Смекни!
smekni.com

Джироламо Савонарола как политический деятель Флоренции (стр. 4 из 4)

Тогда папа прислал бреве, где требовал отправки Савонаролу в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его. Проповедник принял сделанный ему Римом вызов, и его великолепная проповедь загремела против этого города. Прежде всего, он коснулся светских владений церкви. Не отрицая прав церкви владеть имуществом, чтобы не явиться прямо еретиком, он смело высказал, что богатство испортило церковь, что она должна отказаться от него, как отказываются мореходцы от своих сокровищ во время бури, бросая все в море. Без боязни высказал он теперь весь свой ужас перед распутством Рима и свою готовность встать во главе движения, направленного для преобразования и улучшения церкви. Не скрывая от народа близости борьбы, Савонарола горячо надеялся, в то же время, на созыв в скором времени собора, который низложит папу.

Однако для Флоренции в данную минуту страшнее папы и всех подобных врагов было ее материальное положение: дороговизна, безработица, голод, большое число больных, среди которых попадались все чаще жертвы чумы.

С каждым днем росло число сторонников Медичи. Петр Медичи собрал тысячу триста солдат и быстро двинулся из Рима к Флоренции. Когда Петр подошел к городу, его встретили запертые ворота. Охваченный ужасом, Петр бежал снова. Смущенные этим происшествием, "серые" опустили головы, но зато "беснующиеся" начали агитировать еще сильнее прежнего, так как на этот раз в сеньории почти все члены были из их партии. Видя "серых" и без того униженными, они опрокинулись всей своей силой на Савонаролу и народную партию, завербовав себе в помощники пьяных и развратных "кампаньяцци". Решение было или убить Савонаролу на улице, или опозорить его во время проповеди в день Вознесения, намазав нечистотами кафедру, воткнув гвоздь в те места, куда он клал руки.

Во время одной из его проповедей кампаньяцци устроили беспорядки на кафедре, в результате чего "беснующиеся" подняли вопрос об изгнании Савонаролы из города во имя народного спокойствия, однако их опередил папа, подписав 12 мая отлучение проповедника от церкви.

С этого дня Флоренция сделалась неузнаваемой: город наводнился пасквилями, грязными песнями, бесстыдными сатирами против доминиканцев и Савонаролы. Пьяные кутилы и падшие женщины как бы решились вознаградить себя за долгое время воздержания, и город казался сплошным вертепом.

В Рим отправилась просьба об отмене отлучения - Савонарола был необходим хотя бы как поддержка во время господствовавшей в городе чумы. На Рождество Савонарола решился отслужить обедню, причастил монахов и толпу сошедших к нему граждан, сказал перед церковью торжественную речь собравшимся. Это было начало активного протеста против отлучения. Друзья известили Савонаролу, что с разрешения сеньории в соборе опять устроены сиденья и ступени около окон, т. е. все готово для новой проповеди проповедника. Он дал обещание выйти на кафедру в воскресенье 11 февраля 1498 года.

Смелый шаг протеста против Рима был сделан, и Савонарола заговорил снова, на этот раз об отлучении, об авторитете папы, о свободе совести и праве не подчиняться неправильным распоряжениям. Он прямо высказал, что его преследуют не ради религии, а ради того, чтобы уничтожить республику и снова вернуть в страну тирана. Горячо протестуя в последней своей проповеди перед карнавалом против отлучения, Савонарола доказывал, что он стоит за безупречную жизнь, за добродетели, что отлучение, запрещающее ему делать доброе дело, исходит от дьявола.

По Италии, по Франции, по Германии разносились брошюры, говорившие о проповедях Савонаролы, везде видели в нем великого поборника обновления церкви. В вечном городе прелаты, кардиналы и сам папа были в ярости на монаха, осмелившегося видеть высший авторитет только в Боге и в своей совести; флорентийского посла осуждали недовольные Флоренцией и сеньорией люди. Кардиналы из более дальновидных итальянцев подсказали, наконец, папе, что медлить нельзя, что в церкви готовится раскол и что стоит только во главе противников встать влиятельному лицу, чтобы дело стало опасным.

Папа Александр VI приступил к более решительным мерам. Было созвано собрание, на котором выяснилось, насколько плохи дела республики: расходы превышали доходы, кругом были враги, борьба становилась почти немыслимой. Но как ни страшно было положение государства, а все же нельзя было исполнить требование папы относительно Савонаролы, так как мог начаться народный мятеж. Папу известили об этом. Савонарола тем временем вернулся в монастырь и начал проповедовать. Впервые в своих проповедях Савонарола явно заговорил "о соборе", который должен избрать реформаторов для возобновления церкви. В Риме эти проповеди вызвали необыкновенное волнение, причем папа написал строгое послание к сеньории; и она опять собрала экстренное собрание, которое теперь решалось высказаться против проповеди Савонаролы.

18 марта 1498 года Савонарола простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать вселенский собор для низвержения папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII, но Людовик Сфорца, разбойничавший на больших дорогах, ограбил курьера, везшего среди других писем и письмо Савонаролы во Францию. Этот документ, свидетельствовавший о желании Савонаролы низвергнуть папу, был тотчас же доставлен Александру Борджиа. Судьба Савонаролы была решена разом, так как щадить его уже было невозможно.

От проповедника разом отшатнулись все, кроме немногих преданных ему лиц и его монахов. Все общество было охвачено стадным малодушием, никто не знал, что делать, один монах из другого ордена предложил испытать справедливость учения Савонаролы при помощи огненной пробы.

В назначенный день с раннего утра вся Флоренция собралась на площадь, где были приготовлены подмостки, на которых должны были гореть францисканец и доминиканец. Доменик явился с Савонаролой, причастился и стал молиться. Францисканец не являлся и о чем-то переговаривался во дворце с сеньорией, ожидавшей из Рима приказания отменить огненную пробу. Нетерпение толпы росло с каждой минутой, а францисканец все не выходил из дворца и начал переговоры о том, что красная одежда Доменика заколдована и ее надо снять. Савонарола ответил, что все условия огненной пробы были оговорены ранее и теперь спорить не о чем. Толпа пришла в ярость и накинулась на Савонаролу, который постарался как можно скорее возвратиться в монастырь Сан Марко.

На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключён в темницу, где началось следствие. Савонаролу пытали – поднимали на дыбу, прижигали подошвы горячими угольями. Его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами. В минуты пыток он подписывал все, что его заставляли подписывать, но после окончания пыток снова стоял твердо за свою правоту. Во время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме несколько сочинений: «Размышление о псалме 51», где он нападал на папу и духовенство, «На Тебя, Господи, уповаю» и «Руководство к христианской жизни».

По решению суда преступники должны были быть повешены, а потом сожжены. Казнь была назначена на 23 мая 1498 г. Перед Савонаролой шли воодушевленные Доменик и Сильвестр; первый, подходя к виселице, громким голосом пел: "Тебя, Бога, хвалим"; второй, вошедши на платформу и повиснув в воздухе, проговорил спокойно: "В Твои руки, Господи, предаю дух мой". Савонарола умер молча.

Учение Савонаролы оправдано Павлом IV, а в XVII в. в его честь составлена служба. В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав известного вормсского памятника.

Кто же был Савонарола: великий, не понятый современниками реформатор или безумный, рвущийся к власти фанатик? Мнения ученых по этому поводу расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви и ее служителей; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями и не почувствовал гуманистических устремлений ренессанса. Кто-то и вовсе считает его хитрым обманщиком, рвущимся к власти при помощи религиозной риторики. Словом, единого мнения об этом человеке нет и по сей день. Но можно с твердой уверенностью сказать – обладая удивительной силой внушения (была ли это Божественная сила – вопрос спорный), этот человек смог повернуть ход истории и можно смело утверждать: Савонарола – один из величайших проповедников и политических деятелей эпохи Ренессанса.


Список литературы

ренессанс проповедник савонарола

· Лосев А.; Эстетика Возрождения; М.: Мысль, 1982.

· Стоун Ирвинг; Муки и радости; М.: Правда, 1991.

· Интернет энциклопедия Кругосвет (www.krugosvet.ru)

· Митякин А.; Иероним Савонарола. Христианское чтение. П.: Журнал Московской Патриархии, 1898.

· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

· Шеллер-Михайлов А.; Савонарола. Его жизнь и общественная деятельность; http://az.lib.ru/s/shellermihajlow_a_k/text_0040.shtml

· Бертран Рассел; История западной философии, М., 1993.

· Дживелегов А. Леонардо да Винчи, изд. 3, М., Искусство, 1974.

· Дживелегов А., Начало итальянского Возрождения, изд. 2, М, 1925