Смекни!
smekni.com

Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними (стр. 2 из 13)

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, похищают, наряду с другими, предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные прежде всего юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной технике, спорту, коллекционированию и так далее. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются: одежда, аудио- и видеоаппаратура, сотовые телефоны, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

Иногда уже само место хищения с достаточной вероятностью указывает на причастность к совершению подростков: это газетные и коммерческие киоски, школьные буфеты или столовые, учебные кабинеты, пляжи и так далее.

Об участии в хищении подростков могут свидетельствовать и особенности способа совершения:

– отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;

– несложные пути проникновения в помещение;

– выбор способов взлома, не требующих большой физической силы;

– использование для проникновения узких проемов;

– малый вес похищенного;

– отсутствие профессиональных и преступных навыков;

– использование в качестве орудий преступления предметов повседневного обихода;

– непоследовательность действий на месте преступления, разбрасывание предметов окружающей обстановки и не вызываемое необходимостью их уничтожение;

– совершение на месте преступления озорных и циничных действий;

– причинение множественных потерпевших потерпевшему;

– непринятие мер к сокрытию преступления.

О совершении преступления подростком могут свидетельствовать и особенности отдельных следов:

– малые размеры следов зубов, пальцев, ладони, ног, обуви;

– обнаружение на месте преступления головного убора, одежды, обуви преступника или их следов, указывающих на подростковый возраст владельца этих вещей;

– обнаружение на месте преступления предметов, которые чаще всего носят с собой подростки;

– оставление на месте преступления записок, озорных или циничных по содержанию.

Разумеется, приведенные выше данные об особенностях отдельных следов и способах совершения преступлений имеют относительное значение. Они являются основанием лишь для одной из возможных версий и должны оцениваться в совокупности с другими обстоятельствами совершения преступления. К примеру, малые размеры следов могут свидетельствовать о совершении преступления как подростком, так и женщиной (мужчиной) хрупкого телосложения.

1.2 Основы организации расследования

Выдвижение и порядок проверки общих версий по делам несовершеннолетних подчиняются обычным правилам, поэтому остановимся на особенностях разработки типичных частных версий. Обоснованное выделение таких версий возможно на базе криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних и с учетом своеобразия предмета доказывания по данной категории дел.

Рассмотрим версии, которые могут быть выдвинуты в ходе расследования преступлений.

Версия 1. Преступление совершено подростком.

В подавляющем большинстве случаев появление такой версии возможно уже на первоначальном этапе расследования. Основанием для ее выдвижения служат: показания свидетелей. В том числе очевидцев; результаты осмотра места происшествия; показания потерпевших. Кроме того, в качестве такого основания могут выступать сведения о похищенном имуществе, способе и месте совершения преступления, характере расследуемого преступления, оперативные данные. Пути разработки этой версии определяются с учетом данных криминалистической характеристики о преступлениях несовершеннолетних.

Версия 2. Подростком ранее совершались аналогичные либо другие преступления.

Как отмечалось, совершение преступления обычно закономерно вытекает из предыдущего поведения подростка и редко бывает случайным эпизодом в его биографии. Поэтому необходимо при расследовании преступления, совершенного подростком, выдвигать версию о совершении им других преступлений и проверять сообщения и заявления, по которым не установлены виновные лица, для выявления аналогичных происшествий и установления причастности задержанного несовершеннолетнего к совершению этих преступлений. Проверка данной версии приводит к необходимости использовать рекомендации методики расследования преступлений прошлых лет.

Версия 3. Преступление совершено подростком в соучастии (имелись взрослые либо несовершеннолетние подстрекатели, организаторы или иные соучастники).

Такая версия выдвигается недостаточно часто. Нередко при отработке данной версии соучастие в преступлении взрослых не устанавливается. Однако в п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ указывается, что при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним устанавливается влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Разработка этой версии предполагает тщательное исследование механизма преступления, проверку возможности его совершения в одиночку, анализ связей подростка. Сведения о совершении преступления подростком в соучастии получают в результате оперативно-розыскной деятельности, при допросах свидетелей, потерпевших, осмотре места происшествия и из других источников.

О наличии взрослых соучастников могут свидетельствовать: хищение товаров, представляющий интерес, прежде всего для лиц зрелого возраста; значительные размеры похищенного; ухищренные способы проникновения в помещение (применение специально изготовленных приспособлений, отмычек); обнаружение на месте происшествия следов, вещей, предметов, указывающих на пребывание там взрослых.

Версия 4. Существует иная причастность взрослых лиц к совершению преступления подростком (вовлечение в пьянство, развратные действия, притоносодержательство и так далее).

Проверка этой версии проводится в основном в ходе установления причин и условий, способствующих совершению преступления подростком, а также делает необходимым изучение его окружения.

Версия 5. Подросток оговаривает себя либо других лиц в совершении преступления.

Самооговор среди несовершеннолетних встречается достаточно часто, что объясняется особенностями психологии подростков:

– внушаемостью;

– стремлением проявить себя, казаться самостоятельным, взрослым, поддержать авторитет в группе, взять на себя вину других;

– склонностью к отстаиванию ложных показаний из-за нежелания «выдать» соучастника, прослыть «доносчиком», выглядеть в глазах допрашивающего лгуном;

внесением в показания элементов игры и озорства.

Самооговор может быть вызван принуждением, дачей показаний под воздействием страха или из боязни соучастников или заинтересованных лиц.

Наиболее распространенным видом самооговора является признание несовершеннолетнего обвиняемого в совершении ряда преступлений, к которым в действительности он не причастен.

Для проверки данной версии необходимо при допросах выяснить особенности поведения подростка до совершения правонарушений, что поможет установить, мог ли он по своему характеру, склонностям совершить действия, о которых идет речь.

Версия об оговоре выдвигается чаще, чем версия о самооговоре. Нередко причины оговора коренятся в забвении тактических рекомендаций по проведению следственных действий с участием несовершеннолетних. От следователя требуется уделять особое внимание проверке показаний несовершеннолетних, их сопоставление с другими доказательствами.

Версия 6. Несовершеннолетний обвиняемый страдает расстройством психической деятельности.

При проверке состояния психического здоровья несовершеннолетнего обвиняемого следует иметь в виду, что сами несовершеннолетние зачастую скрывают свой психический недуг, а их родственники, напротив, нередко склонны преувеличивать отклонения в поведении подростка. Поэтому рекомендуется обращаться и к другим источникам информации (допросы соседей, педагогов, лечащих врачей, истребования справок из психоневрологических диспансеров). В случае получения сведений о наличии у несовершеннолетнего обвиняемого расстройства психической деятельности, независимо от степени его выраженности, необходимо назначить судебно-психиатрическую экспертизу.

Кроме того, могут быть выдвинуты частные версии о местах нахождения похищенного:

1. Несовершеннолетний сам носит похищенные предметы одежды (кожаную куртку, кроссовки и так далее)

2. Часть аудио – видеотехника хранится у несовершеннолетнего дома. Объясняется ее появление «выгодной» покупкой или временным использованием с разрешения кого-либо из друзей;

3. Похищенное имущество находится в подвалах или на чердаках домов того микрорайона, где проживает несовершеннолетний;

4. Похищенное имущество продано в коммерческие ларьки. Данная версия хотя и реальна, но фактически крайне трудна в плане проверки, так как киосков в настоящее время очень много подростков стараются реализовать похищенное в наиболее отдаленных от места происшествия районах;

5. Похищенные золотые украшения проданы скупщикам в местах их постоянного нахождения;

6. Украшения (бижутерия, парфюмерия) подарены знакомым девушкам.

Указанные версии достаточно типичны, однако это вовсе не означает, что следователь в обязательном порядке должен выдвинуть их по каждому расследуемому делу. Решение данного вопроса во многом будет зависеть от специфики следственной ситуации. В то же время в зависимости от конкретных обстоятельств дела, наряду с перечисленными, могут выдвигаться и другие версии.