Смекни!
smekni.com

Второе сражение при Бул-Ране (стр. 2 из 4)

Поуп приказал подчиненным окружить и атаковать Джексона утром, но приказы основывались на ошибочных предположениях: Поуп думал, что Макдауэл и Зигель перекрыли Джексону пути отступления на запад, хотя оба находились юго-восточнее Джексона. И само предположение, что Джексон намерен отступать, было ошибочным. Джексона находился на удобной оборонительной позиции и ждал Лонгстрита, что б совместно атаковать Поупа. Разведка уже донесла Поупу о манёврах Лонгстрита, но Поуп по необъяснимой причине не придал значения этим событиям.

3.2. 29 августа

С самого начала задачей Джексона было удержать Поупа до того момента, пока не прибудет Лонгстрит с остальной частью Северовирджинской армии. У Лонгстрита имелось 25 000 человек, и 29 августа в 06:00 они начали марш из Торуфэир Гап на Манассас. Джексон заранее выбрал для него позиции и послал Стюарта, чтобы тот привел туда передовые отряды Лонгстрита. Сам же он тем временем реорганизовал свои части на случай утренней атаки Поупа: 20 000 человек он поместил южнее Каменистого Хребта, растянув их в линию на 2700 метров.

Заметив построение частей 1 корпуса Зигеля на дороге Манассас-Садли, он разместил бригады Хилла за железнодорожной насыпью на своем левом фланге у Садли-Черч. Бригады Хилла стояли в густом лесу, что не позволяло использовать артиллерию для их поддержки. Зная это, Хилл построил бригады в две линии, поместив впереди южнокаролинцев Макси Грегга и джорджианцев Эдварда Томаса.

В центре Джексон поставил две бригады из дивизии Эвелла(которой после ранения Эвелла командовал Лаутон), а справа дивизию Тальяферро (под командованием Вильяма Старке.)

План Поупа состоял в атаке флангов противника. Он приказал Фицджону Портеру выдвинуться к Гэинсвиллу и атаковать то, что Поуп считал правым флангом противника. Зигелю он приказал на рассвете атаковать левый фланг. Зигель, не зная положения противника, начал наступать широким фронтом. Вперед пошла дивизия Роберта Шенка, левее — дивизия Джона Рейнольдса, в центре бригада Роберта Милрой, а справа дивизия Карла Шурца. Две бригады Шурца двигаясь на север по дороге Манассас-Садлей, первые встретились с противником в 07:00.

Атака Зигеля на позиции дивизии Хилла была типична для атак того дня у Каменистого Хребта. Железнодорожная насыпь представляла собой удобную оборонительную позицию, но южане избегали глухой обороны и часто переходили в контратаки. (Чуть позже Джексон применит эту же тактику в сражении при Энтитеме.) Две бригады Шурца вступили в перестрелку с бригадами Грегга и Томаса. Услышав стрельбу справа, генерал Милрой отправил на помощь Шурцу два полка. Эти полки кое-чего достигли: 82-й огайский полк ворвался на позиции противника, но долго не продержался и был в итоге отброшен. Шенк и Рейнольдс втянулись в интенсивную артиллерийскую дуэль, но пехоту вперед не двинуть не решились.

Шурц решил, что дивизия Керни (из 3 корпуса) направлена поддержать его, и начал вторую атаку на позиции Хилла в 10:00. Но Керни не двинулся с места и вторая атака сорвалась. Историки полагают, что виноват во всем именно Керни, который действовал из личной неприязни к Зигелю.

В 13:00 участок Зигеля был усилен дивизией Хукера (из 3 корпуса) и бригадой Исаака Стевенса (9 корпус). Сам Поуп так же прибыл на поле боя, чтобы увидеть решительный момент своей победы. Но именно в этот момент первые части армии Лонгстрита прибыли на позиции. Правее Джексона разместилась дивизия Худа, справа от Худа — дивизии Джеймса Кемпера и Дэвида Джонса. Дивизия Кадмуса Уилкокса прибыла последней и встала в резерве.

Кавалерия Стюарта заметила части Портера, Хэтча и Макдауэлла, движущиеся по дороге Манассас-Гэинсвилль. Небольшая перестрелка задержала федеральную колонну. В этот момент Портер и Макдауэлл получили депешу от Поупа — странный и загадочный документ. Историк Джон Хэннеси называет его «непревзойденно противоречивым и запутанным, неизбежно порождающим разночтения»[3]. Там была упомянута атака на левый фланг Джексона, но ничего не было сказано о том, что делать собственно Портеру и Макдауэллу. Вместо того, чтобы приказать идти на Гэнсвилль и атаковать правый фланг Джексона, Поуп велел подойти к Гэинсвиллу, установить связь с соседними дивизиями и там остановиться. Поуп нигде не дал конкретного распоряжения, и заключил приказ словами о том, что его можно не выполнять, если обстоятельства потребуют. В целом, как военный приказ, он оказался совершенно бесполезен.

Между тем, кавалерия Стюарта (полк. Томас Россер) изображала присутствие больших масс пехоты пред фронтом Портера. Всадники привязали веники к лошадям и скакали вперед-назад, поднимая тучи пыли. Как раз в этот момент Макдауэлл получил сообщение Джона Бафора, который писал, что 17 полков пехоты, батарея и 500 всадников прошли через Гэинсвилль в 8:15. Это была армия Лонгстрита, и Портер с Макдауэллом решили, что именно эти силы сейчас находятся перед ними. Они остановили наступление. Макдауэлл отчего-то не переправил это донесение Поупу, и в результате Поуп не узнал о появлении Лонгстрита о задержке Портера. Поуп был уверен, что Портер готовится к удару на незащищенный правый фланг Джексона.

Когда все части армии Лонгстрита заняли свои позиции, Ли приказал начать наступление на левый федеральный фланг. (Лонгстрит потом вспоминал, что Ли «собирался начать сразу, как только будет возможно, но так и не отдал приказа.») Однако, Лонгстрит заметил дивизии Рейнольдса и Шенка, растянутые южнее Варрентонской дороги, и предложил отложить атаку. Ли уступил, когда Стюарт сообщил о крупных слах противника (части Портера и Макдауэла) на дороге Гэинсвилль-Манассас.

Полагая, что атака Портера на правый фланг Джексона развивается по плану, Поуп организовал четыре атаки на центр Джексона, чтобы отвлечь его внимание, и позволить Портеру нанести решительный удар. Бригада генерала Кавье Грове атаковала в 15:00, ожидая поддержки дивизии Керни. Грове сумел пробить брешь в обороне противника между бригадами Томаса и Грегга. Отважной штыковой атакой он добился временного успеха, но Керни опять бездействовал, а Поуп не планировал главной атаки на этом направлении и тоже ничем не помог. Бригада Дурси Пендера отбросила Грове.

Рейнольдсу было приказано начать наступление южнее дороги, но он наткнулся на части Лонгстрита и прекратил свою демонстрацию. Рейнольдс сообщил о случившемся Поупу, но тот решил, что Рейнольдс ошибся, и увиденные им части представляют собой 5 корпус Портера, наступающий на правый фланг Джексона. Джессе Рено приказал бригаде Джеймса Нагля снова атаковать центр позиции Джексона. Нагль сумел отбросить бригаду Тримбла, но южане остановили его наступление и отбросили его в поля, и сами перешли в наступление, пока федеральная артиллерия не заставила их остановиться.

В 16:30 Поуп наконец отправил Портеру однозначный приказ атаковать. Позже в рапорте Поуп писал:

«Я уверен, что в пять часов дня 29-го генерал Портер не имел перед своим фронтом значительных сил противника. Я решил тогда, и уверен теперь, что ему необходимо было повернуть против правого фланга Джексона и ударить ему в тыл. Если бы он это осуществил, мы могли бы разгромить Джексона до того, как он объединиться с Лонгстритом.»[4]

Однако, вестовой (его племянник) сбился с дороги и не смог доставить приказ до 18:30. Но в любом случае, положение Портера была уже не таким выгодным, что в начале дня. В ожидании этой атаки Поуп приказал Керни атаковать левый фланг Джексона с тем, чтобы отвлечь внимание Джексона от правого фланга. В 17:00, впервые за время сражения, Керни оправдал свою репутацию агрессивного генерала — он двинулся вперед всеми своими десятью полками, ударив по ослабленной дивизии Эмброуза Хилла. Завязалось самое ожесточенное сражение того дня, но в итоге контратака Лоуренса Брэнча и Джубала Эрли отбросила федеральные части.

На правом фланге армии Конфедерации Лонгстрит наблюдал уход Макдауэлла — дивизии 1-го корпуса отходили к холму Генри для поддержки Рейнольдса. Эта новость навела Ли на мысль о наступлении в этом районе. Но Лонгстрит снова возражал — на этот раз ссылаясь на приближение темноты. Взамен он предложил разведку боем, чтобы прощупать положение противника и подготовиться к утренней атаке. Ли согласился и вперед двинулась дивизия Худа. Между тем Поуп все ещё верил, что противник отступает и отправил дивизию Джона Хэтча на запад с целью преследования южан. Худ и Хэтч столкнулись у Гроветонского перекрестка, но их короткая перестрелка очень быстро завершилась ввиду темноты и они отвели свои войска. Лонгстрит и его подчиненные снова высказались против атаки на то, что они считали крупными силами на сильных оборонительных позициях. И Ли в третий раз отложил атаку.

Когда до Поупа дошло донесение Бафора, он наконец осознал, что Лонгстрит уже на поле боя, но оптимистично предположил, что Лонгстрит подошёл только для поддержки Джексона, а основная масса армии Юга отступает. Собственно, дивизия Худа в этот момент как раз отступала. Поуп приказал корпусу Портера присоединиться к основной армии и готовиться к наступлению утром 30 августа. Историк Вильсон Грин считает это решение Поупа самой грубой ошибкой того сражения. Северяне уже не имели серьёзного численного перевеса и выгодной позиции, и самым разумным решением было бы отвести армию за Бул-Ран и соединиться с 25-тысячной армией Макклелана.