Смекни!
smekni.com

Образование Московского государства кон. XIII нач. XVI вв. (стр. 6 из 7)

В 1445 году удача вновь отвернулась от Василия II. Проиграв бой монголам, он попал в плен, и власть в Москве перешла к Шемяке, поскольку на время пленения Василия IIон стал старшим в роде Ивана Калиты. Но вскоре Василий IIбыл отпущен ордынцами за большой «окуп». Узнав о приближении Василия IIв сопровождении ордынских войск, Дмитрий Шемяка бежал. Успокоившийся Василий IIпозволил себе в 1446 году выехать из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Шемяка немедленно воспользовался этим. Он захватил Москву и приказал арестовать великого князя. В ночь с 13 на 14 февраля 1446 года Василия IIпривезли в Москву и ослепили. После этого он получил прозвище «Темный». Отвратительно жестокое наказание во многом объяснялось местью за Василия Косого. Варварское даже по средневековым меркам наказание самого великого князя вызвало негодование на Руси. Шемяка всячески пытался укрепить свой авторитет. Отчеканил монеты с изображением всадника и буквами «Д.о.» («Дмитрий-осподарь»), старался заручиться поддержкой русской церкви. Он даже заставил Василия IIсделать заявление, что он достоин смерти, но милосердием Шемяки ему дарована жизнь. Василий IIпоклялся, что впредь не будет стремиться к великокняжескому престолу. Но все это плохо помогало.

В Вологду, ставшую удельным княжеством Василия Темного, стали собираться все недовольные правлением Дмитрия Шемяки. Летопись отмечает, что их было «множество». Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон, поддерживая стремление Василия IIвернуться к власти, снял с него грех нарушения клятвы: она ведь невольная. Василия Темного поддержал тверской великий князь Борис Александрович. Союз был закреплен обручением шестилетнего сына Василия II – Ивана с четырехлетней тверской княжной Марьей (венчание произошло, когда жениху исполнилось 12 лет, а невесте – 10). Через год после ареста и ослепления Василий Темный въехал в покинутую Шемякой Москву, с тем, чтобы никогда уже до самой смерти не покидать великокняжеского престола. В 1447 году противники заключили мир. Шемяка клялся в верности великому князю Василию II, но ненадолго. Вскоре он нарушил клятву. В 1450 году в сражении под Галичем войско Шемяки потерпело поражение, князь бежал в Великий Новгород. Здесь в 1453 году он умер при загадочных обстоятельствах (по слухам, его отравил повар, подкупленный подосланным из Москвы человеком). Так окончательно закончилась междоусобная война.

Эта война разорила страну. За торжество единовластия в стране пришлось заплатить дорогой ценой – жизнями ни в чем не повинных людей, сгоревшими селами и разоренными городами. Заметно усилилась власть Орды, вновь получившей больше возможностей вмешиваться во внутренние дела Москвы. В то же время война показало неизбежность объединения русских земель в одно государство. Если во времена Калиты неясно было, какой город станет центром объединения, то теперь этот вопрос решился. Речь шла лишь о том, кто из князей будет править в Москве – признанной столице Северо-Востока Руси. Никто из участников этой войны не выступал против объединения страны. Борьбы велась только за власть.

Во время войны погибли многие князья. Усилилась власть того единственного, кому удалось выжить и победить. Счастье улыбнулось Василию Темному – не самому достойному государственному деятелю. Но страна не хотела больше повторения кровавой междоусобицы. Она жаждала порядка и твердой власти. И эта власть действительно оказалась твердой и жесткой, обретая постепенно деспотические черты. Великий князь беспощадно карал своих врагов(не только настоящих, но и возможных), обрушивая на них массовые казни.

Власти Василия IIхватило даже на вмешательство в церковные дела. Раньше подобное если и случалось, то лишь эпизодически. Главу русской церкви назначал, как известно, константинопольский патриарх. В 1439 году митрополит Исидор, ставленник Константинополя, подписал во Флоренции унию между католической и православной церквами. За это он был арестован Василием II (правда Исидор сумел бежать). Через несколько лет собор, состоявший из высших деятелей русской церкви, избрал митрополитом ставленника великого князя – епископа Иону. А уж после захвата турками Константинополя и падения Византии в 1453 году великий князь тем более стал, по существу, сам решать, кто у него в государстве будет митрополитом. Церковь становилась верным орудием политики московской династии.

Завершение объединения русских земель

вокруг Москвы.

Становление самодержавия в России.

Проблемой Василия стали отношения с Великим Новгородом. Великий князь был недоволен тем, как Новгород поддержал Шемяку и дал ему убежище. В 1456 году Василий IIвместе с татарским отрядом двинулся в поход. В завязавшемся бою новгородцы потерпели поражение, и их предводители попали в плен. На переговорах в Яжелбицах Василий IIзаставил новгородцев урезать свои права в пользу Москвы. Теперь Новгород не мог сам вести внешнюю политику. Времена переменились: с годами силы Москвы росли, а недружные новгородцы не думали об упрочнении обороны своего государства. Ни с кем из соседей они не состояли в прочном союзе, наоборот, со всеми постоянно ссорились и своими руками готовили погибель своей вольной республики. Это имело печальные последствия для будущего России, для самосознания ее народа.

После победы над Новгородом Василий IIрасправился с другими союзниками Шемяки: захватил захватил Можайское и другие княжества. Могущество Василия IIусиливалось, он сделал своего юного сына Ивана Васильевича соправителем и, умирая, спокойно передал власть в его уже окрепшие руки.

С ранних лет Иван испытывал ужасы междоусобья. Он был с отцом в тот день, когда люди Шемяки насильно выволокли Василия из церкви, чтобы ослепить его. У него не было детства – уже с десяти лет он стал соправителем слепого отца, сидел рядом с ним на троне и назывался великим князем. В двенадцать лет его обвенчали. Иван IIIбыл властолюбив, жесток, коварен. Суров он оставался и к своим близким: родного брата Андрея уморил голодом в тюрьме.

Ивана отличал выдающийся дар политика и дипломата. Он мог годами выжидать, медленно идти к свое цели и достигать ее без серьезных потерь. Так произошло с завоеванием Твери, Новгорода. Иван IIIстал истинным «собирателем» земель. Одни Иван присоединял тихо и мирно (Ярославское и Ростовское княжества), другие покорял силой (Чернигово-Северская земля, Брянск). Увенчались успехом и походы его войска на северо-восток – Иван прибрал к рукам Вятку, Югорскую землю по берегам реки Печеры. Московская власть при нем утвердилась и на Урале, а в 1472 году Москве подчинилась принадлежавшая Новгороду Пермская земля. К концу жизни Ивана IIIМосковское княжество увеличилось в шесть раз.

В 1467 году умерла жена Ивана IIIМария Тверитянка. Все считали что ее отравили. В феврале 1469 года в Москву прибыл грек Юрий с грамотой из Рима от кардинала Виссариона. В грамоте говорилось, что в Риме живет дочь владетеля Морейского Фомы Палеолога по имени Зоя (Софья). Она приходилась племянницей византийскому императору Константину Палеологу, была православной христианкой и отвергала женихов-католиков.

После долгих размышлений Иван послал в Рим итальянца Ивана Фрязина, а если она приглянется ему, то дать за великого князя согласие на брак. Фрязин так и сделал, тем более что царевна с радостью согласилась пойти за православного Ивана III. 12 ноября 1472 года Софья по православному обряду венчалась с Иваном.

И все же главным событием правления Ивана Васильевича стало свержение монголо-татарского ига. К этому времени единой Орды уже не существовало. Шло образование нескольких ханств – Крымского, Ногайского, Казанского, Астраханского, Сибирского, хотя процесс этот протекал неровно. В упорной междоусобной борьбе хану Ахмату удалось на какое-то время возродить былую мощь Большой Орды. Русь все время пыталась играть на противоречиях различных ханств, особенно на смертельной вражде Крымского ханства с Большой Ордой, а также на распрях внутри ордынской верхушки.

Приехавший в 1476 году в Москву ханский посол Бочук жестко потребовал, чтобы великий князь явился, как его предки, к хану за ярлыком. В Москве понимали, что время «замятни» в Большой Орде прошло. Ахмат укрепился и решительно намерен вернуть «под свою руку» Москву, взыскать накопившийся за восемь лет «выход» Орде. Однако, чувствуя свою силу, Иван IIIне подчинился вызову и в Орду не поехал. Так что с 1476 года отношения с Ордой фактически прервались, а в 1480 году Ахмат выступил в поход.

Русские и монгольские сосредоточились у притока Оки – реки Угры. 30 сентября 1480 года Иван IIIвернулся из Коломны в Москву, чтобы решить: сопротивляться или капитулировать. Свою жену и государеву казну он отправил на Белоозеро, велев ехать дальше, к морю, если ордынцы возьмут Москву. Мнения бояр, советников великого князя, разошлись. Сам Иван IIIпребывал в нерешительности. Московские посадские люди настойчиво требовали оказать отпор врагам. Решительно настаивал на активных боевых действиях ростовский архиепископ Вассиан, называвший великого князя «бегуном». Под влиянием подобных настроений Иван IIIстал готовиться к возможной осаде.

В октябре Ахмат дважды пытался перейти Угру, но оба раза был отброшен русскими войсками. Он ждал помощи от литовского князя Казимира, но так и не появился на поле боя. Через парламентеров Иван попросил хана уйти, обещая признать Московское государство «царевым улусом». Но хан требовал, чтобы Иван прибыл к нему лично. Но Иван не только сам не поехал, но и не послал сына, как требовал обычай. В ответ Ахмат грозил Ивану: «Даст Бог зиму на вас, и реки все станут, ино много будет дорог на Русь». но сам он зимы опасался гораздо больше. Постояв так до 11 ноября и не дождавшись тогда союзных войск литовцев (на которых очень кстати тогда напал союзник Ивана III, крымский хан Менгли-Гирей), Ахмат ушел в степи. Так закончилось победное, принесшее Руси независимость «стояние на реке Угре».