Смекни!
smekni.com

Гражданский иск в уголовном процессе (стр. 6 из 13)

Ответственность организации наступает в том случае, когда имеются оба предусмотренных законом условия: вред причинён по вине работника организации и при исполнении им своих служебных обязанностей. При этом вина работника может быть как умышленной, так и неосторожной, а вменяться ему должно либо должностное преступление, либо преступление, которое хотя и не относится к должностным, но совершено в сфере служебных (трудовых) обязанностей данного лица.

Ответственность государственных учреждений за вред, причинённый неправильными действиями их должностных лиц в области административного управления, наступает:

на общих основаниях, если вред причинён гражданам (кроме случаев, когда иное предусмотрено специальным законом);

в порядке, установленном законом - при причинении вреда организации.

Следует иметь в виду, что государственные учреждения и их должностные лица помимо властно-организационной деятельности, составляющей сущность административного управления, осуществляют также материально-технические функции (приобретают имущество, эксплуатируют транспортные средства). Правоотношения, складывающиеся при осуществлении этих функций, не являются административно-правовыми. Специальным случаем ответственности государственных учреждений является предусмотренная ст. 1070 ГК РФ ответственность за вред, причинённый незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Как следует из текста данной статьи, имеются в виду действия, совершавшиеся компетентными лицами с целью раскрытия преступления, изобличения виновных и их наказания, но с такими нарушениями процессуального закона, которые повлекли причинение вреда (незаконный арест, применение недозволенных мер при допросе обвиняемого, повлекших причинение вреда здоровью и т.п.).

Ответственность за вред такого рода органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда несут лишь в случаях и пределах, специально предусмотренных законом. Условия ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за вред различны и зависят от возраста причинивших такой вред.

Если преступление, причинившее вред, совершено несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, то сам несовершеннолетний несёт лишь ответственность (ст. 20 УК РФ). Имущественную ответственность полностью несут его родители, усыновители, опекуны, а также учебные заведения, воспитательные или лечебные учреждения, под надзором которых стоял несовершеннолетний в момент причинения вреда (ст. 1074 ГК РФ).

Если преступление совершено несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, то имущественную ответственность несёт сам виновный, и лишь при отсутствии у него имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, этот вред возмещается его родителями, попечителями.

Имущественная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, во всех перечисленных выше случаях наступает только при наличии их вины.

Владельцы источников повышенной опасности могут привлекаться в качестве гражданских ответчиков по уголовному делу только при наличии признаков преступления в действиях обвиняемого (тогда как в иных случаях они могут нести имущественную ответственность и при отсутствии вины, за случайное причинение)[29].

Из содержания ст. 44 УПК РФ следует, что гражданский иск в уголовном деле может предъявить лишь то лицо – гражданин или организация, – которое понесло материальный ущерб от преступления (то есть понесло его лично и непосредственно), кроме того, иск может быть заявлен прокурором, а в качестве ответчиков могут привлекаться только обвиняемый или лицо, которое в силу закона несёт материальную ответственность за действия обвиняемого.

Поскольку запреты в праве устанавливаются не только путём указания на запрещённые действия, но и путём обозначения в законе точного перечня разрешённых действий, – а именно так сформулирована ст. 44 УПК РФ, – следует признать, что в уголовном процессе недопустимы:

иск гражданского ответчика к обвиняемому о взыскании сумм, которые гражданский ответчик уже выплатил (регрессный иск) или должен выплатить потерпевшему;

встречные иски обвиняемого – ответчика или гражданского ответчика к истцу, за исключением дел частного обвинения, где гражданские иски потерпевших друг к другу, как вытекающие из содержания взаимных обвинений, могут быть и встречными;

иски, хотя и вытекающие из факта совершения преступления, но не являющиеся требованием о возмещении имущественного вреда (о лишении родительских прав лица, виновного в изнасиловании или совершении развратных действий, о признании недействительным ордера на квартиру, полученного путём дачи взятки, о взыскании алиментов на ребёнка, родившегося в результате изнасилования или полового сношения с лицом, не достигшим половой зрелости, и т.п.);

иски о возмещении вреда, причинённого преступлением, к лицам, которые к уголовной ответственности по делу не привлечены;

исковые требования, не связанные с фактом совершения преступления[30].

Гражданский ответчик как участник уголовного процесса может появиться в деле не раньше, чем какое-то лицо будет признано по этому же делу гражданским истцом. Когда такое признание состоялось, привлечение в качестве гражданского ответчика возможно до предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности.

Привлечение в качестве гражданского ответчика производится на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи либо по определению суда. Именно с этого момента привлекаемое лицо становится участником процесса, приобретает весь комплекс прав, предусмотренных законом[31].

Согласно ст. 54 УПК РФ гражданский ответчик имеет право:

отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга, или своих близких родственников

знать сущность исковых требований и возражать против предъявленного иска.

представлять доказательства.

заявлять ходатайства и отводы судье, прокурору, следователю, дознавателю и другим, указанным в законе участникам процесса.

участвовать в судебном разбирательстве, пользуясь правами стороны.

выступать в судебных прениях.

приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда.

обжаловать приговор, определение или постановление суда.

Указанные права гражданский ответчик осуществляет лично, или через своего представителя (ст. 54, 216, 227, 250 УПК РФ)[32].

В пользовании этими правами он вполне самостоятелен и не связан позицией обвиняемого и его защитника, хотя по характеру преследуемой им в процессе цели он примыкает к защищающей стороне.

Таким образом, гражданским истцом признается физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Соответственно гражданским ответчиком выступает физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом РФ несет имущественную ответственность за вред, причиненный преступлением.

2.3 Участие гражданского истца в судебном разбирательстве

Как было отмечено ранее, в перечень прав гражданского истца в уголовном процессе входит право участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций.

Однако после провозглашения законодателем указанного права на страницах учебников уголовного процесса[33], комментариев к Уголовно-процессуальному кодексу РФ[34] состоялась оживленная дискуссия на тему значения термина «судебное разбирательство», использованного в п. 14 ч. 4 ст. 44 УПК РФ. Были высказаны прямо противоположные точки зрения, тем самым, толкование данного термина оставалось под вопросом.

Большинство ученых-процессуалистов пришли к единому выводу, что термин «судебное разбирательство» употреблен несколько в не традиционном для законодателя значении. Так, в п. 14 ч. 4 ст. 44 УПК РФ под «судебным разбирательством» понимается «судебное заседание», которое имеет место не только при рассмотрении уголовного дела собственно на стадии судебного разбирательства, но и, по крайней мере, на стадии апелляционного производства.

Если же содержание УПК РФ проанализировать с точки зрения предоставления гражданскому истцу права участвовать и в других судебных заседаниях, то можно заметить следующее.

На стадии подготовки дела к судебному заседанию гражданский истец вправе участвовать в предварительном слушании. Такое утверждение основывается на двух обстоятельствах. Предварительное слушание проводится судьей с участием сторон с соблюдением требований главы 35 УПК РФ (ч. 1 ст. 234 УПК РФ). В ст. 250 УПК РФ указанной главы прямо закреплено право гражданского истца участвовать в «судебном разбирательстве», если он явился в судебное заседание.

Исходя из положений, закрепленных в ч. 5 ст. 354 УПК РФ, гражданский истец вправе принести кассационную жалобу на судебное решение в части, касающейся гражданского иска. А следуя содержанию ст. 377 УПК РФ, в заседании кассационного суда вправе участвовать стороны, а значит, и гражданский истец, подавшие кассационную жалобу.

Текст ч. 2 ст. 407 УПК РФ позволяет говорить о возможности участия гражданского истца также в рассмотрении уголовного дела судом надзорной инстанции и в судебном заседании по рассмотрению заключения прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В ч. 2 ст. 407 УПК РФ указано, что в судебном заседании суда надзорной инстанции принимают участие лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Таким лицом вполне может быть и гражданский истец.