Смекни!
smekni.com

Отречение Николая II (стр. 9 из 11)

По свидетельству участника событий псковского железнодорожника Миронова В. И.[31], царский поезд 1 марта 1917 года был арестован на станции Дно представителями «ревкома» (что явно является ошибкой, так как в феврале 1917 ещё никаких ревкомов не было), и был отправлен далее во Псков только усилиями военного коменданта полковника Фреймана (какой именно офицер имеется в виду под военным комендантом полковником Фрейманом, точно тоже неизвестно, возможно полковник Карл Владимирович фон Фрейман). По тому же свидетельству, железнодрожники Иван Зубрилин и Алексей Смирнов пытались заблокировать царский поезд на станции Дно, устроив крушение на путях, однако действия Зубрилина были остановлены жандармами. Второй поезд, отправленный Смирновым в лоб царскому поезду, был в последний момент перенаправлен стрелочником в тупик.

По свидетельству полковника Пронина М. В., видевшего царский поезд 4 марта 1917 в Ставке, он «был поражен большим на нем количеством каких-то царапин и изъянов. Покраска местами как бы потрескалась и большими слоями поотваливалась — „будто следы от попавших в него мелких осколков снарядов“, — мелькнула мысль». Точное происхождение этих повреждений неизвестно, по одной из версий, царский поезд, возможно, был обстрелян революционными силами на станции Дно.

17. «Комплот генерал-адъютантов»

Всеобщий отказ царских генералов проявить хоть какую-то инициативу, а уж тем более подавлять Февральскую революцию породил появившуюся уже в 1917—1918 версию о «комплоте генерал-адъютантов» («заговоре генерал-адъютантов»), до сих пор распространённую в литературе монархической направленности. К деталям «плана заговорщиков» относят также блуждания царского поезда 28 февраля — 1 марта 1917 (в частности, ошибочное сообщение о революционных солдатах в Любани) или ненадёжность Петроградского гарнизона, который был сформирован из запасных батальонов гвардейских полков,которые были укомплектованы призванными в конце 1916 -нач. 1917 запасными старших возрастов, и ненадёжность многих младших офицеров — мобилизованных студентов и интеллигентов, зачастую симпатизирующих социалистическим идеям — заставила некоторых царских генералов называть их «чёрным войском».Хотя эти факты говорят не о преднамеренных действиях заговорщиков, а о царившем накануне Февральской революции вопиющей некомпетентности начальствующих лиц.

Главным действующим лицом предполагаемого «заговора» тогда становится начальник штаба Верховного Главнокомандующего М.В.Алексеев, сыгравший в отречении ключевую роль своей рассылкой телеграмм командующим фронтами и флотами. Если предположить, что все действия его самого и других генералов были заранее спланированы, и не были стихийными, тогда его действия выглядят несколько странно. Если 2 марта 1917 он фактически агитировал генералов за отречение Николая II, то всего за два дня до этого, 28 февраля, пытался отобрать у революционеров контроль над железными дорогами, и формировал «карательную экспедицию» для похода на Петроград, по собственной инициативе предложив добавить в её состав одну кавалерийскую дивизию, но в целом Алексеев аккуратно отсеивал ту информацию, которая могла бы склонить Николая II попытаться сохранить власть (телеграммы генералов графа Ф.А.Келлера и Гуссейн-Хана Нахичеванского). Но в целом тут больше вопросов, чем ответов.

По одной из популярных версий, предполагаемый заговор был политически-масонским, обычно называется имена А.И.Гучкова и Н.В.Некрасова, действительно бывших активными российскими масонами. А.И.Гучков через несколько дней стал военным министром Первого состава Временного правительства,а Н.В.Некрасов 2 марта был назначен на должность министра путей сообщения вместо Бубликова, и сыграл определённую роль в переходе железных дорог на сторону революции, хотя к моменту назначения Некрасова царь был уже во Пскове. Существует версия о том, что масонами все таки были генералы Алексеев и Рузский, а также генерал Крымов А. М., якобы состоявшие в т.н."Военной Ложе" и поддерживавшие деловые контакты с А.И.Гучковым, но на сегоднешний день это не более чем версия, не имеющие не одного прямого доказательства.

Сходным образом протекала Ноябрьская революция 1918 года в Германии, заставшая кайзера Вильгельма II в штабе армии; прусский генералитет во главе с Вильгельмом Грёнером фактически отказался устраивать «карательную экспедицию» в столицу, и в самый разгар революции канцлер Максимилиан Баденский, не дожидаясь решения кайзера, объявил об его отречении. Эти события породили в Германию легенду о заговоре (см. Легенда об ударе ножом в спину), популярную в период нацизма, и утверждавшую, что в ноябре 1918 германская армия якобы была полна сил, и выиграла бы войну, если бы не революция. Такое мнение не имеет никакого отношение к реальности; с вступлением в войну США в апреле 1917 года Антанта получила решающее преимущество в силах, которое даже с учётом выхода России из войны можно оценить, как по крайней мере 4 к 3[32], по другим оценкам — даже 5 к 3. В сентябре 1918 Болгария уже капитулировала, а Австро-Венгрии произошёл окончательный крах экономики, вызвавший анархию, голодные бунты и восстания войск. В Вене с января 1918 года мука выдавалась по карточкам с нормой 450 граммов на человека. К моменту начала ноябрьской революции в Германии процесс распада Австро-Венгерской империи уже начался, кроме того, голод начался уже и в Германии. В ноябре 1918 Австро-Венгрия, основной союзник Германии, подписывает перемирие с Антантой и разваливается на части. Германия на ноябрь 1918 фактически остаётся одна против Антанты. 30 октября капитулирует также Османская империя. Дальнейшая судьба кайзера, впрочем, отличается от судьбы русского царя — он смог бежать в Нидерланды (которые отказались его выдавать) и умер своей смертью в 1941.

Легенда была порождена тем, что к ноябрю 1918 боевые действия не успели дойти до территории самой Германии, и потеряла популярность только после поражения и во второй мировой войне, когда винить в предательстве было некого.

18. Дальнейшая судьба участников событий

Многие участники событий погибли в 1917—1918.

Министр внутренних дел Протопопов А. Д. в ходе событий впал в панику, уже 28 февраля 1917 арестован революционным Временным комитетом Госдумы, который пытался таким образом предотвратить самосуд толпы. 27 октября 1918 расстрелян большевиками во время Красного террора в Москве.

Военный министр Беляев М. А. расстрелян большевиками во время Красного террора в 1918.

Дворцовый комендант Воейков В. Н. арестован Временным правительством, в 1917 бежал за границу. Умер в 1947 году в Стокгольме.

Командующий Петроградским военным округом генерал Хабалов С. С. арестован Временным правительством, впоследствии эвакуировался из России с остатками белых войск. Умер в 1924.

Дом министра императорского двора Фредерикса В. Б. в Петрограде был в ходе событий разграблен революционной толпой как «немецкий». На самом деле Фредерикс действительно имел иностранное происхождение, но не немецкое, а шведское. В 1924 бывший министр с разрешения советских властей эмигрировал в Финляндию, где умер в 1927 в возрасте 90 лет.

Начальник штаба Верховного Главнокомандующего генерал Алексеев М. В. стал одним из главных организаторов Белого движения, умер на Дону от воспаления лёгких 8 октября 1918 года.

Генерал Иванов Н. И. присоединился к Белому движению, умер от тифа 27 января 1919 года.

Великий князь Николай Николаевич, в ходе событий вступивший в должность Верховного Главнокомандующего, уже 11 марта 1917 был уволен Временным правительством с формулировкой «как Романов». Его приказ войскам о вступлении в должность так и не был опубликован. Активно в Белом движении не участвовал, после падения Крыма в 1919 эмигрировал. Умер своей смертью в эмиграции в 1928.

Генерал Эверт А. Е. уже 22 марта уволен Временным правительством за монархизм. Не эмигрировал, и политикой не занимался. Умер своей смертью в 1926.

Генерал Брусилов А. А. перешёл на сторону большевиков, умер своей смертью в 1926. До конца жизни так и не принял большевизм, сравнив его с «тяжёлой формой кори».

Генерал Сахаров В. В. уже 2 апреля уволен Временным правительством за монархизм. Более политикой не занимался. В 1920 году расстрелян «зелёными» повстанцами.

Адмирал Непенин А. И. уже 4 марта 1917 убит неустановленными лицами в матросской форме в Гельсингфорсе.

Великий князь Михаил Александрович 13 июня 1918 расстрелян в Перми местными большевиками.

Генерал Рузский Н. В. расстрелян большевиками во время Красного террора19 октября 1918 в составе группы заложников.

Великий князь Кирилл Владимирович в 1917 бежал в Финляндию, и оттуда эмигрировал в Швейцарию. В 1924 в эмиграции объявил себя новым императором. С этого момента появляется версия, что он якобы на сторону революции не переходил, а привёл Гвардейский флотский экипаж к Таврическому дворцу «для восстановления порядка».

Генерал Гусейн хан Нахичеванский во время Красного террора 29 января 1919 года расстрелян в составе группы заложников.

Генерал Келлер Ф. А. расстрелян в Киеве петлюровцами 8 декабря 1918 года.

Председатель Госдумы IV созыва Родзянко М. В. после прихода большевиков к власти бежал на Дон, где присоединился к Белому движению. В 1920 эмигрировал в Югославию, умер своей смертью в 1924.

Лидер партии кадетов, депутат Госдумы IV созыва Милюков П. В. в марте — мае был министром иностранных дел Временного правительства, поддержал Корниловское выступление («Корниловский мятеж»), после прихода большевиков к власти бежал на Дон, где присоединился к Белому движению. В 1918 эмигрировал во Францию. В 1922 году в эмиграции едва не стал жертвой монархического покушения, в результате которого вместо Милюкова погиб Набоков В. Д.