Смекни!
smekni.com

Государственные реформы Петра I 2 (стр. 3 из 8)

Традиционно считается, что Сенат состоял из присутствия и канцелярии. Однако поздняя редакция указа об учреждении Сената говорит о создании при нем и Разрядного стола, в ведение которого от Разряд­ного приказа переходило заведование вопросами службы, в том числе ком­плектование вооруженных сил, а также управление южными городами.

Канцелярия Сената начала создаваться с назначением первым же ука­зом о Сенате обер-секретаря. Обраща­ет на себя внимание, что и само под­разделение, и его руководитель полу­чили иностранное наименование. Не следует преувеличивать роль обер-сек­ретаря, который при всей своей опре­деленной самостоятельности был в ос­новном исполнителем сенатских ре­шений. В указе от 22 февраля 1711 г. он, в отличие от сенаторов, даже не ти­туловался господином. указом от 27 марта 1711 г. канце­лярия была разделена на четыре стола: секретный, приказной, губерн­ский и разрядный. Разрядный стол был учрежден первым указом о Сена­те. Столы делились на повытья. В 1711 году подьячих в сенатской канцелярии насчитывалось 87. Число их возрастало, прикомандировывались подьячие из других учреждений. В 1719 году канцелярские служители переименовываются из дьяков и подьячих в секретарей, канцелярис­тов, подканцеляристов; появились и новые должности: нотариус, актуари­ус, регистратор и другие, предусмот­ренные Генеральным регламентом с 1722 года при Сенате состоял экзеку­тор, в обязанности которого входило исполнение сенатских указов. Была введена вторая должность обер-сек­ретаря. Обер-секретари по Табели о рангах состояли в шестом классе, се­натский экзекутор — в седьмом, сек­ретари — в восьмом, переводчик и протоколист — в девятом, регистра­тор и актуариус — в тринадцатом классе, т.е., как правило, на один-два ранга выше соответствующих долж­ностей в коллегиях и других цент­ральных учреждениях. Обер-секретарей и секретарей (дьяков) назначали царскими, а прочих должностных лиц канцелярии сенатскими указами. Окончательно штат сенатской канце­лярии сложился только в феврале 1725 года. Для охраны и исполни­тельских функций при Сенате была определена драгунская рота, числен­ность которой в 1711 году составляла 164 человека.

Первая заметка о коллегиях ("О коллегиях к соображению"), обнару­женная в документах петровского времени, датирована мартом 1715 года. В ней названы Юстиц-колле­гия, Канцелярия иностранных дел коллегия, Адмиралтейская, Крихс, Камер, Коммерц коллегии[2]. К этому же времени, видимо, можно отнести и докладную записку Петру I о по­лезности учреждения государствен­ных коллегий в России[3]. В ней со­держатся предложения о возможном разделении предметов ведения между различными коллегиями. Заранее подбирались и кадры для будущих коллегий. При этом предполагалось использование в какой-то мере и иноземцев (ученых и опытных юрис­тов). Сохранился "Мемориал" гене­рала Вейде об условиях приглашения ученых и опытных юристов из других государств для отправления дел в бу­дущих государственных коллегиях России, датируемый августом 1715 года[4]. Указом Петра I от 28 июня 1717 г. Сенату предписывалось ока­зывать содействие генералу Брюсу в приискании кандидатов на должнос­ти для будущих коллегий.

В 1717 — 1720 годах Петр I провел радикальную реформу органов цент­рального отраслевого управления, на­правленную на создание централизо­ванного бюрократического по своей организации государственного аппа­рата, сосредоточивающего в своих руках выполнение однородных функ­ций в определенных областях жизни общества и государства. В ходе ре­формы и были образованы коллегии как центральные органы управления с общегосударственной компетен­цией, подчиненные монарху и Сена­ту. Коллегиям (в соответствии с их компетенцией) подчинялся местный аппарат управления.

Система коллегий сложилась не сразу. В декабре 1717 года было со­здано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур-коллегия с назначением в них президентов и вице-президентов. В следующем 1718 году был опубликован Именной указ, определивший (в самой общей форме) функции этих коллегий.

Многие коллегии возникли на ос­нове существовавших ранее приказов (например, на основе Посольского приказа — Коллегия иностранных дел; на основе Адмиралтейского при­каза — Адмиралтейская коллегия) или других центральных ведомств (например, Ревизион-коллегия вмес­то Ближней канцелярии). Но при этом существенно изменились ком­петенция и порядок организации и деятельности.

Часть же коллегий не имела прямых предшественников, так как государственное управление не выполняло (или не выполняло в той степени, в какой это характерно для первой четверти XVIII века) не­которые функции, например руководство торговлей и промышленнос­тью. Для их выполнения были созда­ны Коммерц-коллегия, Берг и Ману­фактур-коллегия.

Коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В состав присутствия входили президент — по назначению государя и вице-президент — по назначению Сената, но с утверждения государя, четыре советника и четыре асессора по назначению Сената (после проведения процедуры балло­тирования). Во главе канцелярии стоял секретарь, подготавливавший доклады для присутствия и осущест­влявший надзор за деятельностью канцелярских чиновников. В приня­той в 1722 году Табели о рангах сек­ретарь коллегии помещен в 10-й чин, что предполагало получение личного дворянства. Однако поскольку секре­тарь выполнял важные и ответствен­ные функции, Петр считал желатель­ным назначать секретарей из числа дворян.

В результате реформы сложилась стройная система центрального от­раслевого управления, бюрократическая по своей сущности, но в то же время достаточно своеобразная, с коллегиальным принятием решений, с выборностью членов коллегии и даже с правом не соглашаться с се­натскими указами, если последние противоречат указам царя или про­тивны государственной пользе, "вы­сокому интересу" (гл. 2). Петр I по­лагал, что подобная система будет способствовать большей авторитет­ности правления и поможет вести борьбу со взяточничеством.

Принцип коллегиальности часто нарушался уже при Петре, а позднее вообще превратился в формальность. При коллегиях создавались много­численные вспомогательные органы — конторы, сугубо бюрократические организации, действовавшие на осно­ве даваемых им от коллегии инструк­ций.

По своей компетенции коллегии были не только административными, но и судебными учреждениями. Ис­ключение в определенной мере со­ставляла Коллегия иностранных дел. В наибольшей мере судебные функции выполняла Юстиц-колле­гия, но и она являлась и органом ад­министрации, управлявшим всеми учреждениями, имевшими судебные функции, и судебным органом, дей­ствовавшим на территории всего го­сударства.

Юстиц-коллегия сосредоточивала в своих руках также фискальные (нало­говые) дела. После введения проку­ратуры назначенные в коллегии прокуроры получили право контролиро­вать финансовую отчетность и ведо­мости коллегии. Прокуроры имели право участвовать в заседаниях кол­легий, осуществляли надзор за пра­вильностью их действий. При каждой коллегии учреждалась должность фискала, "который должен смотреть, чтоб все порядочно, по данным рег­ламентом и указом управляемо было, правдою и доброю ревностию"

Создание коллегии было направле­но на организацию более совершен­ного государственного управления, что не могло не способствовать реа­лизации других реформ первой чет­верти XVIII века. Одновременно ре­форма центрального отраслевого уп­равления способствовала централизации, созданию жесткой системы под­чиненности местных учреждений центральным, бюрократизации, уси­лению влияния чиновничества.

Для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат (от лат. fiscus - государственная казна) как особую отрасль сенатского управления. Глава фискалов – обер-фискал, который состоял при Сенате. Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством.

Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества». Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы.

Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без постоянного контроля высший государственный орган -- Правительствующий Сенат. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура. Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...». А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах.