Смекни!
smekni.com

Культурная политика и развитие культуры в 1964-1985 годах (стр. 2 из 3)

Советская наука неуклонно теряла позиции даже в тех областях, где ранее лидировала. За весь послевоенный период наши ученые получили всего шесть Нобелевских премий в естественных науках, в 14 раз меньше ,чем американцы.

В научной среде,как и во всем обществе,наблюдалась деградация.Целью становились ученые звания,награды ,поездки за границу.Среди партийно-государственных работников стало модно получать ученые степени и звания.Огромный научный потенциал советских научных работников остался невостребованным.

В 70-е годы капилатовложения в науку были увеличены,что позволило преодолеть отставания в некоторых ее областях.

Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В.А.Котельников ),термодинамики (В.А.Кириллин),прикладной механики и автоматики (А.Ю. Ишлинский ).В 1978 г.за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П.Л.Капица.

Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного соединения науки с производством. Основной формой их слияния стали научно-производственные объединения. «Перестройка» привела к слому большинства сложившихся научно-производственных структур.

В условиях перехода к рыночным отношениях многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.

Литература и искусство.

Усиление идеологического нажима ,ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие -в соответствии с установками сверху-коммунистическому воспитанию трудящихся .Произведения. противоречащие этим принципам ,невзирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию .Не имея возможности печататься в СССР ,некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как «предательство» авторов книг. Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателей А.Д.Синявского и Ю.М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами ).Они были арестованы, преданы суду ,а затем высланы за границу. Процесс над Ю.М.Даниэлем и А.Д.Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе.

О завершении «оттепели» в духовной жизни общества свидетельствовало организованное властями обсуждение книг историка А. М. Некрича « 22 июня 1941 г.».В ней автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны. Книга подвергнута незаслуженной резкой критике ,а ее автор исключен из рядов КПСС (1967г.).

В 70-у годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Партийное руководств страны расценило как «провокационный акт»присуждение Нобелевской премии в области литературы за 1970 г.писателю А.И.Солженицыну.»Идейными перерожденцами»назывались в официальной прессе виолончелист М.А. Растропович и певица Г.П. Вишневская, лишенные в 1978 г.советского гражданства.

В литературе и искусстве второй половины 60-х –конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая -официально признанная .Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того ,существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства ,высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались «однодневками» .И наоборот ,многие работы второго ,не признанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

Ресталинизация, отсутствие серьезных преобразований в общественно-политической системе, доступность магнитофонов, пишущих машинок и других технических средств распространения привели к расширению неофициальной культуры. С середины 70-х годов на Западе приобретают систематический характер выставки художников, издание книг писателей- нонкоформистов из СССР, имена многих становятся известны. Это обеспечивало поддержку художнику или писателю ,чье имя по возможности замалчивалось на родине. Нонкоформистское искусство уже ощущает постоянную связь с событиями, происходящими на Западе.

Нравственным ориентиром в литературе до 1970 г.продолжал оставаться возглавляемый А.Твардовским журнал «Новый мир».На его страницах публиковались рассказы А.Солженицина, повести В.Быкова, произведения зарубежных авторов. Литературным событиям 1966 г.стала публикация журналом «Москва» романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».Появились новые реалистические произведения о войне Ю.Бондарева, К.Симонова, А.Ананьева. Много молодых авторов печаталось на страницах журнала «Юность».

В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М. И. Рома). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М. К. Аникушина).

На рубеже 60-70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В. П. Астафьева, Б. П. Можаева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина, центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», А. М. Василевского «Дело всей жизни» и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время.

В январе 1970 г.А.Т.Твардовский и ряд его единомышленников были сняты со своих должностей.

Из редакционной статьи в газете «Правда».27 января 1967г.

К сожалению ,из нашей многообразной действительности внимание «Нового мира» привлекают не те факты и явления,по4казывающие,что из всех испытаний наши партия и народ выходили еще более закаленными и сильными, с непоколебимыми революционным оптимизмом, а в большинстве случаев лишь явления одного ряда ,связанные с теневыми сторонами, с разного рода ненормальностями ,с болезнями бурного роста.

…»Новый мир» и не может преподнести своим читателям ничего иного ,кроме горестных, а порою и устрашающих назиданий…Редакция «Нового мира» проходит мимо героики и романтики…

Это послужило сигналом для консерваторов. В большом количестве начинает издаваться так называемая заказная литература, прославляющая идеи коммунизма, существующий строй и власть.

Государство не скупилось на организацию дорогостоящих мероприятий по случаю юбилейных историко-революционных дат. Беспрецедентный размах получила подготовка к празднованию 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.

Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников - И. С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта «зеленая улица» для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Целина» и «Возрождение». Книги – воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССЗ сочло возможным принять Л. И. Брежнева в ряды писательского Союза.

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило ,в «Самиздате».Этим путем впервые пришли к читателям книги А. И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»,А.П.Платонова «Чевенгур»,Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» .

Субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80 –х годов оно велось по «остаточному принципу .Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. В постановлениях ЦК КПСС («Олитературно-художественной критике».»О работе с творческой молодежью» и др) определялись задачи литературы ,искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии. Опека со стороны партийно-государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.

Хроника событий культурной жизни:

Книги:В.Астафьев-«Последний покло»,Н.Рубцов-«Зеленые цветы»;печатаются на западе (ТАМИЗДАТ) –А.Солженицын-«Август 1914»,В.Максимов –«Семь дней творения»,В.Шаламов «Колымские рассказы». (САМИЗДАТ) –машинописный «русский патриотический журнал «Вече»» под редакцией В.Н.Осипова.