Смекни!
smekni.com

Русская культура в период становления централизованного государства (XIV—XVII вв.) (стр. 4 из 5)

Мастера фресковой живописи XVII в. пришли к новому видению и изображению мира. Они начали освобождаться от иконописных канонов, становясь настоящими виртуозами композиции, и значение этого факта для становления русского искусства Нового времени трудно переоценить.

Провозвестником живописи будущей эпохи выступил специфический портретный жанр - так называемая парсуна (с лат. - личность, в данном случае - идеализированное изображение реального исторического лица). Художники стремились к передаче индивидуальных особенностей знатной особы, объемным формам, сохраняя при этом канонические позы и допуская условность одеяний. Так, изображения царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича еще где-то близки к иконам, но в них уже заметно портретное сходство. Живостью отличается созданная около 1630 г. надгробная парсуна русского полководца М.В. Скопина-Шуйского: приковывает внимание характерное круглое лицо молодого князя, по-юношески припухлые щеки, тонкие поджатые губы, выразительный взгляд широко раскрытых глаз. Жаль, что неизвестно имя наблюдательного и талантливого мастера, написавшего эту впечатляющую парсуну.

Искусство XVII в. носит переходный характер явственно отличается как от искусства предшествующих веков, так и от художественного творчества следующего столетия. Вместе с тем новое искусство логически завершало многовековую историю древнерусского художества, которое в результате изменения общественных условий постепенно изживало в себе устаревшие каноны и архаические формы. Все более расходящаяся с требованиями времени, иноземными влияниями малоподвижная эстетическая система лишилась опоры в породивших консервативных ее социально-экономических, политических и идеологических институтах, которые нуждались в комплексном реформировании.

1.3 Развитие древнерусской литературы (XIV-XVII вв.)

Литература XIV-XV вв. Русская литература продолжала развивать две глобальные темы - борьбы русского народа против монголо-татарского ига и политического объединения русских земель. Возрождалось общерусское летописание, житийная литература.

В летописи вошел новый жанр литературы - воинская повесть, основанная на фольклорных исторических песнях. Среди них особого внимания заслуживают произведения Куликовского цикла: "Задонгцина" и Сказание о Мамаевом побоище". Героический эпос помогал народу отстаивать свою землю, страдавшую от набегов завоевателей.

Элементы воинской повести вошли и в житийную литературу ("Житие Александра Невского"), но основными в ней были материалы бытоописательного характера. Кроме того, наряду с богословскими в них содержались исторические сведения ("Житие Сергия Радонежского").

Воспетый в житийной литературе Сергий Радонежский (ок.1321 - 1391) был основателем Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы (ныне г. Сергиев Посад). Эта святая обитель сыграла большую роль в формировании русского самосознания, русской культуры, стала образцом сплоченного монашеского духовного братства. Монахи восприняли идеи исихазма, пришедшего из Византии. Исихазм (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность) - аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через "очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания. Ученики Сергия Радонежского Андроник, Савва, Кирилл, Ферапонт и многие другие стали основателями сети монастырей по всей Руси. Сам Сергий отказался от сана митрополита Московского. Именно он благословил князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву. По сути, Сергий был духовным вождем русского народа в деле национального освобождения от монголо-татарского ига.

"Житие Сергия Радонежского" написал в 1418 г. ученик игумена Епифаний Премудрый. В 1430-е гг. оно было переработано сербом Пахомием Логофетом. Епифаний Премудрый считался одним из лучших житийных писателей. Его перу принадлежит другой превосходный литературный памятник - "Житие Стефана Пермского" (последний прославился миссионерской, просветительской деятельностью на земле коми).

Своеобразным литературным памятником средневековья являются "хождения" - книги о путешествиях. Широкой известностью пользовалось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина.

Русская литература XIV-XV вв. отразила сложное время борьбы с завоевателями, возрождения и начала формирования культуры великорусской народности вокруг нового политического центра - Москвы.

Литература XVI в. В это столетие начался новый этап в развитии русской культуры, обусловленный централизацией Российского государства. Главенствующими стали идеи укрепления и прославления царской власти и церкви, которые, нуждаясь во взаимной поддержке, тем не менее соперничали друг с другом, что осложняло культурный и политический процессы. Вопросы о месте церкви в государстве, роли и формах самодержавия поднимала зарождавшаяся публицистика. В XVI в. в литературе доминировали полемические произведения, отразившие идейные расхождения внутри самой церкви.

Это было время расцвета, прежде всего, церковной публицистики. Она отражала борьбу с ересями и вопросы церковного землевладения. Внутри церкви соперничали два течения: иосифляне и нестяжатели (соответственно сторонники и противники церковного землевладения). Идеологи обоих направлений старались поднять авторитет церкви, но разными путями.

Крупнейшим мыслителем, практиком исихазма и нестяжательства был монах Нил Сорский (ок.1433-1508). Основным произведением Сорского считается "Большой Устав", подробно рассматривающий стадии формирования человеческих страстей. К дурным страстям автор причислял чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыню. Этим порокам противопоставлялись добродетели: пост, целомудрие, нестяжательство, милосердие, вера, терпение, скромность, смирение. Будучи противником крупного церковного землевладения, он утверждал, что монахи должны жить своим трудом, заниматься духовным совершенствованием, и резко критиковал рост монастырских богатств.

Иосифлянство - господствовавшее идейное течение в тогдашней официальной церкви. Его идеологом был Иосиф Волоцкий (1439-1515), основатель и настоятель монастыря близ Волоколамска. Ключевые идеи иосифлян Волоцкий выразил в произведении "Просветитель", направленном против нестяжательства. Как сторонник крупного церковного землевладения, Иосиф Волоцкий считал, что монастырь должен быть образцовым феодальным хозяйством. Он разработал доктрину божественного происхождения власти московских государей, в которой обосновал ее превращение в абсолютное самодержавие. Иосифляне видели путь укрепления авторитета церкви в установлении строжайшей дисциплины в монастырях, подавлении всякого вольнодумства и беспощадной борьбе с ересями. Два церковных собора (1503 и 1504 гг.) осудили отступников от веры. Официальная церковь дистанцировалась от исихастов, но вынуждена была декларировать самостоятельную позицию, уточнив и унифицировав каноны православия.

В светской публицистике получила развитие идея "Москва - третий Рим" монаха Филофея, обосновывавшая богоизбранность Российского государства с центром в Москве. В посланиях великому князю Василию III в 1510-1511 гг. он выдвинул фантастическую версию о происхождении московских великих князей от римских императоров. Филофей полагал, что существовало 3 мировых центра христианства: Древний Рим, отступившийся от истинного христианства и тем предопределивший свое падение; Византия, в 1439 г. согласившаяся на унию с католической церковью и павшая в 1453 г. под ударами турок; Москва, не признавшая Флорентийской унии и ставшая третьим, истинным и жизнеспособным, центром христианства. Таким образом, Москва избрана Богом, четвертому Риму не бывать, так как возможны только три мировых царства. Мессионистская доктрина обосновывала направляющую роль церкви в общественной жизни и богоизбранность московских князей, примиряя две стороны.

К светской публицистике принадлежали челобитные писателя Ивана Пересветова, с которыми он в 1549 г. обратился к Ивану IV, ратуя о строительстве единого централизованного государства во главе с просвещенным самодержцем. По мнению Пересветова, опорой государства должна была стать хорошо обученная, технически оснащенная дворянская армия.

Вопросы о характере царской власти были основными в полемической переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским в 1560-70-х гг.

Политическая концепция Андрея Курбского изложена им в "Истории о великом князе Московском" и посланиях Ивану Грозному. Курбский отстаивал идеи сословно-представительной монархии с опорой на боярскую аристократию и закон. В 1564 г. он бежал в Великое Княжество Литовское, обвинив Ивана IV в самовластии и гонениях на боярско-княжескую знать. Иван Грозный в ответных посланиях обосновывал божественное происхождение самодержавной власти, ратовал за абсолютную монархию, не ограниченную никакими законами. Три обличительных послания А. Курбского "лютому самодержцу" Ивану Грозному составили вместе с двумя ответами последнего уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики о пределах царской власти и о ее верности "пресветлому православию".

Летописание, историческая и житийная литература (Никоновская летопись, Лицевой летописный свод, "Четьи-Минеи") также были проникнуты идеей укрепления самодержавия и союза его с церковью. Летописание со временем превратилось из простой хронологической записи событий в обширный свод, в том числе включавший исторические повести ("Книга степенная царского родословия"). Летописи подвергались вольной политической обработке с целью обоснования божественного происхождения царской власти, необходимости централизации государства. Одновременно историческая литература все чаще обращалась к повседневной жизни.