Смекни!
smekni.com

Второе сражение при Бул-Ране (стр. 3 из 4)

3.3. 30 августа

Последняя часть армии Лонгстрита — дивизия Ричарда Андерсона — прошла 27 километров и прибыла на поле боя 30 августа в 03:00. Люди Андерсона были измотаны переходом и незнакомы с местностью, поэтому они остановились на гряде восточнее Гроветона. На рассвете они осознали, что находятся в стороне от своих и опасно близко к противнику. Они отошли. Это отступление стало известно Поупу и укрепило его во мнении, что противник отступает. В 08:00 в штабе Поупа собрался совет. Около 10:00 изучение линии конфедератов на Каменистом Хребте показало, что люди Джексона все ещё стоят на своих оборонительных позициях. Рейнольдс заметил, что южае собрали значительные силы южнее Варрентонской дороги. То же самое показала разведка Портера. Однако, Хейнцельман и Макдауэлл лично провели рекогносцировку и не нашли оборонительной лини Джексона. Поуп окончательно пришёл к решению атаковать отступающего противника.

Вскоре после полудня Поуп приказал наступать. Корпус Поупа при поддержке Хэтча и Рейнольдса должен был двигаться на запад по Варрентонской дороге, а Рикетт, Кэрни и Хукер должны были одновременно атаковать правый фланг южан. Этот двойной удар мог бы разбить отступающего противника, но конфедераты как раз не собирались отступать, а ждали, когда же их наконец, атакуют. Ли все ещё ждал подходящего момента для контратаки. Он не был уверен, что Поуп атакует в этот день, но все же разместил артиллерию Стефана Ли на высоте около фермы Брауна, откуда хорошо простреливалось пространство перед позициями Джексона.

Корпус Портера не вышел на позиции для наступления на запад, но он находился в лесу к северу от дороги, около Гроветона. Примерно два часа ушло на то, чтобы построить 10 000 человек для атаки на позиции Джесона. Портеру противостояла дивизия под командованием Вильяма Старке. Во главе наступающих федеральных частей стояла дивизия под командованием Дэниэля Баттерфилда (который замещал Морелла): бригада Генри Уикса слева, Чарльза Робертса — в центре. Правее встала дивизия Хэтча. Две бригады Джорджа Сайкса остались в резерве.

Перед северянами стояла непростая задача. Дивизии Батерфилда предстояло пройти 550 метров, причем последние 140 метров — вверх по склону, и атаковать сильные позиции за железнодорожной насыпью. Дивизия Хэтча должна была пройти всего 270 метров, но ей предстояло совершить круговой разворот под огнем противника. Дивизия выдержала мощный обстрел со стороны батареи Стефана Ли, затем перенесла ружейный огонь пехоты, и все же им удалось проломить линию обороны противника, отбросив 48-й вирджинский пехотный полк. «Бригада Каменной стены» бросилась закрыть прорыв и понесла тяжелые потери; погиб их командир, полковник Бэйлор. Именно тут произошёл самый знаменитый эпизод сражения: солдаты бригад Джонсона и Стаффорда стреляли так часто, что израсходовали боеприпасы, и начали швырять камни в солдат 24-го нью-йоркского полка, которые сильно удивились, но ответили тем же. Чтобы помочь Джексону, артиллерия Лонгстрита открыла стрельбу по подходящим федеральным подкреплениям.

Понеся серьёзные потери, Портер не стал задействовать резервную дивизию Сайкса и остановил атаку. Отступление так же обошлось ему недешево. Некоторые части бригада Старке бросились преследовать отступающих, но были отброшены федеральными резервами, вставшими на дороге Гроветон-Садли. Силы Джексона были явно недостаточны для контратаки, и это позволило Портеру навести порядок в своих рядах. Беспокоясь за Портера, Ирвин Макдауэлл приказал Рейнольдсу увести свою дивизия с гряды Чинн-Ридж и поддержать Портера. Это стало самой серьёзной тактической ошибкой того дня: теперь всего 2000 северян остались к югу от дороги. Вскоре этому отряду предстоит встретить вдесятеро превосходящего их противника.

Тем временем Ли и Лонгстрит решили, что пора начинать долгожданную атаку. Целью атаки был избран Холм Генри — тот самый холм, на котором решился исход Первого сражения при Бул-Ране. В случае его захвата отступление федеральной армии стало бы проблематичным. «Крыло» Лонгстрита состояло из 5 дивизий (25 000 человек) и протянулось на милю с половиной от фермы Брауна на севере до ж/д Манассас Гап на юге. Чтобы выйти к холму Генри, им предстояло проти более 3 километров по сложной местности, через хребты, овраги и участки густого леса. Понимая, что не сможет руководить наступлением на такой пересеченной местности, Лонгстрит позволил дивизиям действовать самостоятельно. Ударной дивизией стала дивизия Худа, стоящая слева, около дороги. Её поддерживала бригада южнокаролинцев Натана Эванса. Правее Худа стояли дивизии Кемпера и Джонса, дивизия Уилкокса стояла левее Худа. Дивизия Андерсона находилась в резерве. Перед атакой Ли передал Джексону сообщение: «Генерал Лонгстрит наступает. Готовьтесь прикрыть его левый фланг.»

Федеральные силы к югу от варрентонской дороги состояли всего из бригады Натаниэля Маклина(1 корпус, дивизия Шенка) и бригады Говернера Варрена (5 корпус, дивизия Сайкса). Маклин удерживал Чинн-Ридж, а варрен стоял около Гроветона, в 730 метрах западнее. Дивизия Худа начала атаку в 16:00, сразу опрокинув два полка Варрена: 5 и 10 ньюйоркские. За первые же 10 минут боя 5-й ньюйоркский из своих 500 человек потерял 300, причем 120 убитыми. В ту войну это была самая крупная потеря пехотного полка за один бой.

Когда Поуп и Макдауэлл осознали опасность ситуации, они приказали занять войсками холм Генри. Но до того, как это могло быть исполнено, бригада Маклина была единственным препятствием на пути к Холму. 1200 огайцев, сведенные в 4 полка, были построены в линию, фронтом на запад. Их поддерживала всего одна батарея. Но им удалось отбить атаку Худа и затем атаку Кемпера. И все же третья атака (бригады Монтгомери Корсе из дивизии Кемпера) удалась, хотя и по недоразумению. Люди Маклина приняли подходящие с юга части за свои и не открыли огонь. Когда же он осознали ошибку, то попали под интенсивный 10-минутный огонь с близкой дистанции. Затем атакующих поддержала луизианская артиллерийская батарея, и федеральная линия рухнула. Огайская бригада потеряла 33 % своего состава, но она дала Поупу драгоценные 30 минут для переброски подкреплений.

Первыми на помощь пришли две федеральные бригады из дивизии Рикетта: Зеалуса Тауэра и Роберта Стайлса. Бригада Тауэра попала под удар с трёх сторон, его артиллерия была захвачена и сам он серьёзно ранен. Идущая следом бригада Стайлса попала под удар двух подошедших бригад дивизии Кемпера: её атаковали мика Дженкинс и Эппа Хэптон. В завязавшемся бою был смертельно ранен командир 12-го массачусеттского полка, полковник Флетчер Вебстер (сын известного государственного деятеля Дэниэля Вебстера). Подошли ещё две федеральные бригады — Джона Колтеса и Владимира Кржижановски (из корпуса Зигеля), но смогли сделать немногое. К 18:00 бригады Андерсона И Беннинга полностью очистили от федералов Чинн-Ридж. И все же успех достался южанам дорогой ценой — были потеряны и люди и время. Дивизии Худа и Кемпера из-за потерь не могли продолжать наступление. До холма Генри оставалось ещё несколько сотен метров, а светового времени оставалось не более часа.

В этой атаке не участвовала целая дивизия — три бригады Уилкокса двигались медленно и вошли в соприкосновение с противником слишком поздно. Это вообще был неудачный день для Уилкокса.

Пока длилось наступление южан, Поуп успел перебросить 4 бригады на холм Генри: две из дивизии Рейнольдса, одну из дивизии Сайкса и бригаду Роберта Милрой. Ли понял, что для завершения атаки нужно ещё одно дополнительное усилие, и он вызвал из резерва дивизию Андерсона. Пока эта дивизия перемещалась, генерал Джонс предпринял атаку на холм Генри, послав в бой бригады Беннинга и Г. Т. Андерсона. В атаку пошло 3000 человек, но атака была плохо скоординирована и четыре федеральные бригады удержали свою позицию. Давление на федералов усилилось с прибытием двух бригад дивизии Ричарда Андерсона: Вильяма Махоуна и Эмброуза Райта. Части дивизии Сайкса не имели никакого естественного прикрытия, и они отошли к дому вдовы Генри. По необъяснимой причине Андерсон не воспользовался этим шансом. Возможно, он опасался темноты. Холм остался в руках противника.

Р.Х. Андерсон не воспользовался блестящей возможностью, которую предоставили три часа боя на Чинн-Ридж и генри-Хилл. И поскольку он этого не сделал, конфедераты упустили шанс разбить армию Поупа до темноты.
(Джон Хеннеси, Возвращение к Бул-Рану)

Джексон «Каменная стена» имел конкретный приказ поддержать левый фланг Лонгстрита, но начал наступление севернее варрентонской дороги в 18:00 — очевидно сразу, как только смог организовать свои потрепанные боями части. историк Джон Хеннеси называет задержку Джексона «одной из величайших загадок сражения» и «одной из крупнейших неудач Конфедерации» — явно преуменьшая эффект его наступления. Атака Джексона совпала с приказом Поупа отвести части на защиту холма Генри, поэтому южане смогли захватить много пленных и артиллерии. Однако, к 19:00 Поуп смог построить сильную оборонительную линию, которая примыкала к частям, стоящим на хоме Генри. В 20:00 Поуп приказал начать общее отступление по дороге на Сентервилль. В отличие от беспорядочного отступления после Первого Бул-Рана, это отступление северян было спокойным и организованным. Конфедераты, измотанные боем и растратившие боеприпасы, не стали преследовать отступающих. Лонгстрит писал, что район Сентервилля был хорошо укреплен ещё самими южанами, и атаковать Поупа на этих позициях было опасно. Ли в итоге одержал победу, но не смог полностью уничтожить армию Поупа.