Смекни!
smekni.com

Анализ хозяйственных и общественных отношений древних франков во времена "Салической правды" (стр. 4 из 6)

Семья в любой форме, большая или малая, представляла важнейшую реальную социальную группу, в которую входил индивид. Но наряду с семьей сохранялись и иные группы, строившиеся на родственной основе, в которых протекала жизнедеятельность членов общества. Наряду с родственными коллективами существовали коллективы, имевшие территориальную основу. К их числу следует причислить общину. «Земледельческая» община, опиравшаяся на коллективное землевладение, трансформировалась в общину соседскую – марку, представлявшую собой совокупность отдельных самостоятельных домохозяйств. Германская община была внутренне противоречивым коллективом с ярко выраженными центробежными тенденциями и антогонизмами. Мелкое производство, цементировавшее семьи, обособляло их друг от друга. Тем не мене роль общины в социальной структуре была очень значительна. Помимо пользования угодьями соседей-общинников объединяли общие интересы самозащиты и поддержания правопорядка, отправление культа и празднества. К территориальным группам относились также округа управления и суда – сотни, области и т.п.[33]

Т.о., община в доклассовом обществе прошла три стадии развития: 1) родовая или кровнородственная община, основанная на совместном ведении хозяйства и совместном пользовании и владении землей кровными родственниками; 2) земледельческая, в которой собственность общины на территорию сочеталась с разделом пахотных участков между большими семьями; 3) соседская, или община-марка, в которой господствовала индивидуальная собственность малых семей на наделы пахотной земли при сохранении коллективной собственности общины на другие угодья. Община «Салической правды» представляла собой в V-VI вв. переходной этап от большесемейной «земледельческой» общины (где сохранялась коллективная собственность рода на всю землю, включая и пахотные наделы больших семей) к соседской общине-марке, в которой уже господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю, при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пустошей, пастбищ и пр. Одной из важнейших предпосылок для развития феодальных отношений явился дуализм франкской общины, которая уже стала к V-VI веку поземельной, территориальной, соседской. Это явилось причиной глубокого внутреннего противоречия, обрекавшего общину на распад, подготовлявшего торжество крепостничества.

2.2 Социальная структура общества и правовое положение основных групп населения

Среди варварских Правд LexSalica в древнейшем ее тексте отражает самую раннюю стадию эволюции собственности и свободы в их взаимной связи.

Понятие свободы в «Салической правде», в отличие от всех прочих Правд, еще однозначно: внутри широкой массы свободных франков, защищенных единым вергельдом из 200 солидов, нельзя уловить никаких градаций свободы. Это было серьезное наказание, т.к. в те времена корова стоила 2 солида, вол – 3 солида, и потому убийце приходилось отдавать 70-80 коров или волов, чтобы расплатиться за свое преступление.[34] Главный субъект действующего обычного права, носитель правовых норм, обозначается как quisingenuus. Само собой разумеющимся состоянием такого quis является «свобода», без различения ее оттенков и без разграничения «полной» или «неполной», «большей» и «меньшей» свободы в пределах самого этого понятия. Все свободные франки свободны в одинаковой мере, т.е. все они в равной степени полноправны: среди них нет более или менее полноправных свободных.[35]

«Салическая правда» показывает, что среди франков того времени не существовало привилегированной аристократии, которая противостояла бы народу. Судебник не признавал особых привилегий родовой аристократии, существовавшей у древних германцев времен Цезаря и Тацита. Однако, это не значит, что общество этого времени стало однородным в социальном отношении; в дальнейшем эта неоднородность сыграла важную роль в процессе феодализации. Многочисленные статьи «Салической правды» отчетливо свидетельствуют об этом, противопоставляя свободным франкам различные группы неполноправного населения, а именно рабов, литов, колонов и так называемых «римлян». Обычное право франков рассматривало рабов как имущество, как вещь. Поэтому за кражу раба устанавливался такой же штраф (30 солидов), как за похищение коня или вола. Если раб убивал другого раба, то сам он передавался в распоряжение потерпевшего ущерб господина. За похищение рабыни, а также мальчика или девочки из господской челяди виновный, помимо штрафа в 35 солидов, обязан был столько же уплатить хозяину рабыни в возмещение ущерба.[36]

«Салическая правда» устанавливала четкую грань между свободными и рабами, запрещала брачные связи рабов и свободных. Если свободная девушка по своему желанию выходила замуж за раба, она теряла свободу, сама становилась рабыней. Такое же наказание ожидало свободного франка. Если бы он осмелился жениться на чужой рабыне. Сожительство с чужой рабыней каралось штрафом в 15 солидов, причем штраф поступал в распоряжение ее господина. Избиение чужого раба почти не наказывалось: за это взимался штраф всего лишь в размере 11/3 солида, хотя речь шла о таких случаях, когда раб в результате побоев должен был слечь на 40 дней. Если раб убивал свободного франка, то штраф (половину вергельда) уплачивал господин раба, а сам убийца предавался родичам убитого в возмещение второй половины вергельда.[37]

Весьма показательно, что «Салическая правда» устанавливала за одни и те же преступления для рабов более тяжелые наказания, чем для свободных франков. В ряде случаев, за одно и то же преступление свободный присуждался к денежному штрафу, тогда как раб подвергался телесным наказаниям и даже смертной казни. Так, за кражу вне дома на сумму в 2 денария свободный франк платил штраф в 15 солидов, а раб получал 120 ударов плетью. Если стоимость краденного достигала 40 денариев, то вор – свободный франк платил 35 солидов штрафа, а рабу грозила кастрация или штраф (при этом его господин обязан был возместить ущерб потерпевшему). Когда же за совершенное преступление свободному угрожал штраф в 45 солидов, то раба ждала казнь. Рабы подвергались пытке во время расследования дела и, если господин не выдавал своего раба для пытки по истечении двухнедельного срока, то он сам должен был нести ответственность за совершенное рабом преступление.

Эти нормы о рабах, к которым относятся: разница в сумме штрафа за раба, бесправие рабов, лишение их имущества, приравнивание к животному и мертвому инвентарю, запрещение браков между рабами и свободными, битье плетьми рабов в растяжку и другие и тяжелые наказания – по римской традиции закреплялись в законах, именуемых «варварскими». Суровость и жестокость пунктов салического закона, где речь идет о рабах, объясняется влиянием римской рабовладельческой традиции, которая вместе с латинским языком и монетной системой проникла в «варварские» законы.[38]

Судя по тем пунктам законов «Салической правды», которые касаются рабов, в корне меняется принцип использования рабской силы в обществе. Пункты о рабах констатируют их использование главным образом в большом землевладельческом хозяйстве у отдельных землевладельцев, что характерно было для римского мира, а не для «варварского». Тацит же, говоря о рабах у «варваров», отмечал совсем другое. Он подчеркивал, что они не используются в домашнем хозяйстве, а посажены на землю, т.е. платят хозяину ренту продуктами.

В «Салической правде» упоминаются такие специальности рабов: виноградарь, кузнец, тележник, конюх (I «семья» списков); свиной пастух, мельник, охотник и уже указанные специальности (II «семья»). Отметим, что среди специальностей, которые перечисляет Правда, ничего не сказано о рабе-пахаре, косце, жнеце и т.д. Раб занят в сельском хозяйстве, но роль его в этом хозяйстве не основная. Коренными земледельцами являются те, кого «Салическая правда» называет свободными.[39]

Рабы не были основной производящей силой, т.к. основная производящая сила в этом новом, феодализирующемся обществе – непосредственные производители материальных благ – были земледельцы-общинники. Рабы, обслуживающие растущее хозяйство земледельца-собственника, не представляли собой класса – ни по месту своему в производстве, ни по численности.[40]

В дальнейшем, по мере укрепления феодальных отношений во франкском обществе, рабы наделялись землей и, в результате этого, все более сближались с закрепощаемыми крестьянами

Все это говорит о том, что общество «Салической правды» знало рабство, которое частично было унаследовано от Римской империи, частично же выросло из тех форм рабовладения, которые имелись уже у древних германцев в эпоху Тацита. В дальнейшем эта формы несвободы являлась важной предпосылкой феодализации франкского королевства, содействовала закрепощению свободных крестьян.

Кроме рабов «Салическая правда» противопоставляет свободному населению (франкам) также зависимых крестьян – литов, крепостных, занимавших промежуточное положение между свободными и рабами. Полусвобода франкского лита, в том ее виде, в каком она выступает в документе, - с трудом поддается конкретному определению. Единственным способом приближения к таковому является по возможности точное разграничение признаков несвободы и свободы в социальном статусе лита.