Смекни!
smekni.com

Социально-экономические и политические предпосылки и причины собирания русских земель 2 (стр. 5 из 6)

Подведем краткий итог данническим отношениям Новгорода к Великому князю: на протяжении периода Великой Тишины великий князь пытается собирать дань большую, чем установлено, а новгородцы этому всеми силами противятся. Решение этого спора будет достигнуто не в XIV веке, а через столетие, при Иване III.

Глава 2. Социально-экономические отношения

Задача данной главы заключается в том, чтобы проследить динамику (или констатировать ее отсутствие) в экономических отношениях, оценить социальные процессы, охарактеризовать княжескую позицию в данной сфере.

§2.1. Социальные катаклизмы

Период средневековья богат как демографическими взрывами, так и большими социальными потрясениями. Не была исключением и Северо-Восточная Русь. Из Симеоновской летописи известно, что за период Великой Тишины произошло 6 крупных пожаров в Москве, а также несколько вспышек эпидемий на локальных участках. Также упоминаются голодные годы, паводок и т.п.

Большей частью пожары были в первой половине интересующего нас периода: в 1331 году – пожар в Московском Кремле , в 1335 году – пожар в Москве, Вологде и Витебске , в 1337 году огонь поглотил 18 церквей в Москве (3 июня) , в 1343 году – в Москве сгорело 28 церквей, причем летописец добавляет: "« пятонадесятое лето бысть се уже четвертый пожар великий на Москве"».

Как видим, если в политической сфере можно говорить в какой-то степени о Великой Тишине, то в сфере социальной этого делать не стоит. Летопись упоминает еще о двух пожарах в Москве – в 1355 году, когда сгорело 13 церквей и в 1365 году, который получил название «Всесвятского», так как начался с церкви Всех Святых. По поводу этого пожара летописец пишет, что сгорела вся Москва и подобного бедствия не было никогда.

Интересно, что летописец оценивает величину пожара по количеству сгоревших церквей. Скорее всего это связано с тем, что храмы в старой Москве находились на каждой улице, приходы были приблизительно равны между собой и читателю не составляло труда представить себе размеры бедствия.

Эпидемии – одна из самых серьезных социальных проблем средневековой Руси. В обстановке антисанитарии гибло огромное количество людей. Во время Великой Тишины Северо-Восточную Русь эпидемии посещали дважды: в 1352-1354 годах и в 1364-1366 годах.

В 1352 году так называемая Черная Смерть пришла в Псков и Новгород , а оттуда распространилась по остальной территории Руси. Летописи ничего не сообщают об эпидемии в 1352 году в Москве, однако вряд ли можно признать случайной смерть почти в одно время великого князя Симеона, митрополита Феогноста, двух сыновей Симеона – Ивана и Семена, князя Андрея Ивановича.

Вторая эпидемия, охватившая большую часть Северо-Восточной Руси описывается в Симеоновской летописи. Сначала мор распространился в Нижнем Новгороде и Переяславле, а через короткий промежуток времени – в Коломне и в Москве.

В такие кризисные моменты как эпидемии и пожары, проявлялось истинное лицо русского народа. Все позитивные и негативные стороны получали свое наибольшее выражение (Н. I Л. М., л. 210 л. 208). Одни люди пребывали молитве, постригались в монашество, продавали имущество и раздавали его бедным, другие (их было меньшинство) спешили поживиться за счёт других и грабили вынесенное во время пожара.

Народные бедствия не ограничивались эпидемиями и пожарами. В 1332 году «бысть меженина велика въ земли Русской, дороговъ и гладъ хлебный и скудота всякого жита» (С. Л., л. 163).

Выше было показано, что в Северо-Восточной Руси в социальной сфере было не так все тихо, как можно было бы думать. Как верно было замечено большинством исследователей, лишь в одном жизнь на Руси стала спокойной – в течение сорока лет ни одна иноземная рать не совершила нападения на ее территорию. Это, естественно, было большим стимулом к развитию.

§2.2. Действия власти в социально-экономической сфере

В списке русских князей, находящимся в рукописи Археографической комиссии перед комиссионным списком Новгородской первой летописи про Ивана Калиту сказано следующее: «иже исправи Русьскую землю от татей и от разбойникъ».

Чем, если не этим, объяснять неожиданно возросшие возможности великокняжеской казны? В этом мы вполне согласны с исследователем Борисовым .

Помимо рассмотренного в 3 главе храмоздательства московские князья за период Великой Тишины два раза возводили кремлевские стены (к 1339 году – дубовые, к 1367 – белокаменные).

Княжеская экономическая политика вполне четко проявилась в 1366 году, когда 150 человек из Великого Новгорода по Волге спустились к Нижнему Новгороду, где избили восточных торговцев – татар, мусульман, армян. Вслед за ними по тому же маршруту отправилась следующая группа и благополучно возвратилась обратно. Реакция великого князя последовала незамедлительно: «И князь великий Дмитреи Ивановичь про то разгневался на новгородци и разверже миръ с новымъ городомъ съ Великимъ, а ркучи тако: «за что естя ходили на Волгу воевати, и госте моихъ ограбили много?». После соответствующих переговоров Дмитрий Иванович примирился с новгородцами и послал своего сына туда наместником. Здесь важен тот факт, что великий князь отвечает за безопасность торговцев на своей территории и готов применить даже военные меры для соблюдения их интересов, прекрасно понимая, что без купцов нет и экономики.

По причине небольшого числа фактов динамику в развитии экономических отношений в полной мере установить не удалось, ясно лишь, что доходы великого князя возрастали и торговое сословие было в относительной безопасности.

В социальной сфере больших перемен также не зафиксировано, исключая, конечно же, безопасность от вражеских набегов.

Глава 3. Культурная жизнь.

§3.1. Храмоздательство

В духовной сфере источники больше всего внимания уделяют храмоздательству. В отличие от богатого Новгорода и его окрестностей (там за 40 лет было построено 17 каменных и огромное количество деревянных церквей), в московском княжестве за период Великой Тишины было воздвигнуто всего 4 каменных храма (по крайней мере именно столько упоминается в исследуемых нами источниках).

Если выйти за пределы периода 1328-1368 годов, то чуть ранее – в 1326 году была заложена церковь Успения Пресвятой Богородицы – в будущем знаменитый Успенский Собор. Сразу же за ней строятся: в 1329 году церковь св. Иоанна Лествичника , в 1330 г – церковь Спасо-Преображения (там же) и в 1333 году – церковь св. Архангела Михаила.

За этим следует длительный перерыв, лишь при Симеоне Гордом в 1350 году строится каменный придел к церкви Спасо-Преображения , а при Дмитрии Донском в 1365 году воздвигается церковь св. Михаила Архангела в честь чуда его в Хонех.

Москве, чтобы стать лидером в объединении Северо-Восточной Руси было необходимо показать, что она этого звания достойна. Сложно представить переезд Русских митрополитов из Владимира в Москву без создания в ней надлежащих условий, одно из главных – наличие подходящего кафедрального собора. Иван Калита и его дети не ставили перед собой амбициозных задач, решая лишь первоочередные.

Необходимо признать, что новыми храмами московские князья вряд ли могли порадовать ордынских ханов. В связи с этим, Иван Калита и его дети, удовлетворив неотложные запросы духовной и, в некоторой степени, политической жизни в последующем отдавали свои силы решению других задач, рассмотренных в первой главе данной работы.

Что касается сроков сооружения храмов, то они обычно занимали не более года. К примеру, церковь св. Иоанна Лествичника – менее 4-х месяцев. Соответственно срокам строительства и возможностям Московского князя и размеры первых каменных храмов были небольшими.

§3.2. Роспись храмов

Если Иван Калита закладывал будущее могущество Московского государства постройкой храмов, то его сын Симеон эти храмы завершал: достраивал приделы, расписывал фресками. Под 1344 годом в Симеоновской летописи находим известия о начале росписи двух московских храмов: Успения Пресвятой Богородицы и св. Архангела Михаила.

Интересно, что в росписи участвовали как греческие художники (которых привез с собой из Константинополя митрополит Феогност), так и иконописцы великого князя Симеона. Летопись называет главных из них: Захарий, Иосиф, Николай.

Русские иконописцы расписывали большую по размерам церковь св. Архангела Михаила. Из того, что главный храм – Успенский – доверили грекам, а не русским можно сделать вывод: первым больше доверяли в силу субъективных причин (опыт, авторитет и др.) Такое положение продлится относительно недолго: русские оказались достойными учениками Византии, создав свою собственную художественную школу на рубеже XIV-XV веков (Андрей Рублев, Дионисий). В 1345 году начали по повелению жены Симеона Гордого Анастасии расписывать церковь Спаса-Преображения. Главой иконописной артели был неизвестный ранее Гойтан. Закончили роспись этого храма и церкви св. Иоанна Лествичника в следующем, 1346 году. Следует обратить внимание на то, что роспись каменных московских церквей (как и их строительство) производилась не постепенно, а в короткий промежуток времени, «рывками». Думается, причины этого следует искать как в экономическом состоянии московского княжества, так и в технической организации дела. Для постройки храмов нужно привезти камень, нанять строителей, для росписи – бригаду иконописцев. Естественно, что легче сделать это в один прием.

§3.3. Литье колоколов

В используемых нами источниках имеется два упоминания о некоем мастере Борисе из Москвы, который занимался литьем колоколов. В 1342 году новгородский архиепископ решил отлить большой колокол для храма св. Софии. Для этого он нашел в Москве «человека добра, именем Борис».

Через 4 года тот же мастер Борис отлил в Москве 3 больших и 2 малых колокола. Причем выражение летописца: «князь Великий Семенъ и брат его Иванъ и Андрей, милостию Божиею и молитвами святыя Богородица, и помощью святого архааггела Михаила, мастерю Бориско слилъ…» свидетельствует о значительности данного события.