Смекни!
smekni.com

Древнерусское феодальное право 2 (стр. 4 из 8)

Наряду с вопросом о происхождении основных редакций «Русской правды» в исторической литературе считается спорным вопрос об официальном или неофициальном её происхождении. Некоторые исследователи считают «Русскую правду» официальным кодексом права, другие – частным правовым сборником.

Многие учёные настаивают на официальном происхождении «Русской правды». Поскольку основным источником «Русской правды», начиная с «Правды Ярославичей», было княжеское законодательство, сами князья и княжеские агенты, естественно, крайне нуждались в сборнике законов и судебных решений.

Буржуазные историки, особенно из лагеря норманистов, всячески настаивали на низком уровне общественно-экономического, политического и правового развития Киевской Руси. Многие из них стали доказывать, что нормы «Русской правды» не могли возникнуть самостоятельно, что её составители использовали главным образом чужеземное право – скандинавское, германское, византийское и древнееврейское. Надо решительно отвергнуть эти измышления.

Киевская Русь была страной, где окончательно оформились феодальные отношения. Нормы так называемых «варварских германских правд», в особенности скандинавских, отображали гораздо более низкий уровень развития. Если же наблюдается некоторое сходство норм «Русской правды» с чужеземными памятниками, то это объясняется не заимствованием, а некоторым сходством общественно-экономического развития.

«Русская правда» является основным памятником развивавшегося в Киевском государстве феодального права. .[21]

«Русская правда» являясь первым сборником русского права, имеет исключительное значение в истории не только русского, но и украинского, и белорусского права. Её нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот. Наконец, «Русская правда» является основным источником литовского права.

Исследуя материалы по данному вопросу, можно сделать вывод, что источниками древнерусского права являлось обычное право, нормативно – правовые акты, каноническое (церковное) право. При этоманоническое (церковное) право. являлу, можно сделать вывод, что некоторым сходством общественно-экономического развития.

аво к наиболее распространенным нормативно-правовым актам можно отнести договоры Руси с Византией, церковные уставы и «Русскую правду».Нормативно-правовой акт, как правило, принимался в связи с конкретными обстоятельствами. Поэтому в законах часто отсутствуют положения, совершенно необходимые с точки зрения современного юриста. Так, в «Русской правде» полностью отсутствует норма о порядке заключения договора мены. Это естественно для древнего законодательства: зачем записывать то, что и так известно. Вся совокупность законов и правовых обычаев создала основу довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом – привилегий, т.е закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких человеческих прав. Весьма ограничена была правоспособность смерда, закупа. Зато права и привилегии верхушки феодального общества охранялись в усиленном порядке.[22]

Право собственности.

Основу производственных отношений феодального строя составляет собственность феодалов на средство производства, в первую очередь, на землю. Крестьяне находятся в различных формах зависимости от феодалов, не являясь их полной собственностью. Феодалы имели право на труд крестьян, прикрепленных к земле и вынужденных выполнять повинности в пользу эксплуататоров. Наряду с собственностью феодалов существует собственность крестьян и ремесленников на своё хозяйство, основанное на личном труде.[23]

Право собственности – право владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. В Русской Правде не было специальных статей о правах собственности на землю. Право владения исторически предшествует праву собственности. Владение защищается законом от насилия и самоуправства независимо от того, законно оно или нет: «Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: мое, нь рци ему тако: поиди на свод, где еси взял; или не поидеть, то поручника за пять днии».[24] Однако даже если доказано, что владение является добросовестным, т.е. владелец вещи не мог предполагать, что приобретает вещь у несобственника, имущество передаётся собственнику вещи. Объектами права собственности выступает весьма обширный круг вещей – кони и скот, одежда и оружие, торговые товары, холопы также рассматривались как объекты имущественных отношений. Субъектами права собственности могут быть только люди не рабского сословия, включая иностранцев.

Русская Правда отражает рост феодальной собственности на землю. За перепахивание межи взимался крупный штраф в размере 12 гривен. Это свидетельствует об особой заинтересованности феодалов в усиленной охране своих земельных владений от посягательств смердов. Феодальная собственность на землю становится дифференцированной, поскольку она принадлежит нескольким феодалам, стоящим на разных ступенях феодальной лестницы. Сначала крупным землевладельцем становится князь. Он раздавал свои земли боярам – вассалам, они со своей стороны раздавали полученную землю своим боярам и близким людям. Постепенно полученные за службу князю земли закрепились за боярами и слугами и превратились в наследственные. Эти земли стали называться вотчинами.

Земли же, которые давались в условное владение за службу и под условие службы, получали название поместий. Крупными земельными собственниками стали князья. Рост эксплуатации зависимого населения стал причиной первых классовых выступлений против феодалов. «Русская правда» содержит ряд статей об охране княжеской собственности, которая защищалась более ревностно. Устанавливался штраф за убийство княжеского коня в три гривны, а за коня смерда – в 2 гривны.[25]

Право собственности на движимые вещи возникает раньше права собственности на недвижимость, прежде всего на землю. С того момента, как князья начинают учреждать станы, погосты, ловища и села, начинают раздавать, а родовая знать присваивать земли, населённые смердами, изгоями, свободными общинниками, возникает и право собственности на такие земли. Ведь именно населенные земли представляли значительную ценность. Субъектами права собственности на землю становятся частные лица, феодалы и общины.

«Русская правда» и другие юридические памятники Киевского государства указывают, что смерды и иные зависимые группы крестьянства владели на праве собственности скотом, домашней птицей, сельскохозяйственными орудиями, предметами домашнего обихода. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности.

Среди способов приобретения права собственности источники древнерусского права выделяют передачу, а практика свидетельствует о давности владения, завладении, отделении плодов.

Передача права собственности осуществлялась на основании договоров (например, купли-продажи, дарения) и наследования, обязательно публично, сопровождалась определенным обрядом, использовались символы. Передача права собственности являлась физическим актом, то есть имущество или символ, олицетворяющий вещь, реально передавались новому собственнику.

Давность владения была способом приобретения права собственности на землю. Владение селами и территориями (волостями) было естественным шагом к возникновению права собственности на них. Давность владения в Древней Руси достаточно близка завладению, чему способствовала некоторая неопределенность границ владений как частных лиц и общин, так и самого государства. Из статей Русской Правды, посвященных феодальному землевладению, видно, что урожай, собираемый в селе феодала, принадлежал ему как хозяину земли. То же можно сказать и о природе скота. Таким образом, отделение плодов и приплод являлись естественными основаниями возникновения права собственности.

Прекращение права собственности связывалось с передачей, уничтожением, потерей вещи. Древнерусское право знало и такой специфический способ, как судебное постановление. Достаточно интересно в данном случае такое наказание, как «поток и разграбление», где разграбление подразумевает насильственное изъятие имущества у собственника по решению суда. Статья 54 и 55 Пространной Правды предполагает возможность принудительной продажи имущества должника и его самого.

Русская Правда говорит об общей собственности детей до раздела наследства отца (ст. 99, 102,103,108 Пространной Правды). Предполагается, что в случае смерти главы семьи до достижения детьми совершеннолетия наследство переходит под управление их матери или опекуна, которые отвечают за сохранность имущества. [26]

В древнем праве существовала и общинная собственность. Субъектом здесь выступала вервь, которая являлась юридическим лицом, объектом – земля, находившаяся в её владении. Интересно, что гражданское законодательство даже капиталистической России именует этот вид собственности «общинное владение».

В праве русского народа право собственности выражалось словом имение, а в состав имения частных лиц входили только движимые вещи.

Говоря о праве собственности нельзя не сказать о наследственном праве. Наследственное право характеризовалось открыто классовым подходом законодателя. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Цель такого порядка наследования заключалась в том, чтобы сохранить недвижимые имущества правящей верхушки и привилегированного слоя в руках этих формирующихся аристократических семейств. В науке был спорен вопрос о существовании в Древней Руси наследования по завещанию. Завещание были, конечно, устными.