Смекни!
smekni.com

Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена "Салической правды" (стр. 2 из 6)

Что касается форм поселения франкских пришельцев, то наши сведения об этом недостаточны. А.Р. Корсунский в своей работе так описывает единственную известную меровингскую деревню во Франции: «Она состоит из 30 раскопанных землянок, из которых лишь четыре относятся ко времени до середины VI века. Примерно около 700 г. поселение было покинуто. Рядом с некоторыми землянками были найдены ямы для отбросов. Не все строения были жилыми, некоторые служили ремесленными мастерскими… Деревня соприкасалась с развалинами строения галло-римского времени. При одной землянке обнаружен водосток; глубина уходящей в землю части жилища доходит до 65 см. Среди найденной керамики есть остатки, изготовленной на гончарном круге, и ручные изделия. Самая большая землянка занимала 17,4 кв. м., средняя величина землянок составляет около 7,45 кв. м. Средняя глубина пола достигала 21 см. Все землянки построены в направлении с востока на запад. Поскольку менее чем в четырех километрах находился меровингский королевский пфальц Витри-ан-Артуа, археолог, производивший раскопки, предполагает, что жителей Бребьера связывали с этой королевской резиденцией тесные хозяйственные и социальные отношения. Исследования костей, найденных в землянках и ямах для отбросов, показали наличие 96,1% костей домашних животных и 3,9% костей диких животных. Преобладают свиньи (39,26%), затем следуют крупный рогатый скот, овцы, куры, лошади и козы. Остатки зерна не найдены».[8] Судя по тому, что главное содержание «Салической правды» - охрана имущества и личной неприкосновенности домохозяйств, их усадеб, домов, скота, можно сделать вывод, что средоточием хозяйственной и социальной жизни франков являлась усадьба и дом.

После завоевания франками территории Галлии в жизни франкского общества большую роль стали играть римские порядки. Это следует из анализа «Салической правды» и хроник. Попав в новые, более благоприятные климатические и почвенные условия Галлии, германцы нашли там лучшие сельскохозяйственные орудия и методы обработки земли, новые сорта злаков и овощей, фруктов. Они нашли в Галлии водяные мельницы, римские дороги и водопроводы, разнообразные приспособления для работы на виноградниках, прессы для вина и масла. Они усвоили прогрессивные методы обработки земли: многократную пахоту, прополку хлебов, обмолот цепами. Они улучшили качество своего скота, получили вьючных животных – мулов и ослов. Животноводство поднялось на более высокий уровень.[9]

И вместе с тем «…вторжения варварских народов на территорию Римской империи открыли качественно новую эпоху в социально-экономической истории Европы…Новые формы поселений, новые типы полей и системы обработки почвы, главное же - иной характер социальных отношений решительно отделяют древнегерманских скотоводов, земледельцев и воинов, членов варварского общества, от формирующегося крестьянства раннего средневековья».[10]

Подробно экономический строй франкского королевства на рубеже V-VI вв. прекрасно показывает «Салическая правда», которая имеет значение необычайно ценного исторического документа, показывающего хозяйственную жизнь эпохи.

Она свидетельствует, что франки в то время были земледельцами и их агрикультура, как отмечает Полянский Ф.Я., стояла на довольно высоком уровне.[11] Правда франки занимались и охотой, причем у них имелись охотничьи собаки, за кражу которых платился штраф в 15 солидов.[12] Так же у них процветало экстенсивное скотоводство, особенно свиноводство. Стада свиней оставались круглый год в лесах на подножном корму. Часто дичали, и за поросятами приходилось охотиться как за обыкновенными кабанами. Их часто воровали, и потому уже начальные статьи «Салической правды» давали классификацию поросят всех возрастов и категорий, определяя штрафы за их хищения.[13] Охрана таких стад была делом первостепенной важности, и для этого пастухи использовали особых собак. Существовало и стойловое содержание свиней, причем за похищение поросенка из хлева взимался в три раза более значительный штраф (45 солидов), чем за похищение из стада. Если же кто-либо поджигал хлев с находящимися в нем поросятами, то штраф увеличивался до 63 солидов.

«Салическая правда» охраняет крупный рогатый скот, угрожая за хищение теленка-сосунка штрафом в 3 солида, упряжной лошади – в 45 солидов, жеребой кобылы – 30 солидов.[14] «Даже в тех статьях, которые говорят о потравах, прежде всего защищаются интересы скотоводства, именно запрещается «бить до изувечения» животных, зашедших на чужие нивы. Разрешается лишь загнать этих животных и взять штраф за потраву»[15]. Франки держали также в большом количестве и мелкий рогатый скот (овец, коз) и разные виды домашней птицы (куриц, журавлей, домашних лебедей, гусей, голубей). Пастбищное хозяйство основывалось на использовании лесных пастбищ. В ряде королевских доменов, например в Трире, Туре, в области Леман и Бордо занимались коневодством.

Судебник охраняет луга от потравы (штраф 15 солидов) и таким же штрафом наказывает хищение чужого урожая. Это свидетельствует о том, что обычное земледельческое хозяйство в эту пору имело для франков важное значение. Население было оседлым и земледельческим, как отмечает Полянский Ф.Я., существовала двухпольная, переложная и огневая системы использования земли.[16] Трехполье зафиксировано в документах VIII и IX вв., но и тогда оно еще не получило всеобщего распространения. Корсунский в своей работе пишет: «В области салических франков в VI веке была распространена еще простая соха, употреблялся также плуг с особым лемехом, который не переворачивал пласты земли. Однако с распространением культуры ржи входит в обиход плуг, переворачивающий пласты земли».[17] В сельском хозяйстве использовались различные виды рабочего скота: быки, мулы, ослы. Обычными стали двух- ил трехкратная вспашка, бороньба, прополка посевов, вместо ручных начали применятся водяные мельницы. Во времена «Салической правды» сеялись обычные для Западной Европы злаки (полба, пшеница, ячмень) и такие ценные растения, как бобы, горох, лен. Урожаи хлеба были богатыми. Его с полей франки увозили на телегах, в которых впрягали лошадей. При доме каждого франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Существовали специальные амбары для хранения хлеба, и их поджог карался крупным штрафом в 63 солида.[18]За кражу хлеба с мельницы также был установлен штраф в 15 солидов.[19]

Предписания «Салической правды», карающие порчу яблонь, свидетельствуют о развитии садоводства; при этом порча яблони в саду наказывалась в три раза более значительным штрафом, чем уничтожение плодового дерева во дворе или вне его. Следовательно, иной раз яблони высаживались даже в открытом поле, и в таком случае садоводство оказывалось крайне примитивным. Выращивали также груши. Помимо этого, у франков имелись виноградники, охраняемые предписаниями «Салической правды».[20] Из нее мы также узнаем о существовании пчеловодства.[21] Активно возделывались огороды.

Достойно внимания, что «Салическая правда» засвидетельствовала полное господство аграрных форм хозяйственной жизни. Она ничего не говорит о городах и торговле. В ее предписаниях все время речь идет о деревне и сельском хозяйстве. Она свидетельствует о том, что ремесленники в ту пору были большой редкостью и высоко ценились. Так, согласно 10 статье, за похищение рабыни взимался штраф в 35 солидов, но штраф достигал 85 солидов, если кто-либо похищал кузнеца, плотника. Следовательно, рабы-ремесленники, равно как и специалисты-виноградари, считались более ценным имуществом. Чем обыкновенные рабы, и охранялись законом более строго.[22] В деревне господствовало натуральное хозяйство, ремесло не отделилось от сельского хозяйства. В Меровингском королевстве, особенно при Хильперике и Хлодвиге, обращение денег было очень невелико. В торговле и для составления кладов пользовались восточноримскими монетами (солидами, семиссами и тремиссами).[23]

Т.о., со времен Цезаря и Тацита германские племена достигли значительных успехов в области агрикультуры. Если Цезарь, а за ним и Тацит утверждают о крайней примитивности агрикультуры древних германцев, то «Салическая правда» сообщает нам, что агрикультура франков стояла на довольно высоком уровне. Появляются такие отрасли хозяйства, как садоводство и огородничество, виноградничество и пчеловодство. Животноводство также поднялось на более высокий уровень. При обработке земли начинают использоваться такие сельскохозяйственные орудия как плуг с железным лемехом, различные виды рабочего скота. Тем самым были сделаны материальные предпосылки для дальнейшего социально-экономического развития франкского общества. Франки унаследовали некоторые достижения римской агрикультуры.


2. Общественное развитие франкского общества по данным «Салической правды»

2.1 Общинный строй, формы собственности

«Салическая правда» дает вполне определенные показания и об общинном строе франкского королевства. Она свидетельствует о том, что у франков на рубеже V-VI века еще сохранились пережитки родового строя. В случае убийства свободного франка его сородичи делили между собою половину вергельда (штраф за убийство). Сородичи выступали соприсяжниками, когда нужно было давать очистительную клятву в оправдание кого-либо из рода. Более того, франкам приходилось расплачиваться за преступления своих сородичей, и если преступник не мог сам уплатить вергельда, то выставлял 12 соприсяжников в подтверждение своей бедности, а затем созывал своих родственников (трех по матери и трех по отцу). Проделав позорную процедуру бросания горсти земли через свое плечо и перепрыгивания через изгородь (босым, в одной рубашке, сколом в руке), он тем самым обязывал собравшихся сородичей внести по крайней мере половину подлежащего уплате вергельда. Поэтому обязанности сородича иногда оказывались весьма обременительными, и многие стремились от них освободиться. Процедура выхода из рода состояла в том, что франк должен был в суде перед лицом тунгина (старосты) сломать над головой три палки и разбросать их обломки в четыре стороны. После этого его считали отрекшимся от своих сородичей. Он уже не участвовал в наследовании их имущества и в получении вергельда за убийство кого-либо из них, а его собственное имущество после его смерти поступало в казну.[24]