Смекни!
smekni.com

Исковая давность (стр. 7 из 9)

В силу Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФЗ "О чрезвычайном положении" в исключительных спучаях на основании указа Президента РФ для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования.
В связи с изложенным представляется de lеgе ferenda целесообразным сформулировать подп. 2 п. 1 ст. 202 ГК РФ следующим образом: "...если истец или ответчик находятся в составе Вооруженных Сил во время действия режима военного положения, чрезвычайного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов".
Мораторий как основание приостановления исковой давности отлича­ется от непреодолимой силы тем, что создает не фактические, а юридиче­ские препятствия для предъявления иска. В данном случае компетентный го­сударственный орган в лице Правительства РФ отодвигает срок исполнения обязательств и тем самым «замораживает» на определенный период сущест­вующие права требования принудительного исполнения обязательства дол­жниками. Мораторий может относиться ко всем обязательствам (общий мо­раторий) или распространяться лишь на отдельные их виды (частный мора­торий). например, был объявлен в условиях Отечественной войны в целях отсрочки уплаты задолженности по денежным обязательствам государственных и кооперативных организаций, находящихся в освобожденных от оккупации районах страны)[49]. На какой круг обязательств распространяется действие моратория? Прежде всего на обязательства, которые возникли, но иск об исполнении этих обязательств предъявлен не был. Сложнее обстоит дело с обязательствами, об исполнении которых был предъявлен иск. Предъявление иска прерывает течение исковой давности, но после перерыва давность начинает течь заново. Поэтому мы склоняемся к тому, что действие моратория распространяется и на такие обязательства, хотя в действующем процессуальном законодательстве не решен вопрос, как в данном случае следует поступать суду с возбужденным производством по делу: то ли приостанавливать производство по делу, то ли прекращать его, то ли оставлять исковое заявление без рассмотрения. Но если решение суда об удовлетворении иска состоялось, то мораторий исполнению этого решения препятствовать не может, поскольку мораторий влечет приостановление исковой давности, но не давности исполнения судебного решения (так называемой исполнительной давности)[50].

К мораторию близко примыкает приостановление действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение. Реше­ние об этом может быть принято компетентным государственным органом, который, не отменяя нормативный акт в принципе, блокирует его действие на период существования определенных, как правило чрезвычайных, обсто­ятельств[51]. Сопоставим теперь мораторий с таким расположенным по соседству с ним основанием приостановления исковой давности, как приостановление действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение. Прежде всего, основанием для приостановления исковой давности в данном случае может быть приостановление как закона, так и иного правового акта, т.е. исходя из смысла п.6 ст.3 ГК, Указа Президента и постановления Правительства РФ. Поскольку в данном случае речь идет о приостановлении исковой давности, имеется в виду ситуация, когда возникает нуждающееся в исковой защите субъективное гражданское право, в частности обязательство, но действие закона или иного правового акта, рассчитанного на эту ситуацию, приостановлено. Кто может приостановить действие этого акта? По-видимому, либо сам орган, его издавший, либо орган, акты которого обладают более высокой юридической силой (например, постановление Правительства может быть приостановлено как самим Правительством, так и Указом Президента; в свою очередь Указы Президента и постановления Правительства могут быть приостановлены Государственной Думой).

Что же влечет за собой приостановление действия соответствующего правового акта? Вроде бы ответ на этот вопрос дан в самом ГК и предельно прост: приостановление исковой давности. Однако за этим простым ответом скрывается немало подводных рифов. Приведем пример. Согласно п.3 ст.30 Закона РСФСР о собственности, принятого 24 декабря 1990 г., ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда. Понесенные при этом государством расходы взыскиваются с виновного в судебном порядке в соответствии с законодательством РСФСР. Закон о собственности был введен в действие с 1 января 1991 г., однако введение в действие п.3 ст.30 с самого начала было отодвинуто - он был введен в действие с 1 июля 1991 г[52]. Вскоре, однако, выяснилось, что волна преступности нарастает, а государственная казна и так трещит по всем швам, и мы явно не готовы к тому, чтобы приступить к реализации этой нормы на практике. Как говорится, не до жиру - быть бы живу. Поэтому власти и дали отбой, приостановив действие указанной нормы вначале на 1993, а затем и на 1994 г. В настоящее время признаны утратившими силу как Закон о собственности, так и постановление о порядке его введения в действие. Вроде бы вопрос снят с повестки дня или, как принято говорить, закрыт. Однако это далеко не так. Какова судьба обязательств по возмещению вреда, возникших как в тот период, когда п3 ст.30 Закона о собственности действовал, так якобы и в период, когда его действие было приостановлено?

Что касается первой группы обязательств, то если судом были удовлетворены иски к казне о возмещении вреда, причиненного преступлением (а такие случаи крайне малочисленны), то решение подлежит исполнению, хотя бы исполнение и приходилось на тот период, когда действие Закона было приостановлено. Но если иск предъявлен не был либо хотя и был предъявлен, но решение по нему не состоялось, то решение выносить нельзя, а исковая давность должна считаться приостановленной. Если же вред был причинен тогда, когда действие Закона было приостановлено, то обязательство по возмещению казной причиненного вреда вообще не возникало, а следовательно, не может идти и речи о приостановлении исковой давности. Ныне такие обязательства вообще не могут возникать, поскольку, подчеркнем еще раз, утратили силу как Закон о собственности, так и постановление о порядке его введения в действие. Но это не затрагивает тех обязательств, в отношении которых исковая давность была приостановлена. Они продолжают находиться в подвешенном состоянии (schwebe Zustand, как говорят немцы)[53].

Специальный случай приостановления исковой давности предусмотрен в ч.2 ст.204. Распространяется ли на него правило п.2 ст.202 или нет? По-видимому, нет, поскольку в ч.2 ст.204 сказано, что время, в течение которого давность была приостановлена, не засчитывается в срок исковой давности. Такое указание для случаев приостановления, предусмотренных в п.1 ст.202, было бы излишне, поскольку в этих случаях давность приостанавливается лишь тогда, когда указанные в ст. 202 обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. Иными словами, предъявление иска в уголовном деле влечет приостановление течения срока исковой давности до вступления в законную силу приговора, которым иск оставлен без рассмотрения, в какой бы момент этот иск ни был предъявлен: до или после наступления последних шести месяцев давностного срока. Если до, то после вступления приговора в законную силу истец будет располагать большим, чем шесть месяцев, сроком исковой давности для предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства. Если после, то истцу гарантируется давностный срок в шесть месяцев[54].

Обратим также внимание на то, что в случае, предусмотренном ч.2 ст.204, речь идет именно о приостановлении, а не о перерыве течения исковой давности, что имеет место в случае, подпадающем под действие ст.203. Впрочем, это и так очевидно.

Но если судом оставлен без рассмотрения иск, предъявленный не в уголовном деле, а в порядке гражданского судопроизводства, то начавшееся до предъявления иска течение исковой давности продолжается в общем порядке. Иными словами, имевшему место предъявлению иска в силу прямого указания закона не придается юридического значения[55].

Рассмотренные обстоятельства приостанавливают исковую давность лишь в том случае, если они имели место, т. е. возникли или продолжали су­ществовать, в последние шесть месяцев срока давности, а применительно к сокращенным срокам — в течение всего срока давности, если этот срок ра­вен или менее шести месяцев. Предполагается, что если соответствующие события возникли и прекратились ранее, то у кредитора достаточно времени для предъявления иска. По этой же причине срок, оставшийся после прекращения действия обстоятельств, приостанавливающих исковую давность, уд­линяется до шести месяцев или полной продолжительности сокращенного давностного срока, если он не превышал шести месяцев.

Помимо случаев, предусмотренных ст. 202 ГК, закон предусматривает и некоторые другие основания для приостановления давности по отдельным требованиям. Так, если судом оставлен без рассмотрения иск, предъявлен­ный в уголовном деле, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается со дня вступления в законную силу приго­вора, которым иск оставлен без рассмотрения (ст. 204 ГК). Иными словами, период нахождения гражданского иска в уголовном деле исключается из срока исковой давности.