Смекни!
smekni.com

Регулирование брачно-семейных отношений на Руси в условиях язычества (стр. 7 из 8)

Было бы неверно полагать, что правовая культура Византии оказывала влияние на Русь, а последняя пассивно его воспринимала. История развития права Древней Руси показывает, что именно она выступила здесь как активная сила, которая усвоила новое, произвела отбор нужного и одновременно видоизменила его.

Что же касается регулирования брачно-семейных отношений в условиях язычества можно отметить, что существовали в это время различные способы заключения брака (похищение невесты женихом – действительное и мнимое, покупка невесты). При заключении брака при покупке передавалась не невеста как вещь, а символы власти над ней (плеть). Самой распространенной формой заключения брака являлось приведение невесты в дом к жениху.

Расторжения же брака древнерусское право периода язычества не знало. В эту эпоху господствовало представление о том, что брак с одной женой заключается «на веки» и простирается за пределы гроба.

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака, а отношения между родителями и детьми в славянских семьях языческого периода строились на признании власти родителей над детьми.

После же принятия крещения Руси в 988 году правовое регулирование брачно-семейных отношений претерпело кардинальные изменения[15].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Институт семьи выполняет весьма значительные функции в жизни общества. В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина выполняла важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее семейно-брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.

Во все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они были практически невозможными. Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины, побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования – жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Из всего сказанного в данной работе, можно сделать следующие выводы. Семья – главный институт человеческого общества. У семьи существует определенная структура, под которой понимается совокупность отношений между участниками, в том числе и отношений власти. Так же, она выполняет определенные функции: регулирование сексуальных отношений, воспроизводство населения, социализация, забота и защита, социальное самоопределение, определение брачных отношений. Существуют различные формы брака (групповой брак, полигиния, полиандрия, моногамия, гостевой брак, брак по любви, брак по шаблону, брак по расчету, неравный брак, покупной брак) и мотивы вступления в брак (по любви, по расчету, по шаблону, брак с похищением). В семейно-брачных отношениях женщине принадлежит ключевая роль, но все соткано из противоречий. Одним словом, женская проблематика в социологии является традиционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах. Создается впечатление незначительности или полного их отсутствия. Беспроблемность мужского социального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.

Помимо значения семьи, так же рассматривается возникновение и развитие брачного права Древней Руси. Рассказывается о появлении язычества, о том, что существовали разные языческие брачные обычаи (например «игрищах умыкаху жены себе, с него же кто свещается», продажа невесты жениху, проводы невесты вечером к жениху и другие). У всех славянских племен существовало явление, как многоженство. Летописец говорит, что они брали по две и по три жены; обычай многоженства сохранялся долго и после введения христианства.

Славяне верили в существование духов природы, богов, которые правят всем человечеством. В 980 году князь Владимир создал языческий пантеон. Были изготовлены из дерева идолы шести богов: Перуна, Стрибога, Дажьбога, Сварога, Хорса и Макоши, седьмой идол – Селес – стоял внизу. Переход славян от полигамии к моногамии произошел поздно – в 10в., и был форсирован принятием христианства.

Что же касается регулирования брачно-семейных отношений в условиях язычества можно отметить, что существовали в это время различные способы заключения брака (похищение невесты женихом – действительное и мнимое, покупка невесты). При заключении брака при покупке передавалась не невеста как вещь, а символы власти над ней (плеть). Самой распространенной формой заключения брака являлось приведение невесты в дом к жениху.

Расторжения же брака древнерусское право периода язычества не знало. В эту эпоху господствовало представление о том, что брак с одной женой заключается «на веки» и простирается за пределы гроба.

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака, а отношения между родителями и детьми в славянских семьях языческого периода строились на признании власти родителей над детьми.

После же принятия крещения Руси в 988 году правовое регулирование брачно-семейных отношений претерпело кардинальные изменения.

В данной работе, помимо регулирования брачно-семейных отношений в условиях язычества, говориться о рецепции византийского законодательства в Киевской Руси. Древние законодатели, рассматривая и разрешая спорные вопросы непосредственно из жизненных казусов, брали случаи, требовавшие разрешения, ставили законодательные вопросы на основе византийских норм, ответы на которые искали в древнерусском праве. Таким образом, древнерусские обычаи постоянно удерживали свою силу, в том числе и в тех отношениях, которые никак не регулировались, и византийский элемент не получал явный перевес. На основе такой переработки содержания византийских источников в условиях древнерусской действительности происходило стимулирование собственного законотворческого процесса, закономерное развитие самобытных юридических норм и институтов Древней Руси.

Было бы неверно полагать, что правовая культура Византии оказывала влияние на Русь, а последняя пассивно его воспринимала. История развития права Древней Руси показывает, что именно она выступила здесь как активная сила, которая усвоила новое, произвела отбор нужного и одновременно видоизменила его.

В заключение хочется отметить, что пока существует семья (ячейка общества), будет актуальна тема «регулирование брачно-семейных отношений» в любой стране, в любую эпоху.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Научная литература

  1. Антокольская М.Р. Семейное право / М.Р. Антокольская. – М.: Норма, 1996.
  2. Бранденбургский Я.Н. Брак и его правовые последствия / Я.Н. Бранденбургский. – М.,1986.
  3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Кладимирский-Буданов. – Ростов н/Дону, 1995.
  4. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиции / Д.А. Гаврилов, А.Е. Наговицын – М.: Рефл-Бук, 2002.
  5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: ТОО ТК «Перополис», 1998.
  6. Земская М. Семья и личность / М. Земская. – М.: Прогресс, 1986.
  7. Ключевский В.О. Сочинения. Т.1 / В.О. Ключевский. – М., 1956.
  8. Кожевников Ф.И. Русское государство и международное право / Ф.И. Кожевников. – М., 1947.
  9. Козаченко А.И. К истории великорусского свадебного обряда / А.И. Козаченко // Советская этнография. – 1957. - №1. – С. 69-70.
  10. Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука о сотворении мира. М., 2001.
  11. Матвеев Г.К. Советское семейное право / Г.К. Матвеев. – М., Просвещение, 1987.
  12. Муратова С.А. Семейное право / С.А. Муратова. – М.: Эксмо, 2004.
  13. Нечаева А.М. Брак, семья, закон / А.М. Нечаева. – М., 1984.
  14. Нечаева А.М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны / А.М. Нечаева // Государство и право. – 1996 г. - №12 – С.99.
  15. Нижник Н.С. Регулирование брачно-семейных отношений на Руси в условиях язычества / Н.С. Нижник // История государства и права. – 2003. - №2. – С.31.
  16. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси / В.Т. Пашуто. – М., 1968.
  17. Повесть временных лет / под ред. В.П. Андриановой-Перетц. Ч.1. – М., 1950.
  18. Психология семьи / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2002.
  19. Рясенцев В.Л. Советское семейное право / В.Л. Рясенцев., М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1986.
  20. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси / А.Н. Сахаров. – М., 1980.
  21. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских / Н.Ф. Сумцов. – М., 1979.
  22. Хачатуров Р.Л. Мирные договоры Руси с Византией / Р.Л. Хачатуров. – М., 1988.

23. Чалая Л.А., Бочкова Т.А. Эволюция семейно-брачного права и особенности его развития в России: Сравнительно-правовой экскурс / Л.А. Чалая, Т.А. Бочкова // История государства и права. – 2001. - №1. – С.28-30.