Смекни!
smekni.com

Социально-экономический и политический строй (стр. 2 из 9)

шел на своего брата Ярополка княжившего в

Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат-

ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". 514

Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И

стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне

слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к

граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за

град." 515 0Напуганный Ярополк "побежал", а

Владимир победно "вниде в Киев". 516 0Отсюда

ясно, что уже в этот ранний период положение

князя в Киеве в немалой мере зависело от

расположения к нему городской массы. Поэтому

не выглядит неожиданной и история, произо-

шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он

"приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма

его кыне". 517 0Князья, правившие в конце X на-

чале XIвв. считались с растущей силой го-

родской общины, стремились ее как-то убла-

жить. Не случайно Святополк скрывая от киев-

лян смерть Владимира, 518 0а сев на стол, соз-

вал "кыян" и "нача даяти им именье". 519 0После

убийства Бориса и Глеба, он также "созвав

люди, нача дояти овем корзна, а другим куна-

ми, и раздая множество". 520 0Крепнущая го-

родская община держала в поле зрения и рели-

гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на

страницах летописи в окружении не только

дружинном, но и народном. Вместе с "людьми"

он совершает языческие жертвоприношения. 521

Особенно важно подчеркнуть причастность "лю-

дей" киевской общины к учреждению христи-

анство на Руси. Они присутствуют на совеща-

нии по выбору религии, подают свой голос,

избирают "мужей добрых и смысленных" для

заграничного путешествия с целью "испытания

вер". 522 0В одной из скандинавских саг гово-

рится о том, что по вопросу о вере русский

князь созывает народное собрание. 524 0При ре-

шение важнейших вопросов князья должен были

считаться с мнением городской общины. Внима-

тельное отношение к городской общине станет

еще понятнее, если учесть, что она обладала

военной организацией,в значительной степени

независимой от князя. Вои, городское ополче-

ние - действенная военная сила уже в этот

ранний период. Именно с воями князя Владимир

"поиде противу" печенегам в 992г. 525 0Любопыт-

но, что в легенде, помещенной в летописи под

этим годом, героем выставлен не княжеский

дружинник, а ..нама - кожемяка - выходец из

простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы-

ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бо

вой у него, печенег же множьство много". 526

Без народного ополчения (воев) справиться с

печенегами было невозможно. Вои активно

участвовали и в междоусобных княжеских расп-

рях. Не зря советники Бориса Владимировича

говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои.

Пайди, сяди Кыеве на столе отни". 527 0Вои так-

же служили опорой Ярославу в его притязаниях

на Киев, а Святополку - для отражения яросла-

вовых полков. 528

в) вече; Так начинался процесс формирования волост-

ной общины в Киевской земле. Особый интерес

представляет события в Киеве в 1068-1069гг.,

в которых перед нами выступает достаточно

конституированная городская община. Так пик

ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех

свободных жителей Киева и его окрестностей.

Возмущеные, требующие оружие киевляне соби-

раются на торговище. Из слов летописца

явствует, что "людье", собравшиеся на вече,

сами принимают решение вновь сразиться с по-

ловцами и предъявляют князю требование о вы-

даче коней и оружие. То есть проявляется не-

зависимость веча по отношению к княжеской

власти. В событиях 1069-1069гг. киевская об-

щина действует как вполне самостоятельный

социум, ставящий себя на одну доску с кня-

жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава

киевские "людье" сажают на стол Всеслава.

Что касается состава киевлян, изгнавших

Изяслава, то к этому вопросу имеется

несколько точек зрения. М.Н.Тихомиров и

Л.В.Черепин считали, что термин "людье киев-

тии" обозначает торговоремесленное население

Киева. 529 0Б.Д.Греков писал о том, что

"движение киевлян 1068г. против Изяславича в

основном было движением городских масс". В

то же время он замечая: "Но не только в XIв,

а и позднее трудно отделить городскую народ-

ную массу от сельского населения. Необходимо

допустить, что и в этом движении принимало

участие сельское население, подобно тому,

как это было в 1113г. в Киеве". 530 0Несколько

иначе к решению этого вопроса подходит В.В.

Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы-

евстии?" Это не могли быть ни киевская бо-

ярская знать, ни воины киевского "полка", ни

тем более княжеское дружинники, так как и

те, и другие, и третьи не нуждались ни в

оружии, ни в конях. Нельзя также предложить,

что под киевлянами "повести временных лет"

следует подразумевать участников битвы на

берегах Альты, потерявших в бою с половцами

и все свое военное снаряжение и коней. Пеш-

ком и безоружными они не могли бы уйти от

быстроногих половецких коней, от половецкой

сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок-

рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то

и принесли в Киев весть о том, что половцы

рассыпались по всей киевской земле, жгут,

убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име-

ет в виду "Повесть временных лет", говорящая

о киевлянах бегущих от половцев в Киев." 531

На Киевском вече вечники без князя обсуждают

сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра-

вителя и возводят на княжеский стол другого,

договариваются о продолжении борьбы с вра-

гом, правят посольства. В событиях

1068-1069г.г. вече вырисовывается как вер-

ховный орган народоправства, возвышающейся

над княжеской властью.

г) система Что касается системы "старший

"старший город город - пригороды", то первые ее

- пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв. Летописец

сообщает: "Болеслав же винеде в Киев с Свя-

тополком. И рече Болеслав: "Разведете дружи-

ну мою по городом на покоръм", и быть та-

ко." 532 0Здесь, судя по всему, упоминаются

пригороды Киева. Захват главного города оз-

начает распространение власти и на пригоро-

ды. Из Киева Святополк отдал распоряжение:

"Елико ляхов по городам, избиваибте я". И

избиша ляхы." 533 0В летописном рассказе о со-

бытиях 1068-1069г.г. есть еще одна любопыт-

ная деталь, ярко характеризующая городскую

общину. Изгнав Изяслава "киевляне "двор же

княхь, разбиша, бесчисленное множество злата

и серебра кунами и белью." 534 0Такого рода яв-

ления мы встречаем и в других землях. Князья

на Руси существовали в значительной степени

за счет кормлений - своеобразной платы сво-

бодного населения за отправление ими общест-

венных служб, происхождение которой теряется

в далекой древности. 535 0Все это способствова-

ло выработке взгляда на княжеское добро как

на общественное отчасти достояние, чем и мо-

тивировано требование, предъявленное князю

киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в

Киевской Руси должны были снабжать народное

ополчение конями и оружием. 536 0Итак, под

1068-1069г.г. летописец разворачивает выра-

зительную картину деятельности киевский во-

лостной общины. Становление киевской общины

осуществлялось на путях утверждения демокра-

тизма социально-экономических отношений. Не-

даром князья апеллируют к мнению общины даже

в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096г.

"Святополк и Володимер послата к олгови,

глаголюща аще: "Поиде Кыеву, да поряд поло-

жим о Русьстей земли пред людьми градьскими,

да быхом оборонили Русьскую землю от пога-

ных." 537 0Олег, "послушав злых советников",

надменно отвечая: "Несть мене лепо судити

епископу, ли игуменом, ли смердом". Послед-

няя фраза говорит о многом. Во-первых, она

намекает, что за "людьми градскими" скры-

вались демократические элементы, почему Олег

и уподобил их смердам. Во-вторых из нее сле-

дует что князь приглашался в Киев не только

для выработки совместных действий против

"поганых", но для разрешения межкняжеских

споров, где "людям градским" наряду с

епископами, игуменами и боярами предназнача-

лось быть посредниками. В дальнейшем "кыяне"

переходят к активным действиям, указывающим

на широкие полномочия киевской общины. То

центральное место, которое занимало вече в

социально-политическом механизме Киевской

волости в середине XIIв. определяется не

только его социальным составом но и тем кру-

гом вопросов, который оно решало. В компе-

тенции вече находились вопросы, касающиеся

войны и мира, избрания князей. Более того,

эта компетенция распространялась даже на

назначение судебно-административных "чинов".

2. Социальный 2) Социальный строй. Процесс

строй: формирования в Киевской Руси основных классов

феодального общества слабо отражен в источ-

никах. Это одна из причин, почему вопрос о

характере и кассовой основе древнерусского

государства является дискуссионным. Наличие

в хозяйстве различных экономических укладов

дает основание ряду специалистов оценить

Древнерусское государство как раннеклассо-

вое, в котором феодальный уклад существовал

наряду с рабовладельческим и патриархальном.

Большинство ученых поддерживают мысль акаде-

мика Б.Д. Грекова о феодальном характере

Древнерусского государства, так как развитие

феодальных отношений стало с IXв. ведущей

тенденцией в социально-экономическом разви-

тии Древней Руси.