Смекни!
smekni.com

Правые и левые эсеры (стр. 3 из 7)

Также Чернов критикует идеализацию пролетариата. Пролетариат, «которому нечего терять кроме своих цепей», и который, борясь во главе революционного движения, достигнет своей цели, и построит социализм, не существует, считал Чернов.

Он считал, что не может быть одного спаянного пролетариата, который един в своей классовой солидарности, независимо от расы, нации, территории, пола, квалификации, государства, уровня жизни, и который непримирим враждою к существующему строю. Он считал, что и среди пролетариата много противоречий, и также многие из солидарны с господствующим классом.

В итоге делался вывод, что социалисты не должны делать себе кумира ни из одного трудящегося класса, в том числе пролетариата, а социалистическая партия не должна отождествляться с пролетарской партией. Прекратить войну, добиться справедливого мира без аннексий и контрибуций, подчеркивал Чернов, можно только объединенными усилиями всех трудящихся; а обязанностью каждого социалиста и каждой социалистической партии является объединение разрозненных войной социалистических сил.

Далее, отстаивая собственные идеи, Чернов и Натансое участвовали в международных конференциях в Циммервальде в 1915 году и Китале в 1016 году. По мнению Чернова участники этой конференции преследовали разные цели, если они стремились сплотить весь интернациональный социализм, то Ленин и его сторонники основали более узкий «сектантский» интернационал. Под «Манифестом» Циммервальдской конференции расписался только М.А. Натансон (Бобров), Чернов отказался, так его взгляды на войну и социализм были отклонены.

Призыв к защите России в войне с Германией, оборонцы – социалисты мотивировали тем, что в случае победы Германии, Россия вынуждена будет платить контрибуцию, что тяжелым бременем ляжет на плечи народа. Также Россия превратится в колонию, что явится тормозом развития производительных сил и отношений, а следовательно отодвинется срок гибели царизма.

Вместе с тем, оборонцы считали, что это не означает их примирение с правительством и буржуазией. Не исключался и тот вариант, что свержение царизма станет залогом успеха победы в войне. Но в то же время они призывали к воздерживанию от активных революционных выступлений. Действенным приложением сил они считали активное участие в организациях, работавших на нужды войны, участие в работе военно-промышленных комитетов, в земских и городских учреждениях, органах местного самоуправления, кооперациях. Все свои взгляды они выражали в газете «Призыв» издаваемого в Париже с октября 1915 по март 1917 г. После ряд неудач на русско-германском фронте, обнажились проблемы и неспособность самодержавия обеспечить эффективную оборону страны. Выявились недостатки в подготовке и снабжении войск, финансовый кризис, хозяйственная разруха. Оборончество теряло свои позиции и постепенно перерастало в революционное оборончество. В июле 1915 на квартире А.Ф.Керенского в Петрограде состоялось нелегальное совещание, где говорилось: «настал момент для решительной борьбы за решительное изменение системы государственного управления». Они выступали за амнистию всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за политические и гражданские свободы, за демократизацию управления, за справедливое распределение налогов между всеми слоями населения. Государственную думу, они считали бессильной, вывести страну из кризиса. Однако, ее трибуны надо использовать до «созыва истинного народного представительства» для организации народных сил. Однако, расхождение во взглядах, отсутствие единой и четкой программы, разноголосица, отсутствие единства в рядах партии сильно мешали решению намеченных планов и задач. На выборах рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета и на заседаниях этой группы в Петрограде проявилась неустойчивость во взглядах и противоречивость среди эсеров – рабочих. Одни призывали к обороне России в союзе с буржуазией, другие выступали против царизма, третьи выражали солидарность с Циммервальдцами. Идеи левых эсеров в начале войны не пользовались заметной поддержкой, но по мере ухудшения внешнего и внутреннего положения страны, по мере нарастания кризиса, они находили все больше сторонников. Так, в январе 1916 г. Петроградский комитет партии эсеров заявил, что “главной задачей является организация трудящихся классов для революционного переворота, ибо только при захвате ими власти ликвидация войны и всех ее последствий будет проведена в интересах трудовой демократии”.

Война ставила партию эсеров в трудное положение. У многих членов и руководителей партии проявлялись разные мнения и подходы к вопросу внутриполитического кризиса страны, и к внешнеполитическому курсу самодержавия. Хотя многие члены партии выступали с оборонческих позиций, у них не было единой стратегии и тактики в приведении в действие своих идей. Да и многие не имели четкого представления о главной цели, их раздирали противоречия.

По свидетельству В.М. Зензинова, члена ЦК избранного на V Совете партии, за все годы войны “почти нигде не существовало организаций партии эсеров”. Однако идеи партии сохраняли свои корни, потенциальную силу и значение. Тысячи эсеров и их сторонников, действовавшие в 1905 – 1907 гг., в межреволюционное десятилетие не исчезли, а лишь организационно распылились. “Кузницами” эсеровских кадров агитаторов, пропагандистов и организаторов в этот период являлись тюрьмы, каторга и ссылка. Те эсеры, которые формально уходили из партии, не порывали духовную связь с нею. Работая в различных легальных организациях, они расширяли поле эсеровского идейного влияния. В целом сохранилось, укрываясь в эмиграции, руководящее ядро партии. Лишь учитывая все это, можно понять ту удивительную метаморфозу, которая произошла с эсерами за короткое время после победы второй российской революции в феврале 1917 г.


2.1 Политическая позиция «правых» и «левых» по отношению войны и мира

Первая мировая война выросла из противоречий двух групп империалистических держав, соперничавших в борьбе за раздел и передел мира.

Передовая часть рабочего класса осудила войну. Хотя легальная большевистская газета «Правда» была закрыта, большевиками удалось выпустить в Петербурге и ряде других городов антивоенные листовки. На заседании Государственной думы 26 июля 1914 года была оглашена декларация большевистской и меньшевистской социал-демократических фракций, в которой говорилось о грабительском, несправедливом характере этой войны. Охранка вела постоянную слежку за большевистскими депутатами Думы. Антивоенные выступления депутатов вызывали ярость царского правительства.

Народнические партии были легально представлены только своим правым крылом. Это была Трудовая группа 4-й государственной думы. ЕЕ возглавил тайный член эсеровской партии А.Ф.Керенский. Трудовая группа на заседании Думы 26 июля тоже опубликовала свое заявление, в котором осуждалась война. Однако вскоре трудовики, не отказываясь от публичной критики самодержавия, стали относиться к войне с оборонческих позиций. Среди легальных групп народных социалистов в России преобладающим стало оборонческое и в некоторых случаях шовинистическое настроение. Но в нелегальных организациях эсеровской партии, которых в России сохранилось очень немного, были представлены и оборонцы, и центристы, и эсеры – интернационалисты (или «левые»). В частности, действовавшая в Петрограде организация социалистов – революционеров (к моменту Февральской революции их насчитывалось около 500 человек) стала интернационалистической. Среди эсеров, находящихся в ссылке в Восточной Сибири, преобладали оборонческие настроения. А в эмигрантской среде представлены были все оттенки отношения к войне. Один из видных теоретиков эсеровской партии В.М.Чернов, живший в эмиграции во Франции, склонялся к интернационализму.

Военные поражения 1915 года обострили политические противоречия а обществе. Если начало войны и первые успехи армии породили рост шовинистических и патриотических настроений, рост чувства славянской солидарности, то поражения 1915 года, вызвали апатию, недовольство правительством, первые сомнения в целях войны. Патриотические настроения охватили в начале войны все слои населения. Но после поражения начались антивоенные выступления и «патриотическая тревога» за судьбу в армии и исход войны.

В конце января на кратковременную сессию была созвана Дума. В ходе ее 25 января 1915 года было созвано частное совещание членов Думы с правительством.

Таким образом, отношение к первой мировой войне у эсеров было двоякое. Одни, оборонцы были за продолжение войны. Они считали, что в случае победы Германии на этой войне, России придется платить контрибуцию, что усугубит положение простого народа.

Эсеры выступали за свержение самодержавия, но предлагали делать это мирным путем.

Они призывали объединить усилия всех сил, выступающих за установление демократии в России, за передачу земель(социализации земель) крестьянам.

2.2 Эсеры в февральской революции 1917 года

Наиболее радикальных взглядов по отношению к крестьянству придерживались левые эсеры. Левые эсеры обособились на 1 съезде, который проходил 19-28 ноября 1917 и сохранили верность народническим идеалам. Лидерами левых эсеров являлись: Борис Каменев, Мария Спиридонова, Марк Натансон. В составе Центрального Комитета партии левых эсеров насчитывались: 10 представителей среднего слоя, 2 помещиков, 1 из семьи военного, все они прошли суровые испытания, на каждого из них приходилось по 2 ареста, 3 года тюрьмы, 3 года эмиграции, 2 лет ссылки. Осенью и зимой 1916-1917 годах кризис верхов, т.е. когда уже «верхи» не могли управлять по-старому достиг своего апогея. Царское правительство в основном придерживался репрессивного курса, но в то же время пыталось сближаться с буржуазной оппозицией. Делалось это настолько непоследовательно, и любое обострение внутриполитического положения приводили к отказу от переговоров и новым репрессиям. С другой стороны, официальные лидеры буржуазной оппозиции, в лице бюро Прогрессивного блока 4 Государственной думы, все более отчаивалось в возможности заключить сделку с царем. Они начали обращать внимание на тех сил, которые замышляли насильственные действия против царя, готовили планы военного переворота. В это время шли антивоенные антиправительственные выступления, и это организовывалось в основном большевиками.18 сентября на должность управляющего Министерством Внутренних дел был назначен заместитель председателя Государственной думы А.Д. Протопопов. Протопопов изложил свои требования в виде отмены твердых цен на ряд товаров и настаивал передачу продовольственного дела в руки МВД, буржуазных деятелей обвинил в том, что они «хотят потрясений», «перемены режима».17-20 октября 1916 началась мощная забастовка в Петрограде. Рабочих пяти заводов (12 000 чел.)Выборгской стороны поддержали солдаты 181 запасного пехотного полка. Затем количество забастовщиков достигло до 60 тыс., а количество бастующих заводов до 60. После убийства Распутина царица немедленно вызвала Николая 11 из Ставки. Распутин (Новых) Григорий Ефимович был фаворитом императора Николая 11 и его жены Александры Федоровны. Считая себя религиозным фанатиком и исцелителем, внушил царским супругам, о том, что сможет исцелить царевича Алексея от гемофилии. Вел выгодные для себя финансовые комбинации и распутный образ жизни. Стремясь спасти царскую власть от дискриминации, монархисты Юсупов Ф.Ф., Пуришкевич В.М., князь Дмитрий Павлович убили Распутина.