Смекни!
smekni.com

Церковная политика великого князя Владимирского Андрея Боголюбского (стр. 3 из 12)

В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону БожьейМатери такой, как Пречистая явилась ему. На указанном Богородицей месте в 1159 году князем был построен храм Успения Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием.

В новой резиденции Андрей построил богатую каменную церковь; ее утварь и иконы украшены были драгоценными камнями и финифтью, столпы и двери блистали позолотой; золотые и серебряные паникадила висели пред иконостасом, украшенным жемчугами и драгоценными камнями; из серебра слит был амвон пред царскими вратами и позолочены все внутренние арки; вся утварь была из чистого золота, и три великолепные дарохранительницы, или иерасалимы, как их тогда называли, украшали алтарь. В дар этому храму князь выделил множество имений. Там он временно поставил чудотворную икону Богородицы. В окладе, сделанном для нее, было пятнадцать фунтов золота, много жемчуга, драгоценных камней и серебра.

Рядом с церковью Успения Богородицы была построена еще одна - святого мученика Леонтия. Построенный городок, стал любимым местом князя, перенявшего себе, впоследствии, и его название.

§ 3. Второй период (1157 – 1174 г.г.)

К сожалению, источники очень скупо говорят о том, чем занимался Андрей до смерти отца. Однако выше мы указали, что при переселении в Ростовский край он взял с собой княгиню. Следовательно, в это время он был уже женат. Когда же это произошло?

Ряд исследователей (например, И.П. Погодин), считают, что Андрей женился около 1135 года.[27] Этот вывод он сделал на основании того, что в 1159 году Андрей выдал свою дочь замуж за вщижского князя Святослава Владимировича и послал зятю в помощь своего сына Изяслава с войском.

Аргументация М.П.Погодина не противоречит, однако, предположению, что женитьба Андрея произошла позже 1135 года. Следует иметь в виду, что княжеские сыновья могли выполнять ответственные поручения в очень юном возрасте, в раннем же возрасте князья могли женить и выдавать замуж своих детей. Поэтому нельзя считать невероятным для женитьбы Андрея даже начало 40-х гг.

Вообще браки князей и их сыновей (особенно старших) очень часто носили политический характер, ведь и Андрей был женат на женщине очень знатного происхождения - дочери знаменитого, но к тому времени уже казненного боярина Кучки, владельца Москвы. Если принять во внимание, что вскоре после этого отец Андрея, Юрий Долгорукий, завладел Москвой, становятся понятными мотивы этого брака: Юрий, благодаря женитьбе своего сына, мог на «законных» основаниях стать владельцем Москвы и прилегающих территорий.

Но, как бы там ни было, доподлинно известно еще и другое, а именно, что без сомнения, Андрей в это время делал все необходимое, чтобы угодить и всей своей земле.

В майскую ночь 1157 года во время пира у осменика Петрилы отец Андрея Боголюбского Юрий Владимирович занемог и через пять дней (15 мая) умер. Летописи не сообщают действительную причину смерти Юрия: была ли это естесвенная смерть или следсвие организованного заговора против властолюбивого князя.

Сразу после этого события, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль младшим сыновьям, ростовцы и суздальцы единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а остался во Владимире. Стоит упомянуть, что ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти. «Ростов и Суздаль, древние боярские центры, влиявшие на весь ход событий, желали наравне со всеми другими землями обзавестись своим князем, своей династической ветвью, чтобы прекратить перемещения князей, не связанных с интересами данной земли. Андрей, с юности прославивший себя рыцарскими подвигами на юге, казался подходящим кандидатом».[28]

Живя в Ростове или Суздале, Андрей неминуемо вступал бы в разного рода пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством.Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя.

Город Владимир, ранее малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Его жители в значительной степени состояли из переселенцев, ушедших из южной Руси. Из подражания великим князьям Андрей дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торжищ и, более того, город Гороховец. Он строил много церквей, основывал монастыри, не жалел средств на украшение храмов. Об одном из них уже упоминалось выше. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.

Построение богатых церквей указывает столько же на благосостояние края, сколько и на политический такт Андрея. Всякая новая церковь была важным событием, возбуждавшим внимание народа и уважение к ее строителю. Понимая, что духовенство составляло тогда единственную интеллектуальную силу, Андрей старался приобрести его любовь, и тем самым укрепить свою властьвнароде. О характере этих отношений будет сказано в следующей главе. По свидетельствам летописей современникам князь представлялся благочестивым и набожным человеком. Хотя его княжеские тиуны и даже покровительствуемое им духовенство позволяли себе грабительства, ноочень часто сам Андрей всенародно раздавал милостыню убогим, кормил чернь.

Однако, как только Андрей прочно утвердился во Владимире, он сразу же поспешил показать свой крутой нрав и честолюбивые замыслы. Дело в том, что, как уже упоминалось ранее, Андрей был посажен на княжение всей Ростовско - Суздальской землей в ущерб правам младших братьев. Решительный в своих действиях, Андрей предупредил всякие попытки к междоусобиям с их стороны. «Первым актом князя было изгнание младших братьев (они со временем могли превратиться в его соперников) и старой дружины отца, которая всегда в таких положениях вмешивалась в управление».[29]

Его братья вместе со своей матерью, греческою царевной, вынуждены были бежать в Грецию, где их приютил греческий император Мануил.[30] Это изгнание не только не было событием, противным земле, но даже в летописях оно приписывается земской воле. Андрей выгнал также и бояр, которых считал не достаточно преданными. Такие меры сосредоточивали в его руках единую власть над всей Ростовско - Суздальской землей и через это возвеличивали эту самую землю среди других русских земель, т.к. в то время Ростовско - Суздальская земля была достаточно спокойна в отношении междоусобиц и внешних вторжений. Но с другой стороны, же меры увеличивали число врагов Андрея и заставили его самого остерегаться бояр. По некоторым сведениям,[31] он даже запретил боярам принимать участие в княжеских охотах – ведь известны случаи, когда князья не возвращались с охоты…

В области внешней политики в то время продолжал линию, намеченную еще его отцом - Юрием Долгоруким. По соседству с землями Андрея, на Волге, располагалось Болгарское царство. В этническом отношении болгары были народом смешанного происхождения. Еще в X веке они приняли ислам. Со времен походов Святослава Болгария (или Булгария) представляла серьезную опасность для Русского государства.Их постоянные набеги не раз вынуждали русских князей устраивать военные походы. Поэтому, к слову сказать, в те времена такие походы считались богоугодным делом. Андрей предпринял против них два похода. Первый состоялся в 1164 году. Примечательно, что в этот поход была взята та самая икона Пресвятой Богородицы, которую Андрей выкрал из Вышгорода. Болгарии был нанесен серьезный удар. Русские захватили и сожгли несколько городов. Многие (в том числе и сам князь) приписывали эту победу заступничеству Богородицы. 1 августа, после разгрома основного болгарского войска Андрей и его сын Изяслав вернулись к «пешцам» (т.е. пехоте) стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, «хвалы и песни воздавающе ей». В память этого события по указанию князя Андрея Русская Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу, « …воплощающее литургически веру православного народа в то, что Пресвятая Богородица приняла Святую Русь под Свой омофор».[32]

Но, как бы там ни было, главной и постоянной целью деятельности Боголюбского был Киев, а также вольный и богатый Новгород.

§ 4. Борьба за Новгород и Киев

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был первым из целой плеяды русских князей, кто открыто отказался от Киева в пользу малоизвестного и сравнительно не развитого Ростовско - Суздальского края. Это наглядно показывает, что уже к концу XII века Киев начинает терять значение экономического и политического центра. Однако этот процесс происходил не вдруг, а планомерно. Киев еще достаточно долгое время будет «яблоком раздора» для русских князей. «Экономически подорванный в долгих княжеских усобицах он, тем не менее, продолжал обладать особой притягательной силой: старший среди остальных городов, самый богатый, он был олицетворением единства княжеского рода и всей Русской земли; местопребывание митрополита - главы Русской Церкви, он одновременно олицетворял и единство церковное».[33]Здесь было и настоящее средоточие плодородных пахотных земель.

Киев был и крупным торговым центром; из него шли товары в Византию, в Польшу, в Чехию. Он привлекал внимание путешественников из разных стран своей красотой, величием, обилием свидетельств седой старины. Епископ Мерзебургский Титмар в двух местах своей «Хроники» описывает Киев, отмечая: «В большом этом городе, который служит столицею государства, имеется более 400 церквей и 8 торжищ, а народу несметная сила...».[34] Это сообщение, несмотря на вероятное преувеличение, говорит о могуществе и значении Киева, как одного из крупнейших европейских центров.