Смекни!
smekni.com

История развития крепостных отношений в России эпохи феодализма (стр. 1 из 4)

Калужский филиал

всероссийский заочно финансово экономический институт

Кафедра

История экономики политики и культуры

Контрольная работа

по курсу «Отечественная история» на тему:

История развития крепостных отношений в России эпохи феодализма

Студентка: Кондрашова А.В.

Факультет: финансы и кредит

Форма обучения: вечер (договор)

I курс

Номер студенческого билета:

10ФФД11327

Преподаватель: Кузнецова Е. А.

Калуга 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Феодализм.....................................................................................

Крепостные отношения…………………………………………

Общественный строй Киевской Руси…………………………

Возникновение и развитие крепостных отношений

в XV-XVII вв…………………………………………………….

Судебники 1497-1550г………………………………………….

Отмена права выхода. Законодательное прикрепление

крестьян в конце XVII в…………………………………………

Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года…..

Указ Шуйского от 9 марта 1607 года…………………………..

Соборное уложение 1649г…..…………………………………..

Заключение……………………………………………………….

В данной работе рассмотрим историю развития крепостных отношений в России эпохи феодализма.

Феодализм

Феодализм - сословно-классовая структура общества, характерная для аграрного по своей природе и ведущего по преимуществу натуральное хозяйство коллектива. В одних случаях — в античном мире — приходит на смену рабовладельческому строю, в других (в частности, на Руси) — связан с рождением классового общества как такового.

Термин ″феодализм″ возник перед Французской революцией 1789—1794, обозначал ″старый порядок″ (абсолютная монархия, господство дворянства). В марксизме феодализм рассматривается как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму.1

В России формирование феодализма началось в эпоху Древнерусского государства, когда зарождалась поземельная собственность. Основными субъектами феодализма были великокняжеская, а затем и царская власть, Русская православная церковь, сословия: дворянство и крестьянство. Взаимоотношения Церкви и дворянства с крестьянством с конца XVI в. до 1861 регулировались крепостным правом. Крестьянская и другие реформы 1860-х гг. положили конец эпохе феодализма в России, но не устранили его пережитки, сохранявшиеся вплоть до 1917.

Крепостные отношения

Крепостное право - система правоотношений, вытекающих из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

Главные элементы Крепостного права:

1) Прикрепление крестьянина к обрабатываемому им участку земли без согласия помещика. Крепостной крестьянин не мог переменить своего местожительства.

2) Обложение крепостного в пользу помещика натуральными (барщинными работами) и денежными повинностями.

3) Право помещика подвергать крестьянина телесному наказанию и штрафам.

От рабства крепостничество отличалось правом крестьянина на приобретение собственности, некоторою свободой и за исполнением всех в пользу помещика повинностей, деятельности.

В эпоху крайнего расширения Крепостного права грань между крепостными и дворовыми людьми совершенно стиралась. Крепостные продавались, как и дворовые люди, не только с землей, но и без земли, целыми семьями и в одиночку, дочери крепостных брались во двор помещика и превращались в его наложниц.

______________________________

1. Кузьмин А.Г. ″История России с древнейших времен до 1618 года″. – М., издательство ″ВЛАДЛОС″, 2003 год, стр. 137.

Общественный строй Киевской Руси

Первое упоминание о зависимости населения (точнее полузависимости) на Руси было указано в ″Русской правде″.

″Русская правда″ - свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X-XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы "Законы Русского", Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Регулировала: право собственности, долговые отношения, членовредительство, право наследования, семейные отношения, судопроизводство, порядок уголовного следствия - дознания (свода) и заслушивания свидетелей (видоков). В целом "Русская правда″ отразила становление феодализма на Руси: усиление зависимости сельских жителей (смердов, холопов, закупов), углубление социальной дифференциации общества, развитие товарного хозяйства.1

Для феодального общества характерно деление населения на сословия.

Сословие - это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус "княжих мужей" отличался от земской верхушки - родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну - боярство. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, где занимали высшие должности.

К свободному населению относилось духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне - смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская Правда охраняла, личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против бояр.

В XII-XIII веках по всей Руси увеличивается боярское землевладение, и в связи с этим, уменьшается число независимых смердов. Растет количество смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными. Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей - закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно

_______________________________

1. Шахматов А.А. ″Разыскания о русских летописях″. – М., издательство ″Академический проспект″, 2001 год, стр. 329.

утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова. Такой смерд брал в долг ″купу″, в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту ″купу″, оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему ″купу″, и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливое наказание, возложенное кредитором на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда кредитор нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а кредитор платил за это высокий штраф. В случае воровства, осуществленного закупом или его побега от кредитора без уплаты долга, он превращался в холопа.

Зависимые (невольные) люди назывались холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (хлопец - холопец - холоп), а со временем всех невольных людей.

Основными источниками холопства были:

• плен на войне.

• брак с невольным;

• рождение от холопов;

• продажа при свидетелях;

• злостное банкротство;

• побег или воровство, осуществленные закупом.

Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным:

1) Если он выкупился на волю.

2) Если хозяин освободил его. Холоп фактически не имел никаких прав. За ущерб, нанесенный холопу, возмещение получал хозяин. Однако он нес и ответственность за преступление, совершенное холопом. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью хозяина. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призывала к смягчению в отношениях с холопами, советовала отпускать их на волю к "воспоминанию души". Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

Возникновение и развитие крепостных отношений

в XV – начале XVII в.в.

Судебники 1497 и 1550 годов

Традиционно, в отечественной историографии за своеобразную точку отсчета в развитии крепостного права в России принимают Судебник княжеский 1497 года и, появившийся спустя полвека, Судебник царский 1550 года. Для подобного вывода имеются, казалось бы, довольно серьезные основания. Отмечая роль судебников в изменении положения крестьянства, обычно упоминаются нововведения, установленные в данных законодательных актах.

Наиболее заметное из них – ограничение срока перехода крестьян.

Юрьев день - 26 ноября. За недели до Юрьева дня и неделю после него крестьянам древней Руси дозволено было переходить от одного землевладельца к другому. Что же касается сроков перехода, то вполне обоснованным представляется следующее утверждение: при крайней сжатости цикла сельскохозяйственных работ, их интенсивности, время перехода определялось практическими соображениями весьма жестко – конец осени – начало зимы. Уход в другое время грозил бы невосполнимыми упущениями в ведении хозяйства. Кроме того, именно в этот промежуток проводились основные выплаты по отношению к казне и к собственнику земли.

Переход запрещен в 1592-1597, что считается актом окончательного установления крепостного права.