Смекни!
smekni.com

Социально-экономический и политический строй (стр. 4 из 9)

жах имущества.

5) Экономичес- Основу хозяйства составляло па-

кое развитие. шенное земледелие. На юге пахали

а) Сельское в основном плугом, или ралом, с

хозяйство. двойной упряжкой волов. На севере - сохой с желе-

зными лемехами, запряженной лошадьми. Выра-

щивали, главным образом, зерновые культуры

рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Расп-

ространены были также просо, горох, чечеви-

ца, репа. Были известны двухпольный и трех-

польный севообороты. Двухпольное заключалось

в том, что вся масса обрабатываемой земли

делилась на две части. Одна из них использо-

валась для выращивания хлеба, вторая "отды-

хала" - находилась под паром. При трехполь-

ном севообороте помимо пара и озимого поля

выделялось еще и яровое. На лесном севере

количество старопахотных земель не было

столь значительным, подсечное земледелие

осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домаш-

них животных. Разводили коров, лошадей,

овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно

значительную роль в хозяйстве играли про-

мыслы: охота, рыболовство бортничество. С

развитием внешней торговли увеличился спрос

на пушнину.

б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделя-

ются от сельского хозяйства. Даже в условиях

натурального хозяйства совершенствуются при-

емы домашнего ремесла: обработка льна, ко-

нопли, дерева, железа. Собственно ремеслен-

ное производство насчитывало уже не один

десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнеч-

ное, гончарное, ткацкое, и кожевенное.

Русское ремесло по своему техническому и ху-

дожественному уровню не уступало ремеслу пе-

редовых европейских стран. Особенно слави-

лись ювелирные изделия, кольчуги, кленки,

замки.

в) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве

была развита слабо, поскольку в экономике

господствовало натуральное хозяйство. Расши-

рение внешней торговли было связано с обра-

зованием государства, обеспечивавшего

русским купцам более безопасные торговые пу-

ти и поддерживавшего их своим авторитетом на

международных рынках. В Византии и в странах

Востока реализовывалась значительная часть

дани, собиравшейся русскими князьями. Из

Руси вывозили продукты промыслов, изделия

ремесленников и рабов. Ввозились в основном

предметы роскоши: виноградные вина, шелковые

ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое

оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались

в городах, количество которых росло. Часто

посещавшие Русь скандинавы называли нашу

страну Гардорикой - страной городов. 548 0Одна-

ко жители городов еще сохраняли тесную связь

с сельским хозяйством и занимались земледе-

лием и скотоводством.

6. Церковь. Кроме гражданского права в Киевской Руси сущест-

вовало и церковное право, регулирующие долю

церкви в княжеских доходах, круг преступле-

ний, подлежащих церковному суду. Это церков-

ные уставы князей Владимира и Яраслава. Цер-

ковному суду подлежали семейные преступле-

ния, колдовство, богохульство и суд над

людьми, принадлежащими к церкви. После при-

нятия христианства на Руси возникает церков-

ная организация. Русская церковь считалось

частью вселенской Константинопольской патри-

архии. Ее глава - митрополит - назначал

константинопольским патриархом. В 1051г. ки-

евский митрополит был впервые избран не в

Константинополе, а в Киеве собором русских

епископов. Это был митрополит Илларион, вы-

дающийся писатель и церковный деятель. Одна-

ко последующие киевские митрополиты по-преж-

нему назначались Константинополем. В крупных

городах были учреждены епископские кафедры,

бывшие центрами крупных церковных округов -

епархий. Во главе епархий находились еписко-

пы, назначаемые киевским митрополитом.

Епископам подчинялись все расположенные на

территории его епархии церкви и монастыри.

Князья давали на содержание церкви десятую

часть получаемых даней и оброков - десятину.

Особое место в церковной организации занима-

ли монастыри. Монастыри создавались как доб-

ровольное сообщество людей, отказавшихся от

семьи и от обычной мирской жизни и посвятив-

ших себя служению Богу. Самым известным

русским монастырем этого периода был осно-

ванный в середине XIв. Киево-Печерский мо-

настырь. Так же как и высшие церковные ие-

рархи - митрополит и епископы, монастыри

владели землей и селами, занимались торгов-

лей. Скапливавшиеся в них богатства расходо-

вались на строительство храмов, украшение их

иконами, переписку книг. Монастыри играли

очень важную роль в жизни средневекового об-

щества. Наличие в городе или княжестве мо-

настыря, по представлениям людей того време-

ни, способствовало стабильности и процвета-

нию, так как считалось, что "молитвами ино-

ков (монахов) мир спасается". Церковь имела

большое значение для Русского государства.

Она способствовала укреплению государствен-

ности, объединению отдельных земель в единую

державу. Невозможно также переоценить влия-

ние церкви на разные культуры. Через церковь

Русь приобщилась к византийской культурной

традиции, продолжая и развивая ее.

III Политичес- 1) Князь 1) Рассуждая о политическом

кий строй. строе Киевской земли в "удельно-вечевой период",

М.С.Грушевский утверждал, что "земская авто-

номная, суверенная община, обнимающая собой

всю землю, и единоличная власть, опирающаяся

на дружину, составляют два элемента, два

фактора, обуславливающие этот строй. Первый

из этих элементов - общинный - вступает в

рассматриваемый период в состоянии ослабле-

ния аторории. Хотя под влиянием внешних

условий он затем возвращается к политической

деятельности, но не создает для себя опреде-

ленных, постоянных функций, а остается в

своей практике, так сказать, органом экстра-

ординарным, текущее же управление ведает

элемент дружинный, причем эти два элемента

иногда конкурируют и сталкиваются." 549

Представления А.С.Грушевского о политическом

строе Киевской земле отрывают общинно-вече-

вую власть от княжеской власти, противо-

поставляя их друг другу, что неправомерно,

поскольку этим разрушается единство социаль-

ной структуры киевского общества, а кня-

жеско-дружинная знать оказывается в изолиро-

ванном от земской среды положении, превраща-

ясь в некую замкнутую надклассовую социаль-

ную категорию. Предполагается рассматривать

вече и князя в Киеве в рамках единой соци-

ально-политической целостности, где вече -

верховный орган власти, а князь - олицетво-

рение высшей исполнительной власти, подот-

четной, подчиненной вечу. Князь, будучи гла-

вой общинной администрации, в то же время

сам представлял собой общинную власть, вы-

полняя разнообразные функции. Вот почему

князь являлся необходимым элементом социаль-

но-политической структуры. В XI-начале

XIIвв. шел процесс образования республики, а

не монархии. Республиканские порядки сложи-

лись в Киеве несколько раньше, чем даже в

Новгороде, республиканский строй которого

незаслуженно признан современной историогра-

фией феноменальным явлением в Древней Руси.

Разумеется, древний князь таил в потенции

монархические качества и свойства. Но для

того, чтобы они получили выход и возоблада-

ли, необходимы были иные социальные и поли-

тические условия. Эти условия возникали за

пределами древнерусского периода отечествен-

ной истории.

2. Община. Сохраняется прежняя суверенность и самостоятель-

ность городской общины, проявляющиеся в

призвании князей. Киевляне призывают Изясла-

ва Давыдовича: "Послаша Кыяне Демьяна Ка-

невского по Изяслава по Довыдовича." Понятно

почему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав

говорит: "Посадили мя Кыяне". Интересно, что

в качестве посланца городской общины высту-

пает епископ, видимо церковь становиться

подручной общины.Сохраняются традиции преж-

ней жизни. Но антикиевская борьба вызревших

и развившихся волостей Руси, борьба князей

за киевский стол Сделали свое дело: истощили

силы Киева. Стольный город становится добы-

чей соседних городов государств. Свиде-

тельством этого служит ограбление Киева по

инициативе Андрея Боголюбского. Воинство

враждебных городов-государств опустошило го-

род: "Церквам горящим, крестьяном убиваемом,

другым вяжемым, жены ведоми быша в плен,

разлучаеми нужею от мужа свои, младенци ры-

даху зряще матери своих и взяша именья

множьство и церкви обнажиша иконами и книга-

ми и ризами и колоколы, изнесоше все Смолыя-

не, и Суждльци и Черниговци." 552 0После упомя-

нутого погрома политические силы киевской

общины были надломлены, и она не смогла уже

полностью оправиться от нанесенного ей уда-

ра. По разграблении Киева его сын Мстислав

Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба.

Правда, киевская община не сразу сдает свои

позиции. Но, с возрастанием могущества при-

городов Киевской земли Киевская община, хотя

и ведет себя довольно-таки инертно, все же

больше становится уже лишь орудием в руках

других сил.

IV. Внутренняя 1. Занятие После Олега (879-912гг.) княжил

политика. славян. Игорь, которого называют Игорем Старым (912-

942гг.) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб

при своеобразных обстоятельствах. О них под-

робно, очевидно, на основании преданий, так

повествует русская летопись. Дружинники Иго-

ря пожаловались князю на то, что отроки Све-