологическом и политическом кризисе, а на палестинской арене ощущался подъем и консолидация сил, то после событий «Черного сентября» создалась прямо противоположная ситуация: 17 апреля 1971 г. президент Египта Анвар Садат провозгласил создание Федерации арабских республик (ФАР) в составе Египта, Сирии и Ливии. Таким образом, после десятилетнего перерыва Египет и Сирия вновь объявили о единстве политического курса и необходимости совместных усилий в деле освобождения территорий, захваченных Израилем в 1967 г. Что же касается Иордании, то для Хусейна ее внешняя изоляция в арабском мире стала менее значимой. Гораздо более важным достижением виделось ему внутреннее спокойствие его режима.

Лидеры палестинских организаций чувствовали себя в этот период загнанными в угол. Позиция израильского правительства во главе с премьер-министром Голдой Меир заключалась в принципиальном отрицании права палестинцев на государство – ни на Западном берегу, ни на какой-либо другой территории, что лишало смысла все попытки продвигать вперед политическое решение палестинской проблемы. Последствия «Черного сентября» сводили на нет всю военную деятельность палестинских организаций.

Потеря иорданской территории в качестве «надежной базы» палестинского движения побуждала его лидеров искать новые возможности продолжения военной борьбы с Израилем. Военная деятельность палестинских организаций против Израиля велась теперь с территории южного Ливана, однако после успешных контратак израильской армии и после давления, оказанного Сирией и Египтом, число палестинских рейдов на территорию Израиля существенно уменьшилось. Находясь на распутье, палестинское национальное движение в этот период было во власти двух противоположных тенденций: обсуждение планов политического решения палестинской проблемы, предложенных двумя лидерами арабских стран – королем Иордании Хусейном и президентом Египта Анваром Садатом, и спокойное отношение к террористическим актам на мировой арене.

15 марта 1972 г. Хусейн объявляет о своем плане объединения обоих берегов в одно «Объединенное арабское королевство» после ухода Израиля с Западного берега, которое произойдет в результате новой войны или – чего опасались палестинские лидеры – в результате мирных переговоров с Израилем. Согласно данному плану, после возвращения Западного берега во владение Иордании, Иорданское королевство должно было состоять из двух регионов: «иорданского» – на территории Восточного берега, и «палестинского» – «на территории Западного берега и на любой другой территории, освобожденной со временем».

Оба региона должны были иметь равное представительство в законодательных и исполнительных органах, хотя все государственные учреждения должны были оставаться в Аммане.

Воплощение такого сценария в жизнь было абсолютно неприемлемо для ООП. Ощущая слабость политической агитации на территориях, палестинские лидеры объявляют о созыве Палестинского народного конгресса (ПНК), целью которого было подтверждение статуса ООП как единственного представителя палестинского народа и возвращение к забытому лозунгу: «Право на самоопределение означает полное освобождение и основание национального палестинского государства на всей территории Палестины». ПНК проходил с 6 по 9 апреля 1972 г., отсутствие представителей Западного и Восточного берегов Иордана делало невозможным принятие любых резолюций, имеющих действенную силу для всех членов ООП. Вместо намеченной программы члены ПНК обсуждали необходимость расширить ряды ПНС, включив в него представителей палестинской интеллигенции, так называемых «независимых членов». Наиболее драматичным событием на съезде ПНК стала речь А.Садата, использовавшего план короля Иордании Хусейна как повод для разрыва дипломатических отношений с Иорданией. В заключительных решениях ПНК подчеркивалась роль обоих берегов как различных политических формирований, могущих быть объединенными в одно исключительно на «полном равенстве региональных прав и обязанностей». В этой формулировке очевидно желание ООП подчеркнуть свое право на управление территорией Западного берега как ответ на желание Хусейна централизовать иорданскую власть над территориями на обоих берегах Иордана.

6 апреля 1972 г. на встрече с лидерами ФАТХа Анвар Садат предложил политическое решение другого рода: создать палестинское правительство в изгнании, по типу правительств мировых освободительных движений – алжирского или кампучийского. Официальное провозглашение этого плана 28 сентября того же года провоцировало необходимость открытой реакции на него со стороны лидеров ООП, которые до этого ограничивались закрытыми обсуждениями на сессиях ЦК ФАТХа и Революционного комитета ООП. С одной стороны, палестинским лидерам были понятны недостатки такого плана: правительство в изгнании представляло бы что-то вроде политической альтернативы ООП, с той же необходимостью арабского и мирового признания и с той же борьбой за власть и представительство. Кроме того, с точки зрения палестинского национального движения в целом, на этом этапе создание такого правительства означало бы уход от достижения поставленных перед движением целей. Однако, не желая портить отношения с А. Садатом, палестинские лидеры решили опубликовать непрямое и «безличностное» отрицание предложенного плана. В окончательной формулировке их позиции по данному плану можно найти такое заключение: «Когда палестинские лидеры посчитают нужным принять решение об учреждении правительства в изгнании, они его примут». На этом этапе представители ООП, оказавшись в ситуации почти полной мировой изоляции, ценили теплые отношения с Египтом.