Смекни!
smekni.com

Из истории буддизма в Бурятии (стр. 4 из 5)

живет, постоянно прыгая по деревьям, так и сознание рождается и умирает, странствуя от тела к телу.

Четвертое звено «Лодка» символизирует «имя и тело». Как лодочник перевозит на лодке от берега к берегу пассажиров и необходимые вещи, так «имя и тело» являются вместилищем сознания, идущего из прошлой жизни, а также служат сосудом вкушения всех созревших благих и дурных плодов.
Пятое звено «Пустой дом» символизирует «органы чувств». Как пустой дом является жилищем без хозяина, так органы чувств хотя и являются пятью совершенными способностями, но служат лишь основой для пяти видов сознания.

Шестое звено «Супруги в объятиях друг друга» символизирует «контакт». Как в первый момент объятий и поцелуя супруги только начинают касаться друг друга, так и во время контакта, до того, как испытать полноту ощущения удовольствия или страдания от холодного или горячего, мягкого или грубого, сначала возникает соприкосновение с ними.
Седьмое звено «Стрела, попавшая в глаз» символизирует «ощущение». Как стрела попадает в глаз и порождает ощущение страдания, так и силой контакта с холодным и горячим, мягким или грубым порождается удовольствие или неприязнь.
Восьмое звено «Человек, пьющий вино» символизирует «желание». Когда человек пьет вино, он наслаждается его вкусом и порождает сильную привязанность к нему. Как ум попадает в зависимость от вина, так и желание заставляет ум страдать от вожделенной ложной мысли «Получу ли желанное, не расстанусь ли с ним?».
Девятое звено «Обезьяна, собирающая фрукты» символизирует «склонность». Как обезьяна выбирает только те фрукты, которые ей нравятся, так и ум на основе сильного желания склоняется лишь к приятным для себя объектам.
Десятое звено «Роженица» символизирует «становление». Как роженица вот-вот дождется появления на свет младенца, так и движущие силы посредством кармического следа, заложенного желанием и склонностью, создают мощную силу для скорого обретения совокупностей новой личности (скандхи).
Одиннадцатое звено «Родившийся ребенок» символизирует «рождение». Как младенец появляется на свет, так и сознание переходит в бардо, покидая старые скандхи, и обретает затем новое рождение.
Двенадцатое звено «Человек, несущий труп» символизирует «старость и смерть». При взгляде на человеческий труп возникает памятование о смерти. Наши годы пройдут, силы угаснут, и организм состарится. Четыре первоэлемента соберутся, и сознание разорвет связь со скандхами. Наступит смерть.
Хозяин смерти Яма держит «колесо сансары» зубами, руками и ногами. Это показывает, что сила кармы и клеш-омрачений заставляет бесконечно перерождаться в круговерти сансары и не дает одолеть хозяина смерти. Если не отбросить главную причину сансары, то придется постоянно вращаться в ней и испытывать страдания от рождения, старости, болезней и смерти как в высших мирах, так и в нижайших адах «нескончаемого страдания».
Лунный диск над «колесом сансары» есть символ того, что можно уйти от бесконечных страданий и достичь нирваны, а также победить все грубые и тонкие омрачения четырех Map, и достигнуть состояния Будды.
Будда Бхагаван, указывающий рукой на лунный диск, дает понять, что если не достиг нирваны и не хватает бремени для личного освобождения из океана страданий, необходимо усердно помогать в достижении нирваны другим существам.
Если рассмотреть круговерть сансары с точки зрения «Четырех благородных истин», то существа шести родов вместе со сферами их пребывания символизируют «истину страдания».
Курица, змея и свинья в центральном круге символизируют клеши-омрачения как «истину об источнике страдания», а белая и черная дорожки - карму, как «истину об источнике страдания». Двенадцатизвенная цепь взаимозависимого происхождения, показывающая принцип вращения в сансаре, и изображение Будды Шакьямуни символизируют «истину пути». Полная луна есть символ «истины прекращения страдания», а Бхагаван с вытянутой рукой показывает метод достижения нирваны, которого нужно придерживаться, следуя «истине пути».

Таким образом, если мы не будем знать механизм погружения в сансаре и способ выхода из нее, а также зная, не используем его, то тогда будем испытывать бесконечные страдания.

Разумным людям для обретения счастья необходимо изучить учение о цепи взаимозависимого происхождения, способ выхода из сансары, учение о «Четырех благородных истинах» и усердно следовать истинному пути.
В заключение я хочу всем пожелать мирного сосуществования, прекращения болезней и голода, а также достижения счастья, радости и, конечно же, удачи!
Пусть святые держатели Учения Будды во главе с величайшим защитником существ мира на Земле Его Святейшеством Далай-ламой живут долго и преумножают свои благодеяния!
Пусть Учение Будды распространяется по всему миру путем его объяснения, слушания и применения!
И пусть все живые существа шести родов избавятся от своих страданий и достигнут наивысшего просветления!

6.Учение Ганжур в Бурятии

После ухода Будды Шакьямуни в Нирвану его ближайшие ученики собрали все Учение, оставленное Учителем, в единое целое. Вначале оно было записано на санскрите и пали, позже переведено на старомонгольский и тибетский, классифицировано и упорядочено.

В итоге Учение составило 108 томов, которым было дано название «Ганжур», что значит «Переведенный завет».

Ганжур делится на 7 частей.
1-ая часть - «Дульва бина». Здесь даны наставления Будды своим ученикам о монашеской дисциплине, правила поведения монахов.

Во 2-ой части, называемой «Шерчин», даны разъяснения о пустотности.

В 3 части «Палчен» рассказывается о Бодхисаттвах и их добродетелях, магической силе и достоинствах.

В 4 части, называемой «Гон зог», изложены разговоры Будды с учениками.

В 5 части («До дэ».) дано жизнеописание Будды, а также ответы на многочисленные вопросы и т.д.

6 часть «Джуд» содержит разъяснения тантр, знания по медицине и астрологии.
Ганжур стали переводить на монгольский язык в XIV веке. Во времена правления Лэгдэн хана, к 1624 году все тома Ганжура были переведены на монгольский язык под редакцией Гунга Одсера.
Чтобы дать представление об объеме книг, возьмем, к примеру, один том Ганжура на монгольском языке под названием «Море притч». Это произведение состоит из 52 глав, имеет 960 страниц. Длина одной страницы 70 см., а ширина 29 см. На тибетском языке размеры книг чуть меньше. До революции в дацанах Бурятии жили ламы, знавшие многие тома книг наизусть. Например, в Цугольском дацане проживал святой лама Ганжарвын гэгэн, который знал весь Ганжур наизусть, и днем и ночью молился за благополучие и счастье всех живых существ.

В Иволгинском дацане Хамбын Сумэ в течение трех дней 15, 16, 17 октября проводится Ганжур хурал, во время которого ламы читают все 108 томов Ганжура. В основной день хурала, 16 октября (с 9 до 18 часов) все верующие имеют возможность поклониться и получить благословление от Драгоценного Нетленного Тела XII-го Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова. Все люди, принявшие участие в этом хурале, накопят неисчислимые заслуги. Польза от почтительного слушания Ганжура такая же, как от непосредственной встречи и оказания всяческого почтения самому Будде Шакьямуни.

Благословенный изрек:
«В последние пятьсот лет
Я буду пребывать в виде буквы.
Благоговея, думая, что это я -
Порождай в то время почтение!»

По окончании хурала верующие имеют возможность получить благословение (адис) от каждого тома Драгоценного Слова Учителя.

Донатором этого хурала в течение последних лет выступает Дост.Ганжур лама.

Ритуал «Дугжуба» (Костер)

Дугжуба - обряд подавления 64 злых сил, причиняющих несчастья, болезни и преждевременную смерть. Во время службы через медитативную практику священнослужители символически собирают всю злую нечисть и препятствующие факторы верующих для последующего его сжигания в очистительном огне.

Вечером, после того, как ламы совершили сожжение Сора в огне, в соседний костер верующие выбрасывали куски теста или ваты, которыми предварительно обтирали свое тело, как бы вбирая в них все болезни и невзгоды.

На следующий день, в 6 часов вечера начинается служба Освящения однодневного балина, посвящённого богине Лхамо и продолжится до утра Нового года. Считается - как человек проведёт эту предновогоднюю ночь, таким и будет наступающий год для него. По легенде в эту ночь богиня Палден Лхамо, Охин Тэнгэри, спускается на Землю и обходит всех, посылая благословение всем верующим.
Утром в 6 часов завершается молебен и Хамбо лама провозглашает о наступлении Нового года, он зачитает новогоднее послание к священнослужителям и верующим, написанное вертикальной вязью на старомонгольском языке, после чего ламы завершат свой первый новогодний приветственный церемониал с Хамбо Ламой подношением новогоднего хадака.