Смекни!
smekni.com

Ранние государственные образования на территории Казахстана (стр. 5 из 5)

Хозяйство хуннов, по описаниям древних историков, было «примитивным» и заключалось в выпасе скота, охоте на птиц и зверей. Основным занятием хунских племен было скотоводство, согласно Сыма Цаня, они: «переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разношерстных тканей». Первостепенную роль в хозяйстве играла лошадь, кроме того, имелись стада овец, коз, верблюдов. Однако при описании хозяйства гуннов следует отметить, что они знали оседлость и земледелие, существуют упоминания о городах в землях гуннов и больших запасах там зерна.

Война и набеги с целью захвата добычи - важная сторона их жизни, - пишут очевидцы тех времен. В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая, таким образом, свое существование, а в тревожное время каждый обучается военному делу для совершения нападения.

Хунны имели высокоразвитую металлургию. Именно с этим связан качественный скачок в развитии производительных сил в Центральной Азии. Хунны, овладев ранее других выплавку железа, наладили широкое производство железных орудий и, в первую очередь, оружия. Они создали новую технику военного дела, ввели нововведения в вооружение, в частности, изобрели дальнобойный лук. Все это дало преимущества, которые позволили быстро сокрушить хорошо вооруженных противников.

Социальное устройство хуннского общества свидетельствует о его раннеклассовом характере. Во главе общества стояли четыре аристократических рода, связанных брачными отношениями.

Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов. Патриархально - родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала частная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоронений хуннской знати указывают на имущественное неравенство.

В праве собственности заметны черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «Царские» земли. Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в передвижных повозках, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления. Дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над ними устраивались лежаки или нары.

Одежду хунну изготавливали в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.

Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны и оседлые племена земледельцев.

Кризис ранних государств Казахстана. Дальнейшее развитие производительных сил, этнические процессы, происходившие в Центральной Азии, привели к кризису и распаду древних государств Казахстана. Хунну заняли земли кангюйцев и усуней и основали в центральной части южного Казахстана государство Юебань. В среднем течении Сырдарьи укрепились эфталиты, Семиречье в V в. покорилось центральноазиатскому государству аваров (Государство Жужань по китайским источникам). В 490 г. Юебань было разгромлено телесскими племенами, которые основали в Восточном Казахстане государство Гаогюй. Делилось оно на две части, северный правитель носил титул «Небесный император», южный – «Наследный государь». Однако уже через шесть лет это государство было разгромлено и попало под власть аваров. Так, к середине V в. н.э. древние государства Казахстана практически перестали существовать.

Процессы распада кочевой империи хунну и государств усуней и кангюйцев были вполне закономерны и обусловлены дальнейшим развитием социально-экономических и политико-правовых отношений в кочевом обществе. Прежде всего, сложилось противоречие между централизованным характером управления и неразвитостью коммуникативно-транспортной системы. Невозможность эффективно управлять большими территориями из одного центра вели к естественному возникновению центробежных тенденций в государстве. Как только создавались условия для ослабления центральной власти, окраины отпадали и получали суверенитет. Немалую роль в распаде хуннской империи сыграло развитие государственно-правовой системы в Южном Казахстане, в частности в государствах усуней и кангаров, создавших новые центры объединения кочевников Центральной Азии. И хотя в III веке нашей эры государства усуней икангюйцев переживали кризис, об упадке государственности в регионе говорить ещебыло рано.

Упадок империи хуннов в Центральной Азии начался с политического кризиса в результате поражений хуннов от совместных действий Китая, усуней, дунху и динлинов. В войнах хунны потеряли более трети населения. В 48 г. до н.э. они распадаются на две части, северных и южных. Южные хунны отказываются от набегов и фактически признают покровительство Китая, северные, вступив в союз с другими прототюркскими племенами, продвигаютсяв западном направлении. Миграции хуннов начались во второй половине II в. н.э. в Казахстан, затем в Приуралье, Заволжские степи и далее. Появление хуннов в Европе вызывает трудности у историков в вопросах их идентификации, в этой связи появились понятия «азиатские» хунны и «европейские» гунны. Однако косвенным указанием на определенную этническую близость тех и других может служить то, что основную массу их составляли прототюркские племена. Следует отметить, что племена, появившиеся в Европе, именуются ими уже как гунны.

Литература:

І.История Казахстана с древнейших времен до наших днсй: в 5-ти томах. -Т.1. -Алматы, 1996.

2. Кузембайулы А., Абиль Е. История Казахстана. -Санкт-Петербург, «Соларт», 2004.

3. Кан Г.В. История Казахстана. -Алматы, 1995.

4. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. -Алма-Ата, 1983.

5. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. -Алма-Ата, 1963.

6. Акишев К.А. Курган Иссык. Книга- альбом. -М.: Искусство, 1978.

7. Аманжолов А.С. История и теория древнетюркского письма. - Алматы, 2002.

8.Бичурин И. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в

древние времена. -Т.1. -Алма-Ата, 1997.

9.Вышневская С.А. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII– V

вв. до н.э.-М., 1973.

10. Гумилев Л.Н. Хунну. -М., 1994.

11. Геродот. История. -М., 1997.

12.История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк. - Алматы, 2006.

Конторольные вопросы:

1. Общественный строй саков. Их хозяйство и культура.

2. Хозяйство и быт сарматов,усуней и кангюйцев.

3. Великое переселение народов.

4. Общественный строй и культура хуннов(гуннов).

5. Роль кочевых племен Казахстана в истории древнего мира.