Смекни!
smekni.com

Русская культура в период становления централизованного государства (XIV—XVII вв.) (стр. 5 из 5)

В середине XVI в. была написана в редком литературном жанре знаменитая книга "Домострой". Ее авторство приписывают Сильвестру, духовнику царя Ивана IV. "Домострой" - своеобразная энциклопедия домашнего хозяйства и свод моральных норм для зажиточного горожанина и его семьи. "Домострой" предписывал почитать царя земного и царя небесного, ратовал за союз власти и церкви. В наши дни слово "домострой" стало именем нарицательным: им обозначают всевластие главы семьи, его жестокое обращение с домочадцами, принуждаемыми побоями к беспрекословному подчинению. Но для XVI в. такие отношения были едва ли не нормой. Вместе с тем надо заметить, что в феодальном обществе у женщины было не безнадежно бесправное положение. "Домострой" отводил ей значительную роль в управлении хозяйством и воспитании детей.

Значительным событием культурной жизни XVI в. стало начало книгопечатания, в котором были заинтересованы власть и церковь и которое придало ускорение развитию русской литературы.

1 марта 1564 г. дьяконы одной из церквей Московского Кремля, выходцы из Беларуси Иван Федоров и Петр Мстиславец, напечатали в государственной типографии первое богослужебное издание Апостол. Эта книга и по сей день удивляет четкостью изложения и оригинальностью художественного оформления. Она является образцом типографского и издательского искусства. В 1565 г. Федоров и Мстиславец напечатали "Часослов", а спустя три года покинули Москву, трудились в Литве у гетмана Ходкевича, потом перебрались во Львов, где в 1574 г. издали первый русский букварь. В московской типографии дело Ивана Федорова продолжил Никифор Тарасиев, в 1568 г. отпечатавший Псалтырь. Первые печатные книги были дороже рукописных. Книгопечатание стало важным средством распространения грамотности, книжности, просвещения.

Литература XVII в. Завершалась история древнерусской религиозно ориентированной культуры, зарождались элементы культуры Нового времени - светскость, "обмирщение", то есть освобождение из-под духовного диктата церкви. Началось формирование демократических и реалистических тенденций в культурной жизни, стал складываться общенациональный стиль, новое перемешивалось со старым. Свежие веяния сопровождались противоборством светского и феодально-религиозного направлений.

Религиозная, житийная литература обнажила конфликт церкви и части общества, вызванный реформой патриарха Никона (1605-1681), которая была проведена в 1653-1656 гг. и за которой последовал раскол на старообрядцев и сторонников новой веры.

Защитники старых обрядов, раскольники, отлучались от церкви. Никон требовал переписать богословские книги и иконы по греческим образцам, а прежние русские варианты уничтожить, выступал за то, чтобы молящиеся крестились тремя пальцами вместо двух. Силовые методы церковной реформы привели к расколу в церкви и обществе. Раскольники подвергали себя самосожжению, уходили в скиты, становясь отшельниками. Старообрядцы сохраняли древнерусские книги, иконы, выступали за демократизацию церкви. В то же время они проповедовали национальную замкнутость, враждебность ко всему западному, к светскому знанию.

Наиболее остро и пронзительно раскол в церкви отразил идеолог старообрядцев Аввакум (1620 или 1621 - 1682). В 1673 г. он закончил "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное".

Находясь в ссылке, испытывая мытарства, он страстно обличал социальную несправедливость, произвол светской и церковной властей, защищал идеи старообрядчества. Обратившись к традиционному виду житийной литературы, Аввакум разрушил ее закоснелые формы, положив основу новому жанру - автобиографической повести-исповеди. Он смело ввел народное просторечие ("вякание") в книжный язык, включил в повествование множество бытовых деталей. Все это сделало произведение Аввакума одним из самых ярких и значительных памятников русской свободомыслящей литературы.

XVII в. стал временем заката летописей. Крупные общерусские своды не составлялись, воспроизводились в основном отдельные исторические события. Так, "Новый летописец" тол - ковал события Смуты; "Раскольничая летопись" рассказывала о расколе в церкви; сибирские летописи "Есиновская" и "Строгановская " писали о походах Ермака и промышленниках Строгановых.

В эти годы получили популярность хронографы и синопсисы. Хронографы - книги по всемирной истории. Синопсисы (от греч. synopsis - обозрение) - первые печатные труды по отечественной истории. "Синопсис" 1678 г. написал киевский монах Иннокентий Гизель. Он излагал историю Руси с древнейших времен до 1670-х гг., особо подчеркивая единство судеб России и Украины после их воссоединения в 1654 г. "Синопсис" Гизеля выдержал 30 изданий и до XIX в. выполнял роль учебника по русской истории. В исторической литературе появились психологические характеристики правителей Смутного времени и были предприняты попытки выявить причинно-следственные связи между событиями.

Литература XVII в. усилила демократическое светское начало в обновлявшейся культуре. Наиболее ярко это проявилось в новом жанре - сатире. Демократическая сатира предавала осмеянию церковные порядки, феодальный суд. Например, "Калязинская челобитная" зло бичевала пьянство и распущенность монахов, а "Повесть о Шемякином суде" - продажность суда.

Новым в русской литературе стал также жанр бытовой повести, отразивший характерные явления в жизни предреформенного русского общества.

Появился вымышленный литературный герой, и это возмутило церковь, считавшую, что всякий вымысел идет от дьявола. Авторы бытовых повестей обратились к психологическому портрету личности, не зацикливаясь на ее общественном положении. Купцы, посадские, небогатые дворяне - вот новые персонажи. Повесть стала в полной мере демократичной. Ведущая тема касалась взаимоотношений старого и молодого поколений, "отцов и детей". Вместе с тем молодой человек, пытавшийся порвать с домостроевской моралью родителей, терпел крах в самобытной вольной жизни и уходил в монастырь. Попытки жить по-новому оказывались слабее старого уклада, поэтому в XVII в. они заканчивались трагично. Это можно проследить на примере бытовых повестей: "Повести о Горе-Злочастии", "Повести о Савве Грудцыне", "Повести о Фроле Скобееве".

Из переводной литературы успех у читателей имели рыцарские романы с авантюрным сюжетом (например, "Повесть о Вове королевиче").

В средневековой Руси стихосложение не знало классической рифмы, она появилась в XVII в. под влиянием польского силлабического (слогового) стихосложения - с равным количеством слогов в строке, паузой в середине, ударной концевой рифмой. Основоположником рифмованной поэзии стал Симеон Полоцкий, белорус, приглашенный в Москву для обучения и воспитания детей царя Алексея Михайловича (отца Петра I).С. Полоцкий - первый русско-белорусский профессиональный писатель, поэт (сочинил "Рифмологион", "Вертоград многоцветный", многочисленные поучения и наставления), основоположник драматургии (написал пьесы "Притча о блудном сыне", "О Навуходоносоре царе" для Потешного театра), автор "Букваря", составитель устава Славяно-греко-латинской академии.

В XVII в., по наблюдению академика Д.С. Лихачева, произошло социальное расширение литературы: письменное слово начинало служить непривилегированным сословиям. Это формировало демократическое светское направление в русской литературе.

Список использованных источников

1. Культурология. Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина - М., 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник - М.: Оникс, 2007.

3. Ширшов И.Е. Культурология - теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. - Мн.: Экоперспектива 2010.