Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за совершение компьютерных преступлений (стр. 6 из 17)

Теория и практика не выработали единого определения компьютерных преступлений. Объясняется это, в первую очередь, различием отечественного и зарубежного законодательства о преступлениях с использованием компьютера. В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под компьютерными преступлениями понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства. В отечественной литературе высказывалось и более широкое понятие компьютерных преступлений. Так, на заседании постоянно действующего межведомственного семинара «Криминалистика и компьютерная преступность» в 1993 году компьютерные преступления определялись как «предусмотренные уголовным законом общественно опасные действия, в которых машинная информация является либо средством, либо объектом преступного посягательства»[41]. Такого понятия в основном придерживаются зарубежное законодательство и практика.

Наиболее распространенными преступлениями с использованием компьютерной техники являются: компьютерное пиратство, компьютерное мошенничество, распространение вредоносных (вирусных) программ и компьютерный саботаж. К компьютерному пиратству относят прежде всего деятельность «хакеров» – неправомерный доступ к компьютерной информации с помощью подбора паролей, кодов, шифров, взломов электронных замков и т.п. Когда результатом подобной деятельности являются модификация информации и утечка денежных средств – она превращается в компьютерное мошенничество. Второй вид компьютерного пиратства – незаконное копирование, тиражирование и сбыт компьютерных программ. До 95% программного продукта, реализуемого в России, является пиратским. В этой статистике Россию опережает только Китай, где незаконный продукт составляет 98%[42]. Подобная деятельность нарушает авторские права создателей и разработчиков программ, причиняет материальный ущерб им и законным владельцам компьютерных программ. К тому же страдают пользователи программного продукта, так как качество копий уступает качеству оригинала.

Комплекс причин и условий компьютерной преступности составляют, по мнению большинства авторов, следующие обстоятельства: высвобождение и сложности трудоустройства высокоинтеллектуальной и профессиональной части населения, связанной с наукой, тонкими технологиями, обороной и т.п.; безработица интеллектуальной элиты общества; возможность быстрого обогащения путем компьютерных хищений с незначительной вероятностью разоблачения ввиду высокой латентности компьютерных преступлений; недостаточная защищенность автоматизированных систем обработки данных; отставание технической оснащенности, профессионализма сотрудников правоохранительных органов от действий профессиональных компьютерных преступников; отсутствие обобщенной следственной и судебной практики расследования компьютерных преступлений; лояльное отношение общества к такого рода преступлениям ввиду использования лицами, их совершающими, интеллектуального способа обогащения и т.п.[43] Начиная с 80-х годов, когда появились первые отечественные публикации о необходимости противостояния компьютерной преступности, их авторы указывали еще и на такое условие, как отсутствие законодательной базы подобной борьбы[44]. В настоящее время подобное законодательство существует, но оно не вполне совершенно.

Большинство компьютерных преступлений – это проявления профессиональной и организованной преступности, нередко носящей групповой транснациональный характер. Причем часто в состав группы входит непосредственный работник кредитной организации или иной компании, которая впоследствии оказывается пострадавшей (по некоторым оценкам, при хищениях с использованием компьютерных средств до 80% таких деяний совершались «изнутри»)[45].

Родовым объектом компьютерных преступлений является общественная безопасность.

Нормы раздела IX УК РФ предусматривают ответственность за посягательства на общественную безопасность.

В ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»[46] дается понятие безопасности – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности Закон относит: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. В круг этих объектов Закон включает, кроме того, интересы в информационной, экологической сферах.

Выделяют различные виды безопасности: безопасность человечества, национальную, государственную, общественную, личную, экологическую, информационную безопасность, безопасность функционирования транспорта и иные виды (например, пожарную, радиационную, санитарную).

Уголовно-правовая охрана таких объектов общественной безопасности, как основы конституционного строя и безопасность государства, а также мир и безопасность человечества, от внешних и внутренних угроз, относится к иным разделам УК. В рассматриваемом же разделе УК берет под охрану личность (жизнь, здоровье, собственность, иные права и свободы); общество (его материальные и духовные ценности) от внешних угроз.

Безопасность как условие функционирования и развития общества имеет две составляющие, которые оцениваются по объективным и субъективным критериям. Объективный критерий – это уровень реальной защищенности системой законодательного регулирования, организационными мерами по использованию материальных средств, реализацией этих мер правоохранительными и другими органами. Субъективный критерий общественной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны – часть общественной психологии, то есть общественное спокойствие, ощущение состояния защищенности, своей безопасности и безопасности других, неприкосновенности собственности, уверенность в нормальной работе государственных и общественных институтов.

В юридической литературе спорным является вопрос об объеме понятия общественной безопасности. Преступления против общественной безопасности причиняют физический, психический (моральный), материальный, организационный, социальный, политический, экологический вред гражданам, обществу, государству. Это не означает, что каждое преступление обязательно влечет все эти последствия одновременно. Для преступлений против общественной безопасности свойственна многообъектность посягательства (наличие основного и дополнительного непосредственных объектов посягательства). Одни ученые полагают, что основным объектом этих преступлений является общественная безопасность, а в качестве дополнительных могут быть жизнь, здоровье, собственность[47], другие полагают, что единственным объектом здесь выступает общественная безопасность, поскольку без причинения вреда таким благам, как жизнь, здоровье людей, собственность и т.д., не может быть посягательства на общественную безопасность[48].

Более убедительной представляется все-таки первая позиция.

Вся совокупность общественных отношений (предусмотренных нормами раздела IX УК), на которые посягает лицо, представляет понятие «общественная безопасность и общественный порядок» в широком смысле слова; нормы о преступлениях против общественной (общей) безопасности (предусмотренные гл. 24), о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), экологических преступлениях (гл. 26), о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27), о преступлениях в сфере компьютерной информации (гл. 28) – в узком смысле слова.

Общественная безопасность – это совокупность общественных отношений, регулирующих и обеспечивающих условия жизни общества, его материальные и духовные ценности.

Общественная опасность этой группы преступлений заключается в том, что они посягают на широкий круг общественных отношений, причиняют или могут причинить вред неопределенному кругу лиц, посягают на основы безопасности личности, общества и государства.

Видовым объектом преступлений, предусмотренных в гл. 28 УК, является совокупность общественных отношений, обеспечивающих состояние защищенности процессов создания, сбора, хранения, передачи и использования компьютерной информации, в которых правомерно участвуют собственники, владельцы и пользователи информации (информационная безопасность). В наименовании гл. 28 законодатель использует термин «информация», что дало основание некоторым авторам считать именно информацию (или компьютерную информацию) объектом данных преступлений. «На наш взгляд представляется, что относительно объекта преступного посягательства двух мнений быть не может – им, естественно, является информация, а действия преступника следует рассматривать как покушение на информационные отношения общества»[49]. Однако представляется, что компьютерную информацию следует рассматривать в качестве предмета данных составов, а объектом – информационную безопасность.