Смекни!
smekni.com

Древнерусское феодальное право 2 (стр. 3 из 8)

Уставная грамота князя Всеволода, данная церкви Ивана на Опаках, является подлинным документом, может быть, только слегка измененным. В этой грамоте говорится об учреждении особой торговой корпорации – так называемого Ивановского купечества. Она датируется 1135 годом. [14]

Из Византии через Болгарию пришли на Русь два сборника церковных законом, бывших в то время в употреблении: Свод законов, или Номаканон, антиохийского юриста VI века Иоанна Схоластика (впоследствии Константинопольского патриарха), а также Номаканон в окончательной редакции, приписываемый патриарху Фотию.

Первый сборник представлял собой систематизированное собрание церковных правил, разделенный на 50 титулов, часто сборник состоял из 14 титулов и содержал в первой части предметный указатель к имеющимся в нем законам, а во второй – их полный текст, причем законы в этом сборнике были помещены в хронологическом порядке. Оба сборника были уже переведены на славянский язык. Они содержали не только нормы церковного права, но и иные законы, изданные императором применительно к условиям греческой жизни.

Если по своему положению русская митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху, то вряд ли можно было ожидать подчинения Древнерусского государства византийскому императору. Поэтому нормы канонического права действовали на Руси неукоснительно, императорские же указы по нецерковным делам теряли на Руси нормативно-правой характер.[15]

Наиболее важное значение среди правовых памятников имеет Русская Правда – кодекс феодального права Древней Руси. Правда дошла до нас более чем в ста списках (в составе летописей и различных юридических сборников). Исследователи давно уже стали классифицировать отдельные списки «Русской Правды» по сходным спискам, но тем не менее полного единства классификации не установилось. По мнению Юшкова С.В., надо считать удовлетворительной ту классификацию, которая лучше всего отражает изменения в тексте в связи с общественно-экономическим развитием Русского государства. Исходя из этого предложено делить списки «Русской Правды» на шесть редакций: I – редакцию составляют краткие списки, II – списки Синодального и Троицкого изводов, III – Карамзинские списки, IV – списки, включающие особое нравоучительное предисловие, V – списки, представляющие собой соединение «Русской правды» с памятником болгарского права «Законом судным людей», VI – редакцию составляют так называемые «Сокращенные из пространной» списки. Единства взглядов о происхождении «Русской правды» до сих пор не достигнуто.

Древнейшей редакцией является краткая редакция, которая в свою очередь состоит из двух частей: так называемой «Правды Ярослава» (ст.1-18) и «Правды Ярославичей» (ст. 19-28 с дополнениями – ст.29-41). Наиболее древние списки этой редакции называются «Академическим» и «Археологическим»).

Основным источником «Правды Ярослава» надо признать обычное право, приспособленное к нуждам княжеской власти, а также законодательство самого Ярослава.

Ни текс самой «Правды», ни летописные известия не содержат данных, которые позволили бы нам отнести её происхождение к какому – либо определенному году. Можно предполагать, что Ярослав составил эту «Правду» в 30-х годах IX в. Что касается места возникновения памятника, то само название его не составляет сомнений в появлении «Правды» в Киеве, так как в первой половине IX в. Название «Русь» присваивалось обычно Киевской земле.[16]

В «Правде Ярославичей» уже ясно выражены принципы феодального права как права привилегии. В ней четко выступает классовый, феодальный подход к преступлению и к преступникам. Правовой комплекс, известный под названием «Правды Ярославичей» является новым этапом в развитии права в Киевском государстве.

С.В. Юшков считает, что в краткой редакции «Русской правды» наряду с «Правдой Ярослава» содержится новый пласт правовых норм, возникших после смерти князя Ярослава. Этот пласт, которому давно уже присвоено название «Правды Ярославичей», основным источником имеет не нормы обычного права, а законодательство и судебную практику князей. Однако и «Правда Ярославичей» в некоторой части содержит нормы обычного права, специально закрепленные и зафиксированные Ярославичами. Краткая редакция содержит ряд норм, которые не могут быть приписаны с полной определенностью Ярославичам, так как они по своему характеру значительно отличаются от всех других норм «Правды Ярославичей». В самом тексте «Правды» говорится о принадлежности некоторых постановлений не Ярославичам, а Ярославу.

Таким образом, в краткой редакции «Русской правды» можно выделить четыре пласта: «Правду Ярослава», постановления Ярославичей, нормы, время происхождения которых не установлено, и постановления князя Ярослава, не вошедшие в состав «Правды Ярослава». Следовательно, краткая редакция являлась не механическим соединением правового материала, а сборником права Киевского государства. Возникновение сборника мы относим к последней четверти XI в.

Списки «Русской Правды», относящиеся к II-V редакциям принято называть пространными списками. Большинство этих списков делилось переписчиками на две части. Первая часть озаглавливалась обычно «А се суды Ярослава Володимировича», или «Устав великого князя Ярослава о судах», другая часть озаглавливалась «Устав Владимира Всеволодовича», или «А се уставил великий князь Владимир Всеволодович Мономах».

Неудивительно, что исследователи давно уже стали высказывать мнение, которое нами решительно поддерживается, что пространная редакция состоит из двух частей, из двух пластов правовых норм. Происхождение первого пласта (Устава князя Ярослава) они относят ко временам, предшествовавшим княжению Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Постановления Второй части (Устава князя Владимира) они приписывают князю Владимиру Мономаху и называют эту часть «Мономаховской Правдой».[17]

Устав Ярослава представляет собой систематический сборник правовых норм, вошедших в состав «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и ряда княжеских постановлений, изданных детьми и внуками князя Ярослава. Устав князя Ярослава является как бы третьим этапом в истории правового кодекса в Киевском государстве. В этом памятнике основные принципы феодального права – права-привилегии – выявляются с полной определенностью. Кровная месть окончательно отменяется. Княжеской юрисдикцией охвачена вся территория Киевского государства. Общинные суды перестают функционировать. Основными источниками Устава Ярослава являются княжеское законодательство и судебная практика.

Так как основные постановления принадлежали великим князьям, то место возникновения этого памятника является Киев. Возникновение этого памятника может быть отнесено к последней четверти XI в. или к началу XII в. (до 1113 г.).

Устав князя Владимира Всеволодовича знаменует важный момент в развитии основных принципов феодального права. Князь, пришедший к власти после восстания 1113 года, принужден был принять меры к некоторому смягчению классовых противоречий в Киевском государстве, находившемся в процессе дальнейшего феодального распада. Он уменьшил размер процентов, освободил от личной ответственности купцов, обанкротившихся вследствие несчастных случаев, урегулировал отношения между закупами и их господами. Одновременно Владимир Мономах установил основные принципы феодального наследственного права. Он посвятил холопам ряд норм своего законодательства, так как они к этому времени играли важную роль в феодальном хозяйстве. Вопрос о месте и времени издания Устава Владимира Мономаха, на наш взгляд, не вызывает особых затруднений. Устав как сборник законов великого князя Владимира Мономаха был составлен в Киеве между 1113-1125 гг.

II – V редакция возникли тогда, когда текст «Русской правды» окончательно установился. Возникновением этих редакций мы обязаны переписчикам кормчих (юридических и канонических сборников).[18]

Переписчики дополняли «Русскую правду» или сокращали ее. Это видно из отдельных приписок или вставок. Так, например, в списках III редакции «Правда» заканчивается Уставом о мотах, изданным новгородским князем Ярославом. Это дополнение даёт основание предположить, что III редакция возникла в Новгороде. Время её возникновения приблизительно отнесено к XIII – XIV вв. Списки IV – V редакции содержали кроме новых статей, особое предисловие.

Эти списки также возникли в Новгороде в XIV в.

Число списков, относящихся к VI редакции – так называемой сокращенной из пространной редакции, очень незначительно: известны только два списка. Составитель этой редакции не только механически сокращал постановления пространной «Правды», но и изменял их, приспосабливая к современному ему праву.

Ряд данных, в частности то, что списки этой редакции встречаются в московских кормчих, и то, что составитель этой редакции изменял постановления «Русской правды» в духе московского права, побуждает считать местом возникновения этой редакции Москву, или Московское государство. Время её возникновения трудно установить, но всего вероятнее, его надо отнести к середине XV в.[19]

Следует отметить, что Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды числом статей (121), и содержанием. В Краткой есть ссылка на законодательства Ярослава и его сыновей (Ярославичей), в Пространной – на устав Владимира Мономаха, княжившего в Киеве в 1113-1125 гг. В Пространной Редакции в отличие от Краткой можно выделить также устав о закупах, торговое право, банкротский устав, наследственное право. Если в Пространной Правде дан целый устав о холопах, то статьи о холопах в Краткой редакции значительно беднее содержанием. Таким образом, Пространная Правда существенно отличается от Краткой большей развитостью норм гражданского права и разработкой норм, касающихся лиц рабского или зависимого состояния. [20]