Смекни!
smekni.com

Причины и своеобразие Февральской революции (стр. 3 из 5)

Кризис власти. В апреле 1917 г. разразился первый кризис. Массы все настойчивее требовали перехода от обещаний к делу. Одно из главных требований – окончание войны. Под лозунгами мира прошли мощные демонстрации в Петрограде и ряде других городов. В то же время министр иностранных дел П.Н. Милюков направил союзникам ноту, в которой подтвердил военные обязательства России, что вызвало бурю протеста на промышленных предприятиях, в казармах. Произошли вооруженные столкновения между противниками и сторонниками политики Временного правительства, с обеих сторон были убитые и раненые. Ответственность за случившееся кадеты и большевики возлагали друг на друга.

Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие привела к его реорганизации. Военный и морской министр А.И. Гучков и министр иностранных дел П.Н. Милюков вышли в отставку. Бессилие Временного правительства стало настолько очевидным, что князь Г.Е. Львов обратился к Петроградскому Совету, приглашая "к непосредственному участию в управлении государством". Исполком Совета дал согласие. В начале мая было сформировано первое коалиционное правительство. Но вхождение в правительство социалистов, при сохранении в основном прежнего политического курса, несло в себе опасность не преодоления, а углубления кризиса власти, поскольку попытка левых партий (меньшевиков, эсеров, энесов и др.) участвовать в становлении буржуазного строя, оставаясь со своими социалистическими идеалами, рождала для них моральный и политический тупик, угрожала потерей авторитета и влияния уже самих умеренных социалистов и Советов.

Первый правительственный кризис не только привел к соглашению кадетов с меньшевиками и эсерами, одновременно усилив размежевание последних с большевиками, но и способствовал росту леворадикальных настроений в массах. Ряды партии большевиков по сравнению с февралем 1917 г. выросли в четыре раза, достигнув 100 тыс. Влияние в армии, в рабочих коллективах укрепилось. Активная работа велась также среди деревенской бедноты, студенчества, служащих. Это позволяло большевикам своевременно подхватывать рождавшиеся снизу инициативы, закрепляя их в своих пропагандистских документах. Настроениям трудящихся России оказались созвучны радикальные, нередко упрощенные взгляды большевиков на решение проблем, на будущее общество.

Противоречие между "верхами" и "низами" продолжало нарастать. Растущий разрыв между правительством и массами подтвердили июньские многолюдные демонстрации и митинги в Петрограде, Москве, Киеве, Риге, Иванове-Вознесенске и др. городах, прошедшие в основном под антиправительственными и антивоенными лозунгами большевиков. Но правительственного кризиса в июне 1917 г. удалось избежать. К кадетам стали примыкать многие представители влиятельных партий октябристов и прогрессистов. Прошедшие в мае и июне I Всероссийский съезд крестьянских депутатов и I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов высказались за продолжение курса поддержки Временного правительства. Все социалистические партии решительно отклоняли мысль о возможности взятия ими власти в собственные руки (лишь большевики, в выступлении В.И. Ленина, публично заявили о своей претензии на государственную власть, однако ведущая роль в Советах всех уровней сохранялась за меньшевиками и эсерами).

Временное правительство пыталось укрепить свои позиции и с помощью генерального наступления на Юго-Западном фронте. Широко разрекламированное наступление должно было продемонстрировать единство армии и правительства в защите демократии. Предполагалось, что наступление нанесет внутреннему врагу – большевикам – не менее тяжкий удар, чем внешнему врагу. Однако наступление, после нескольких дней частичных успехов, захлебнулось.

Провал летнего наступления имел для России далеко идущие последствия. Судьба и последствия первой мировой войны определялись уже фактически без ее участия. В кругах предпринимателей, интеллигенции, в средних слоях крепло убеждение в необходимости во благо Отечества укрепить власть, возродить боеспособность армии, подавить оппозиционные разрушительные силы, в первую очередь большевиков. Леворадикальная же часть общества, также пестрая по составу, возглавляемая большевиками, левыми эсерами, меньшевиками-интернационалистами, воспользовалась военным поражением для подрыва доверия к Временному правительству с целью захвата власти.

Российская революция оказывалась у поворотной точки. До середины 1917 г. можно говорить о борьбе двух демократий: буржуазной в лице Временного правительства и социалистической в лице Советов. Июньские события стали переломными: установка на диктатуру становится очевидной.

Первыми инициативу проявили большевики и блокировавшиеся с ними партии, решившие возглавить стихийные антиправительственные и антивоенные выступления масс. Попытка силового давления на законное правительство, а в перспективе, если получится, и его свержения, была предпринята слева в июльские дни. Поводом для мятежа послужило требование Временного правительства разоружить столичный революционно настроенный пулеметный полк и отправить его на фронт. 3–4 июля 1917 г. в Петрограде прошли вооруженные многосоттысячные демонстрации с требованием к Советам взять в свои руки всю полноту власти. Одновременно открыто и резко звучала критика в адрес Советов за сговор с буржуазными партиями. Налицо была опасность военного переворота и захвата власти большевиками.

В отличие от апрельских событий Временное правительство действовало решительнее. Опираясь на верные войска, казаков и юнкеров, оно встретило демонстрантов огнем пулеметов. Было убито и ранено свыше 700 человек. ЦК партии большевиков принял решение о переводе противостояния в мирное русло, осознавая, что удержать власть еще бы не удалось: не поддержали бы большевиков ни армия в целом, ни провинция.

На компрометацию большевиков была направлена начавшаяся в правительственной прессе кампания против организаторов и участников июльского выступления. На большевиков возлагалась ответственность за случившееся кровопролитие, они обвинялись в пособничестве Германии – вспомнили и "пломбированный вагон", в котором Ленин возвращался из эмиграции через территорию противника, и "немецкие деньги" для финансирования антивоенной деятельности (возглавляемое Лениным пораженческое течение активно финансировалось германским и австрийским правительствами в целях достижения успехов в войне с Россией).

После июльского кризиса Временное правительство делает шаги к установлению "сильной" власти. Введены смертная казнь на фронте, военно-полевые суды. Были закрыты "Правда", большевистские газеты в действующей армии, началось разоружение рабочей милиции, произведены аресты. Лидеры большевистской партии были преданы суду по обвинению в "государственной измене". В тюрьме оказались Л. Каменев, Л. Троцкий, А. Луначарский, А. Коллонтай, Ф. Раскольников и др. (Ленину и Зиновьеву удалось скрыться).

Правые круги, обыватели торжествовали победу, усиливались реставраторские монархические настроения. Нерешительный князь Г.Е. Львов подал в отставку. Министром-председателем стал социалист А.Ф. Керенский (7 июля). 25 июля 1917 г. было сформировано второе коалиционное правительство. Советы отказались от контроля за деятельностью правительства. Роль лидеров умеренных социалистов, вошедших в правительство, возросла: они фактически брали на себя ответственность за судьбу коренных реформ.

Положение Временного правительства оставалось сложным. Моральный авторитет правительства, пролившего при подавлении открытого выступления оппозиции кровь сотен людей, упал. Ответственность за репрессии легла и на министров-социалистов. Эсеро-меньшевистские лидеры Советов, оказав в критический момент поддержку Временному правительству, теряли связь с массами. Авторитет и роль Советов падали. Власти практически оказались бессильны помешать проведению в июле-августе VI съезда РСДРП(б).

VI съезд партии большевиков прошел в соответствии с ленинскими установками. Было заявлено, что мирный период революции закончился, что соглашательство эсеро-меньшевистских Советов привело к ликвидации двоевластия, передаче всей полноты власти буржуазии в лице диктатуры Временного правительства и сделало невозможным мирный переход власти к пролетариату. В этой обстановке был временно снят лозунг "Вся власть Советам!" и взят курс на "большевизацию" Советов. Съезд утвердил курс на вооруженное восстание с целью свержения власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата. Ряд делегатов съезда пытались затормозить этот крутой поворот, обратить внимание на опыт мировой социал-демократии, связанный с политическими компромиссами, на прогрессивные тенденции, присущие современному капитализму. Умеренное крыло большевиков – Каменев, Зиновьев, Калинин и др. – по-прежнему исходило из возможности и необходимости "давления" на Временное правительство; они высоко ценили уже сделанные шаги по демократизации общества и в курсе на социалистическую революцию видели опасность забегания вперед, отрыва от масс, а в случае неудачи – трагического отката рабочего и социалистического движения. Но они не были услышаны.

Под лозунгом помощи Временному правительству в обуздании радикалов в августе 1917 г. произошло вооруженное выступление правых сил. К мысли о военной диктатуре, способной навести порядок и в столице, и в стране, подвел весь ход событий 1917 г. На роль диктатора намечался генерал Л.Г. Корнилов, с июля занимавший пост Верховного главнокомандующего. Он опирался на высшие слои офицерства, объединенные Всероссийским Союзом офицеров армии и флота, верхи казачества. Фактически государственный переворот помимо генералитета помогали готовить промышленно-финансовые круги, правые буржуазные партии, запрещенные монархические организации, многие видные лидеры кадетов. Знал о готовящемся заговоре и Керенский, но фактически ничего не сделал для его предотвращения, поскольку рассчитывал использовать зреющий заговор для укрепления центральной власти, разгрома оппозиции (не только левой, но и правой). Предполагалось создание "дуумвирата" Керенского – Корнилова, где последнему отводилась роль дубинки, то есть под контролем Временного правительства генерал должен был обуздать революционное движение в армии и в тылу (но у Корнилова имелись свои планы – получить всю полноту военной и гражданской власти).