Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за совершение компьютерных преступлений (стр. 12 из 17)

– создание программ для ЭВМ, то есть разработка компьютерных программ, основанных на оригинальных, новых алгоритмах, изобретенных и реализованных разработчиком;

– внесение изменений в существующие программы, то есть различного рода переработка, модификация созданной ранее программы, в результате чего последняя становится вредоносной и может привести к негативным общественно опасным последствиям;

– использование программы или базы данных, то есть выпуск в свет, воспроизведение, распространение и иные действия по их введению в хозяйственный оборот;

– распространение, то есть предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе для ЭВМ или базе данных, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт;

– использование либо распространение машинных носителей с такими программами. В данном пункте в основном речь идет о так называемых устройствах внешней памяти. Общественная опасность подобных действий заключается в том, что при работе с такими устройствами, особенно содержащими вирусные программы, практически неизбежен перенос вредоносных программ на ЭВМ либо в сеть ЭВМ (их «заражение»).

Использование вредоносных программ в глобальных сетях

Глобализация общественных процессов, характерная для современного этапа развития общества и тесно связанная с совершенствованием информационных технологий, привела к глобализации коммуникационных систем. Единое мировое информационное пространство стало вполне ощутимой реальностью. В последние годы происходит стремительный рост числа пользователей глобальными сетями, прежде всего Интернетом. В настоящее время также можно отметить интенсивное увеличение российского сегмента глобальной информационной сети Интернет как в количественном (число операторов и пользователей), так и в качественном (расширение круга оказываемых услуг) отношении.

В 2002 году в России была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», одной из основных задач которой является развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание новых пунктов подключения к открытым информационным системам для расширения присутствия России в сети Интернет[75]. В связи с началом реализации Федеральной программы «Электронная Россия» в нашей стране прогнозируется восьмикратное увеличение числа пользователей сетью к концу 2005 года.

Сегодня стало совершенно очевидным, что расширение всемирной паутины и возрастание объема и качества доступных ресурсов сопровождаются соответствующим ростом различных злоупотреблений. В условиях широкого распространения интернет-технологий в экономической и иной деятельности преступность в виртуальной сфере представляет достаточно серьезную угрозу.

Интернет все более активно используется преступниками для незаконного проникновения в корпоративные и личные базы данных, а также в качестве пособий по приготовлению к террористическим акциям, рекомендаций относительно того, как уйти от уголовного преследования, для пропаганды национальной вражды и призывов к развязыванию войны.

Одним из наиболее распространенных сетевых преступлений, направленных на нарушение нормального функционирования объектов глобальных компьютерных сетей, является создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ. В статье 273 УК РФ, а также в Соглашении о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации было закреплено, что под вредоносной программой для ЭВМ понимается созданная или существующая программа со специально внесенными изменениями, заведомо приводящая к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Вредоносные программы (троянские программы, компьютерные вирусы, компьютерные черви, программные закладки) получили в глобальных компьютерных сетях очень широкое распространение. Некоторые из них, выходя из-под контроля создателей, могут неуправляемо наносить существенный вред. Здесь можно вспомнить нашумевший в свое время случай с вирусом, созданным Робертом Т. Морисом, студентом первого курса университета в Корнелле. Проверяя возможность копирования программ с компьютера на компьютер в сети ARPANET, студент вывел из строя 6200 компьютеров США, так как из-за сбоя в алгоритме скорость размножения вируса стала гигантской. При этом вирус поразил компьютеры секретной военной сети MILNET, хотя эксперимент проводился в ARPANET. Соединение этих двух сетей держалось в секрете и потому стало полной неожиданностью для американского студента[76]. А, например, вирус «Мелисса» в 1999 году независимо от воли создателя инфицировал программы более 1 млн. компьютеров, подключенных к Интернету[77].

Особое место среди вредоносных программ занимают компьютерные вирусы, вредоносные программы для ЭВМ, способные к самораспространению путем включения своего программного кода или некоторой его части в программный код файлов, системные области или иное рабочее пространство машинных носителей информации с сохранением всех первоначальных свойств или некоторой их части[78].

Цели, с которыми распространяются в глобальных сетях компьютерные вирусы, могут быть самыми различными – от хулиганских до политических. В последнее время довольно часто подобные действия совершаются по идеологическим мотивам. Для обозначения этого явления в западных средствах массовой информации применяется такое понятие, как «хактивизм». В качестве примера можно привести случай, когда во время Косовского конфликта коммерческие структуры, общественные организации, академические институты получали из некоторых европейских стран электронную почту с вирусами. Эти сообщения политической направленности, написанные на плохом английском, содержали обвинения НАТО в несправедливой агрессии и призывы к защите прав сербов, а также пропагандистские мультфильмы. Ущерб адресату таких писем причинялся несколькими вирусами, содержащимися во вложении (например, в антинатовском мультфильме).

Сегодня количество известных вирусов не поддается строгому учету и постоянно увеличивается. По приблизительным оценкам специалистов, ведущих борьбу с вредоносными программами, в среднем ежедневно появляется около 30 новых вирусов. Еще в 1987 году специалисты доказали невозможность разработки алгоритма, способного обнаружить все возможные вирусы. Исследования компании IBM показали, что возможно создание вирусов, выявление которых будет затруднено даже при наличии образца вируса[79].

Еще одной проблемой являются сложности, возникающие при оценке ущерба, наносимого вирусами. Это связано с необходимостью анализа большого количества показателей, трудно поддающихся учету. Основные издержки связаны с простоями вычислительной техники, очисткой ее от зараженных файлов, восстановлением информации, внедрением нового защитного программного обеспечения, ухудшением репутации пострадавших фирм.

Один из наиболее известных производителей антивирусного программного обеспечения компания McAfee в своем отчете пришла к выводу, что ситуация с вирусами будет ухудшаться в связи с постоянным увеличением их числа, усложнением применяемых при их создании алгоритмов, изменением механизмов распространения, расширением глубины проникновения в системы и, как следствие, нарастанием масштабов причиняемого вреда[80].

Некоторые авторы относятся к таким программам как к информационному оружию, для которого характерны универсальность, радикальность воздействия, доступность, широкие возможности места и времени применения, высокая эффективность на значительных расстояниях, скрытность использования[81].

Относительно характера субъективной стороны анализируемого преступления в специальной литературе высказываются различные мнения. Так, большинство авторов считает, что данное преступление возможно только с прямым умыслом[82]. При установлении прямого умысла преступления надлежит квалифицировать по иным статьям Уголовного кодекса в зависимости от поставленных целей и наступивших последствий.

В диспозиции ст. 273 УК не содержится указания на неосторожность, и, следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК действия могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Однако включение в диспозицию признака «заведомости» для виновного вредных последствий исключает неосторожность в качестве формы вины в данном преступлении. Вместе с тем ограничивать субъективную сторону только прямым умыслом тоже, вероятно, не стоит. Возможны случаи, когда лицо не желает, но сознательно допускает наступление последствий или безразлично к ним относится. Это, в частности, может иметь место в случае использования машинного носителя с вредоносными программами. Дело в том, что в силу специфики работы электронно-вычислительной техники дальнейшее распространение такой программы вероятно, но не неизбежно. Поэтому субъективная сторона преступления может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом.

Субъект общий – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированный вид создания, использования и распространения вредоносных программ для ЭВМ предусмотрен в ч. 2 ст. 273 УК. В отличие от простого состава, квалифицированный сконструирован как материальный состав преступления и для него необходимым является причинение по неосторожности тяжких последствий. Именно с момента наступления таких последствий преступление будет оконченным.