Смекни!
smekni.com

Духовная жизнь в зо-е годы (стр. 1 из 3)

Духовная жизнь в 30-е годы
Выполнил: Астафьева Дарья 9 «Б»14.02.2011

Тридцатые годы, начало сороковых. Это замечательный период для всего музыкального мира, а особенно - для мира кино, мюзиклов и джаза.

Польский фокстрот, получивший большую популярность в СССР в исполнении Леонида Утесова. Написан в 1931 году Фанни Гордон (в будущем - Фаиной Квятковской), проживавшей тогда в Польше уроженкой Ялты, для варшавского кабаре "Морское око" на слова владельца кабаре Анджея Власта. По предложению немецкой фирмы "Полидор" Фанни Гордон написала к песне также русский текст для записи на пластинку, которая в 1933 году поступила в продажу в Риге.

В том же году с рижской пластинки заимствована Утесовым и в феврале 1934 записана им в Москве без указания авторства Гордон (вообще без указания автора). В те дни в Москве шло создание Фабрики звукозаписи, и "У самовара" стало первой советской пластинкой нормального качества звучания. Еще одна песня того же периода – «У окошка» на мотив «Мурки». Эти песенки завершили хулиганско-мещанскую тематику раннего Утесова («С одесского кичмана», «Гоп-со-смыком», «Бублики»). Дальше был фильм «Веселые ребята» (1934) и уже совершенно новые песни.

...В 1933-ем благодаря Уолту Диснею Микки Маус обрел себе компанию, да еще и поющую.Более того, то , что они распевали, стало народным гимном времен Депрессии: «Нам не страшен серый волк!» Из песенки в мультфильме «Три поросенка» (1933) американского мультипликатора и продюсера Уолта Диснея. Слова и музыка Фрэнка Черчилля (1901 — 1942) и Энн Роунел.

Парк Чаир - достопримечательность Ялты, очаровательный уголок Крыма с его субтропическими растениями: кипарисами, пальмами, магнолиями, гортензиями, олеандрами. Трудно сегодня себе представить, что еще совсем недавно, каких-нибудь сто лет назад, парк Чаир очаровывал туристов красотой своего розария, высаженного еще в девятнадцатом веке на Крымском побережье.

После присоединения полуострова к России, его заселения и обустройства началось строительство дворцов - Алупкинского светлейшего князя М.С. Воронцова, князя Ф.Ф. Юсупова, Ливадийского дворца, в котором в 1945 году проходила историческая Ялтинская конференция глав правительств трех великих держав, а также усадьбы "Чаир" - гордости великого князя Николая Николаевича Романова и его супруги Анастасии Николаевны.

Эти дворцовые сооружения, возведенные по проекту архитектора Н.П. Краснова, поражали воображение современников своей изысканностью и красотой.

А при дворцах разбивались парки - чудо природы и волшебного полета фантазии их создателей. Один из них - парк Чаир, детище садовых дел мастера А.Ф. Новичкова. Две тысячи кустов роз цвели в этом парке круглый год. Лучшие сорта этого удивительного цветка привозили из разных стран мира. Аромат, источаемый розами, опьянял сердца людей.

Здесь рождалась любовь, парк Чаир будил поэтическое воображение, вдохновлял поэтов и писателей, художников и композиторов на создание поэм, художественных полотен, песен и романсов.

Одним из тех, кто посвятил парку Чаир свое произведение, был поэт Павел Арский. Участник штурма Зимнего дворца в 1917 году, он много писал о революции. Но время не сохранило его "шедевры". И только стихотворение "В парке Чаир" через двадцать лет после его создания привлекло внимание композитора К.Я. Листова, и он сочинил удивительный, ставший вскоре легендарным романс. (К слову, это была не первая встреча К. Листова с поэзией П. Арского - в 1923 году на его стихи Константин Листов сочинил "Песню о молоте".)

"В парке Чаир" - в этом замечательном романсе есть что-то трогательное, целомудренное, сугубо личное для каждого. И в этом притягательная сила светлой, лиричной мелодии К.Я. Листова.

В основе сюжета романса - воспоминания моряка, ушедшего в далекое северное плавание. Среди тысяч кустов распустившихся роз и цветущего миндаля снятся ему золотистые косы любимой и улыбка, которую он не может забыть, солнце и море, весна и любовь. Но это только сон, видение, мираж.

Время появления романса было удивительно подходящим, для того чтобы его услышали и полюбили. Шел 1939 год. Казалось, остались в прошлом аресты, тюрьмы, лагеря, расстрелы. Тем, кто выжил, хотелось радоваться жизни, любить и быть счастливыми. Скромная танцевальная мелодия "В парке Чаир" звучала повсюду - из открытых окон домов, на танцплощадках, в парках, по радио.

Популярность романса оказалась фантастической. Этому способствовал его первый исполнитель, выдающийся эстрадный певец одессит Аркадий Погодин, чья артистическая карьера начиналась в Одессе в 20-е годы. В Москве Погодин исполнял куплеты, выступал в скетчах и одноактных спектаклях вместе с очаровательной женой, актрисой Театра сатиры Ольгой Аросевой.

В этом же театре Погодин познакомился с Листовым. Симпатизируя земляку, К. Листов предложил А. Погодину исполнить романс "В парке Чаир" в сопровождении эстрадного оркестра под управлением С. Халаджиева. Успех превзошел все ожидания. Имя певца стало еще более популярным. На I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1939 году А. Погодин завоевал звание лауреата. Это открыло ему широкую дорогу концертной деятельности по всей стране. Романс "В парке Чаир" постоянно присутствовал в репертуаре артиста.

Сегодня романс "В парке Чаир" помнят люди старшего поколения. В годы его появления они были молоды, жизнерадостны, вдохновлялись лозунгами и призывами, давали пятилетку в четыре года, строили Беломорско-Балтийский канал и Днепрогэс и верили, что "любимый город может спать спокойно". А когда началась Великая Отечественная война, этот романс наряду с другими песнями часто звучал в холодных землянках, согревая сердца солдат воспоминаниями о недавней мирной жизни.

30-ые - 40-ые годы - это еще и ТАНГО. Мир по-настоящему увлекся танго. Танго "бушевало" в Европе. И танго появилось в России.

Я говорю об Оскаре Строке.

Оскар Давыдович Строк родился 18 января 1892 года в г. Динабурге (ныне Даугавпис). Свои первые романсы он сочинил, когда ему было лишь 10 лет. Когда ему было двенадцать, Петербургское нотное издательство уже выпустило ноты двух его романсов: тогда он уже учился в Петербургской консерватории по классу фортепиано и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Его произведения быстро стали входить в репертуар различных оркестров и вокалистов. К тому же он был замечательным пианистом. Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звездам эстрады, в частности выдающейся певице Надежде Плевицкой.

Почти вся сознательная жизнь композитора была связана с Ригой, куда он переехал из Петербурга в тридцатилетнем возрасте в 1923 году. Именно отсюда разошлась по всему миру и стала невероятно популярной написанная Строком музыка, именно здесь его многочисленные почитатели провозгласили его "королем танго".

В молодости Оскар Строк ведет весьма широкий и беспорядочный образ жизни. Женщины, званые вечера, рулетка, карты, бега начисто съедают львиную долю его весьма приличных по тем временам доходов от сочинения музыки. Чтобы поправить дела, Строк начинает заниматься бизнесом (в частности, в тридцатые годы он открывает свой ресторан, в котором его песни исполняются такими мастерами, как Петр Лещенко и Константин Сокольский, который впоследствии становится первым исполнителем почти всех произведений, написанных Оскаром Строком), но все его многочисленные попытки разбогатеть кончаются крахом.

Разочарованный и опустошенный, он отказывается от вредных привычек, понемногу остепеняется, заводит семью и детей. Он много и упорно работает. По счастью, установленная в Латвии с помощью грубой силы Советская власть, не предъявляет композитору никаких претензий, и он успешно продолжает сочинять и концертировать. Всю свою жизнь Оскар Давыдович отдает искусству, он проявляет себя в самых различных жанрах: пишет фантазии, сюиты, увертюры, вальсы, песни и романсы. Он является автором более 300 танго. Он сделал с танго то, что его гениальный соплеменник Имре Кальман сделал с опереттой. Превратил салонный, несколько жеманный и манерный танец в воистину всенародный. Такие его музыкальные бестселлеры, как "О, эти черные глаза...", "Скажите, почему?", "Последнее танго" и "Утомленные солнцем" по мнению многочисленных экспертов вошли в список лучших танго за всю историю его существования.

Во время войны, находясь в составе в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых - "Мы победим", "Фронтовой шофер"). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Он выступал как композитор, солист и аккомпаниатор.

После войны легкая музыка оказывается под запретом, а Оскар Строк остается не у дел. Ему, участнику войны, автору свыше трехсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, не позволяют вступить в союз Советских композиторов, посчитав его музыку безыдейной, вредной для слуха строителей нового общества. Советская власть не уничтожила его, не изолировала от общества, но она погубила в расцвете сил кипучую творческую натуру, принудив ее к вынужденному бездействию. Лишь в начале 60-х годов к нему вновь возвращается популярность. Его мелодии все чаще и чаще звучат в эфире. Пластинки с его произведениями выходят многотысячными тиражами и мгновенно раскупаются. Но как композитор, Строк закончился. Он еще пытается писать какие-то пьесы, вальсы, интродукции, но они не идут ни в какое сравнение с теми шедеврами, которые он создал в период своего озарения.

Прекрасный пианист и композитор, "король танго", Оскар Давыдович Строк ушел из жизни 22 июня 1975 года. Но пресса не сообщила об этом. На похоронах были только его близкие друзья. К.Т. Сокольский рассказывал: "Была полная тишина. Ни официальных речей, ни телеграмм соболезнования. И вдруг, словно тонким серебристым ручейком полилась мелодия - зазвучали "Черные глаза". Это заиграл на скрипке Павел Муллер. Потом скрипка на мгновение умолкла. И вновь запела - "Спи мое бедное сердце". Слезы выступили из глаз у провожавших в последний путь своего друга..."