Смекни!
smekni.com

Афины и Спарта 2 (стр. 2 из 5)

Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти сделалось по конституции Солона, афинское народное собрание(экклесия). Народное собрание являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании срока полномочий, решало дела по производственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм (изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа). Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными организациями всех основных законов афинского государства. Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предположения, которые нарушают существующие законы (графэпараномон). Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа и путем законодательных актов.

Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась , однако, системой сдержек:

а) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено;

б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;

в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования.

В конце V в. до н.э. была введена плата за посещение Народного собрания: в начале в размере обола (единица веса (массы) и медная, серебряная, бронзовая монета), а затем шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие народных масс.

Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, было ли эта деятельность правильной.

Такая форма контроля снизу было, по-видимому, достаточно эффективной.

В противовес Народному собранию были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя1 – суд присяжных заседателей. Но Народные собрания не один раз принимали бурный характер , выходили из под влияния стратегов и совета пятисот, навязывали им свою волю.

Плутарх рассказывает, что со времени Солона в Афинах действовал закон, по которому гражданин, не примкнувший во время междоусобиц, ни к той, ни к другой партии, лишался гражданских прав. Солон хотел, по-видимому, прибавляет Плутарх, «чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к общему делу... не дожидался без всякого риска, кто победит»2.

Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.

Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Она наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода; она утверждала международные договоры. Главным же ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам.

___________________________

1 Кто есть кто в мировой политике/Редкол.: КравченкоЛ.П. и др. – М.: Политиздат, 1990. – С. 418

2 От «Гелиос» - солнце: заседания начинались с восходом солнца и закрывались с заходом (не позднее)

В состав гелиэи входило 6 тысяч человек. Все они избирались жребием по 600 человек от каждой филы. Из общего числа гелиастов составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиастов не мог знать заранее, когда его призовут к деятельности. Этим стремились избежать подкупа судей.

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец через 90 лет после Солона, в 509 году до н.э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

Реформа 509 года окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.

Аттика делилась на десять территориальных «племен» (фил). Каждая фила состояла из четырех частей – тритий. Одна из тритий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая – к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы.

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан – ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы – демы. Их было около ста.

Сущность введенного Клисфеном деления станет более понятной, если прибавить, что аристократический род Аминандритов, например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих к разным тритиям и филам, род Керкиров – к 19 демам и т.д. Естественно, что выступать, как прежде, единым фронтом они уже не могли. Так, между прочим, впервые в истории была введена в практику «избирательная география».

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот. Совет пятисот (булле), будучи одним из важнейших государственных инструментов афинской демократии не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по пятьдесят человек от каждых десяти фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

В компетенцию совета входило много вопросов. Пританы (представители Народного собрания) созывали народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для вынесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета пятисот заключалась в организации строительства флота.

Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными заданиями и распоряжался совместно с остальными должностными лицами (совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств). Приговоры совета могли быть обжалованы в гелиэю.

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть совета, т.е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал в Народном собрании.

По истечении срока полномочий (1 год) члены совета давали отчет народу. Повторное избрание решалось только через несколько лет и лишь один раз, т.е. каждый год Совет обновлялся. Члены совета получили жалование в размере 5-6 оболов.

Так в чем же значение реформы Клисфена? Почему ее называют так же, как и реформу Солона, «политической революцией»? Ответ на этот вопрос очевиден.