Смекни!
smekni.com

Социально-экономические и политические предпосылки и причины собирания русских земель 2 (стр. 2 из 6)

Так как мы не встретили в научной литературе строгого определения этого периода (поскольку он не являлся предметом специальных исследований), то мы предлагаем использовать термин «Великая Тишина» со следующим значением: период в истории Северо-Восточной Руси, который характеризуется временным внешнеполитическим спокойствием, возрождением культуры, стабилизацией социально-экономических отношений и значительным ростом тенденций к объединению разрозненных княжеств.

Здесь же следует определить, для избежания двусмысленности, границы Северо-Восточной Руси. Вслед за Кучкиным, мы под термином Северо-Восточная Русь будем понимать «ту конкретную, сравнительно компактную территория с центром в Волго-Окском Междуречье, которой владели в определенные хронологические периоды Юрий Долгорукий или его потомство» В своей монографии он рассматривает следующие княжества, которые в XIX веке входили в состав Северо-Восточной Руси: Великое княжество Владимирское, княжество Тверское, княжества Суздальское и Нижегородское, Юрьевское, Дмитровское, Галицкое, Стародубское, Ростовское, Угличское, Ярославское, Моложское, Белозерское и Московское.

Процессы, происходившие в других княжествах раздробленной Руси (например, в Новгородском или Рязанском) будут рассматриваться лишь в случае очевидного влияния или контакта с княжествами Северо-Восточной Руси, а также для проведения определенных аналогий.

«Всеи земли тишина» для русских книжников была не чем-то абстрактным, а конкретным, «осязаемым» фактом. Летописцы очень четко находили словесные образы для выражения чувств. Так, если обратиться к событиями XIII века – произволу баскаков на Руси, то под 1284 годом мы найдем следующее выражение: «и хлебъ во уста не идяшет от страха». Да и в самом словосочетании «Великая Тишина» все еще звучит страх перед татарином. Это было следствием еще не полного освобождения от идеологии, по которой иноземное иго воспринималось как наказание Божие за грехи, которое надо терпеливо сносить. Может быть, именно благодаря покорности московских князей ханам и наступила Великая Тишина. И все же – это новая страница в истории России, поэтому мы и рассматриваем ее как отдельный период.

Попытаемся выделить основные факторы, обусловившие наступление Великой Тишины.

1) Личностный фактор.

Поскольку государственную политику определяет узкий круг людей, стоящих у власти, то от таких лиц как Иван I, Симеон Гордый и хан Узбек бесспорно зависело то, как будут развиваться события.

Иван I. За время своего великого княжения четыре раза ездил в Орду для заверения в своих верноподданических чувствах и принесения богатых подарков (речь об этом пойдет ниже). Примеру своего отца следовали и Симеон Гордый с Иваном Красным, спешившие явиться в Орду в моменты обострения обстановки (свержение ханов, потери доверия Великому князю и т.п.). Здесь же следует отметить, что простых поездок было бы не достаточно, была необходима также глубоко продуманная стратегия по отношению к ханам. Так, когда в Твери Александр Михайлович убил посла Шевкала (двоюродного брата Узбека), то Иван I тут же поспешил в Орду для отклонения ханского гнева от Московской земли и, по мнению некоторых исследователей, даже сам проводил татарскую рать к Твери. Впрочем, следует отметить, что Иван Калита ошибок, подобных Тверским не совершал. На политике Владимирских князей мы остановимся подробнее в первой главе.

2) Экономический фактор.

Его можно рассматривать как минимум в двух аспектах, а именно: Орде было выгодно получать постоянные фиксированные выплаты и частые богатые дары, не утруждая себя набегами на подчиненную территорию. Действительно, какой смысл отбирать деньги силой, когда их предлагают отдать даром. С другой стороны, у Владимирских князей, в частности, у московских, появилась возможность удовлетворять корыстолюбивым запросам хана и его вельмож. Источники, из которых князья черпали средства были разными. Назовем сбор дани с богатого Новгорода, так называемый «черный бор» и поступление денежных средств от простых жителей. Тут прослеживается интересная закономерность: умелая политика московских князей отвела от Руси опасность татарских набегов, население вздохнуло спокойно, получив возможность восстановить свои хозяйства и как следствие – увеличились поступления в великокняжескую казну. Увеличение доходов князя и было одной из главнейших причин 40-летней Великой Тишины.

В) Цели и задачи

Цели данной работы следующие:

  1. Определить роль Великой Тишины в политическом развитии Северо-Восточной Руси.
  2. Изучить динамику в социально-экономической жизни.
  3. Указать изменения в культурной сфере.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач.

Во-первых, охарактеризовать значение поездок в Орду русских политических и церковных деятелей; взаимоотношения внутри треугольника сил: Русь – Орда – Литва; отношения между князьями, сбор дани Великими князьями. Во-вторых, оценить социально-экономическое значение природных катаклизмов, эпидемий и т.д.; проследить действия Великих князей в социально-экономической сфере. В-третьих, проанализировать события культурной жизни, затронутые используемыми в работе источниками: храмоздательство, литье колоколов, роспись храмов.

Г) Обзор источников

Данное исследование опирается на два источника: Новгородскую Первую младшего извода и Симеоновскую летописи.

Новгородская первая летопись младшего извода представлена тремя списками: Комиссионным, Академическим и Толстовским, из которых лучшим является Комиссионный, датируемый по палеографическим данным серединой ХV века. Как пишет Д. С. Лихачев, «Комиссионный список писан двумя почерками. Основной протограф его доходит до 1432 года и представляет собою свод, составленный на основании Синодального списка и Софийской летописи Владычнего двора… Свод 1433 года был переработан по Новгородско-Софийскому своду («своду 1448 г.»), причем текст до 1439 года взят из дополнений к этому своду».

Комиссионный список находится в рукописи археографической комиссии и хранится в Санкт-Петербургском филиале Института Российской Истории РАН под № 240.

Симеоновская летопись введена в научный оборот А. А. Шахматовым в 1900-м году и представлена одним списком. Она была найдена им среди дефектных рукописей Библиотеки Академии Наук. Летопись включена в исторический сборник, который в основной своей части относится к 1-ой половине XVI века. В интересующей нас части этой летописи, за исключением 1361 – 1364 годов представлена сгоревшая в 1812 году Троицкая летопись. Это придает Симеоновской летописи особую ценность, так как утраченная Троицкая представляла собой древнейшую московскую летопись (1409 г.).

В силу отмеченного выше обстоятельства в данной работе основным источником является Симеоновская летопись. Она, в отличие от Новгородской, отражает в основном события, произошедшие на территории Северо-Восточной Руси.

Д) Обзор литературы

Роль Великой Тишины в истории России исследована недостаточно. Трудно назвать хотя бы одно исследование, посвященное данному вопросу, поэтому приходится обращаться к систематическим изложениям русской истории. Предлагаемый обзор литературы, сгруппирован по хронологическому принципу.

Одним из основоположников дореволюционной исторической науки в России был Н. М. Карамзин. В своем труде «История государства Российского» Карамзин не рассматривает Великую Тишину как отдельный исторический период по той причине, что ведет свое повествование «по княжениям». Несмотря на это большое историческое значение данного периода не ускользнуло от его внимания. «Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна на престол великого княжения мир и тишина воцарились в Северной России; что моголы перестали наконец опустошать ее страны и кровью бедных жителей орошать пепелища; что христиане на 40 лет опочили от истомы и насилий долговременных – то есть Узбек и преемники его, довольствуясь обыкновенной данью, уже не посылали воевод своих грабить великое княжение, занятые делами Востока и внутренними беспокойствами Орды или устрашаемые примером Твери, где Шевкал был жертвой ожесточенного народа. Отечество наше сетовало в уничижении, головы князей все еще падали в Орде по единому мановению ханов, но земледельцы могли спокойно трудиться на полях, купцы ездить из города в город с товарами, бояре наслаждаться избытком; кони татарские уже не топтали младенцев, девы хранили невинность, старцы не умирали на снегу».

Карамзин выделяет 3 основных аспекта Великой Тишины:

  • политический – временное прекращение вторжений татаро-монголов в Северо-Восточную Русь;
  • социальный – восстановление численности населения;
  • экономический – рост благосостояния общества и активизация торговых отношений.

Карамзин отмечет важность поездок великих князей в Орду, где богатыми дарами они, доказывая свою лояльность, утверждали спокойствие великого княжения. Также он указывает, что в самой Орде в данный период произошли глубокие изменения, которые затронули весь строй ее жизни: «Моголы, некогда ужасные своей дикостью в снежных степях Татарии, изменились характером на берегах Черного моря, Дона и Волги, узнав приятности роскоши, доставляемые им торговлей образованной Европы и Азии, уже менее любили опасности битв и тем более удовольствие неги, соединенной с грубой пышностью, обольщались золотом, как главным средством наслаждения. Любимцы прежних ханов искали завоеваний, любимцы Узбековы требовали взяток и продавали его милости, а князья Московские, умножив свои доходы приобретением новых областей и новыми торговыми сборами, находили ревностных друзей в Орде, могли удовлетворять алчному корыстолюбию ее вельмож и, называясь смиренным именем слуг ханских, сделались могущественными государями».

Карамзин определил основные особенности периода Великой Тишины, и его идеи в дальнейшем были развиты другими исследователями.