Смекни!
smekni.com

История развития предприятия как объекта прав в наследственном праве (стр. 3 из 5)

Следует отметить, что в российском законодательстве в этом и последующем периодах отсутствовало понятие имущественного комплекса как совокупности материальных и нематериальных элементов. Этим объясняется деление в ч. 1 т. X Свода законов Российской империи имуществ на наличные и долговые. К наличным относились имущества, "которые переданы лицу, укреплены или им самим произведены и состоят за ним", т.е. земля, дома, капиталы, вещи и др. К долговым относились "имущества, принадлежащие лицу по векселям, заемным письмам и другим обязательствам, имущества, состоящие в долгах на других лицах" .

Фабрика, завод, лавка признавались недвижимым, а также нераздельным имуществом и могли быть объектом наследования. Д.И. Мейер указывал, что, согласно законодательству, "нераздельность имущества имеет то значение, что оно подлежит единому праву: отчуждается и приобретается такое имущество как единое целое, не подлежит разделу и при открытии по нему права наследования". Так, фабрика не может перейти по наследству иначе как единое целое, поэтому она переходит одному из наследников либо поступает в общую собственность сонаследников . С экономической точки зрения такой подход вполне оправдан, поскольку иначе (при реальном разделе) данное имущество невозможно было бы использовать по целевому назначению.

В состав фабрики и завода входили все заводские строения, инструменты, посуда, приписные деревни и крестьяне, земли, леса, покосы, трубы, руды и другие ископаемые. Деревни и крестьяне, купленные и приписанные к заводам и фабрикам, не могли быть отделены от них при отчуждении (продаже, мене, наследовании) .

Понятие имущества в российской правовой науке наиболее полно раскрывает Г.Ф. Шершеневич. По его мнению, содержание имущества выражается, "с одной стороны, в а) совокупности вещей, принадлежащих лицу на праве собственности... и b) в совокупности прав на чужие действия... а с другой стороны, в а) совокупности вещей, принадлежащих другим лицам, но временно находящихся в его обладании, и b) совокупности обязательств, лежащих на нем. Сумма отношений первого рода составляет актив имущества, сумма отношений второго рода - пассив имущества" . Такое разделение имущества лица на актив и пассив, общепринятое и в настоящее время, имеет существенное значение для характеристики имущественного комплекса как объекта прав и определения особенностей его наследования.

5. Наследование предприятия во второй

половине XIX - начале XX в.

В связи с бурным развитием промышленности в России в конце XIX - начале XX в. предпринимательство принимает масштабный характер. Благодаря реформам Александра II после 1861 г. в стране стремительно росли темпы торгово-промышленной деятельности. Так, всего за 20 лет - с 1861 по 1882 г. - грузооборот железных дорог вырос в 2,3 раза. Увеличился поток отечественных товаров на внешние рынки. Активно развивалась и внутренняя торговля . В это время внимание ученых было обращено на выявление характеристики и содержания одного из основных объектов предпринимательской деятельности - торгового предприятия.

Торговое предприятие понималось как "организованное на частных началах соединение личных и имущественных средств, которое направлено на извлечение прибыли путем планомерной хозяйственной деятельности", "особая совокупность прав и обязательств и как таковая может быть объектом юридических сделок" .

Исходя из данного определения, предприятию были присущи следующие признаки:

- материальный состав предприятия, к которому Г.Ф. Шершеневич относил торговое заведение, т.е. "место деятельности торгового предприятия, обставленное всеми средствами, приспособленными к этой цели". К ним относились лавки, магазины, фабрики, заводы. Кроме того, к материальному составу предприятия относились товары, вспомогательные материалы, деньги, исключительные права на фирму, на товарный знак, на фабричные рисунки и модели;

- личные средства, чтобы привести в действие всю эту имущественную массу, т.е. предпринимателя и вспомогательный персонал;

- принесение прибыли предпринимателю как основная задача торгового предприятия;

- обособленность торгового предприятия от иного имущества предпринимателя.

По мнению Г.Ф. Шершеневича, в торговом обороте "обнаруживается стремление: а) составить из имущества предприятия особую массу, из ценности которой кредиторы по сделкам с предприятием удовлетворялись бы преимущественно перед прочими кредиторами предпринимателя; b) при существовании у одного и того же лица нескольких предприятий, составить из имущества каждого из них особые массы, предназначенные к преимущественному удовлетворению своих кредиторов; с) допустить отчуждение торгового предприятия со всем пассивом и активом" .

В наследственном праве находили отражение все процессы, происходящие в Российском государстве. Немалую роль в регулировании отношений, связанных с наследованием, играла судебная практика. Наиболее важные вопросы, а также вопросы, не нашедшие отражения в законодательстве, но возникающие в практике, становились предметом обсуждения в Судебном департаменте Сената, решения которого существенно влияли на правоприменительную практику и восполняли пробелы в законодательстве.

Свобода воли наследодателя при составлении завещания не была ограничена кругом лиц: завещатель имел право завещать свое имущество любому, будь то родственник или постороннее лицо (за некоторыми исключениями, касающимися положения в обществе). В отношении недвижимого имущества ограничение свободы завещательного распоряжения касалось только родового имения. В то время как благоприобретенное имущество могло быть завещано без ограничения, родовые имения вовсе не подлежали завещанию .

Согласно ст. 1104 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи, наследством по закону считалась совокупность имущества, прав и обязательств, оставшихся после умершего без завещания. Наследование по закону происходит в следующих случаях:

1) когда после умершего осталось родовое имение;

2) когда не оставлено завещательное распоряжение на благоприобретенное имущество;

3) когда от наследства откажутся лица, призванные завещателем к наследованию;

4) когда завещательные распоряжения признаны судом недействительными (СЗРИ. Т. X. Ч. 1. Ст. 1110).

Единственным основанием для наследования по закону российское законодательство признавало кровное родство, при этом наследование имело место без всякого ограничения степенью родства, т.е. распространялось на всех членов рода "до совершенного прекращения оного, не токмо в мужском, но и в женском поколении" (СЗРИ. Т. X. Ч. 1. Ст. 1111). Под родом или кровным родством в законе подразумевалась связь всех членов мужского и женского пола, происходивших от одного общего предка, даже если они не носили "его имени или прозвания" (СЗРИ. Т. X. Ч. 1. Ст. 1112). Признавая родство единственным основанием для наследования, законодательство предоставляло супругам право наследовать друг после друга только незначительную часть имущества, а усыновленные дети приобретали право на наследство только в благоприобретенном имуществе усыновителя и не имели права наследования после смерти родственников усыновителя (СЗРИ. Т. X. Ч. 1. Ст. ст. 1561, 1563).

Для некоторых видов имущества (заповедных, временно-заповедных имений, находящихся в западных губерниях на праве майоратов, крестьянского имущества и др.) был установлен особый порядок наследования. Так, порядок наследования имущества крестьян регулировался не законом, а обычаем. Наследование по обычаю строилось на семейно-трудовом начале. Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю - лица, приписанные к сельскому обществу.

Трудоспособные члены семьи мужского пола независимо от родственных отношений к умершему (например, усыновленные, приемные, незаконнорожденные дети, зятья и др.) наследовали поровну. Отделенные сыновья к наследованию не призывались. Дочери получали приданое. Наследование по завещанию не допускалось. Крестьянский надел мог быть отчужден только крестьянину. Он не подлежал продаже за долги, не мог быть предметом залога .

6. Особенности наследования торгового

предприятия в начале ХХ в.

Российским законодательством устанавливались особые правила при открытии и принятии наследства после смерти собственников фабрик и различных мануфактур. Эти правила содержались в ст. ст. 73 - 74 Торгового устава , ст. 1238 ч. 1 т. X СЗРИ и в приложении к ст. 1238, содержащем 20 статей. Основная задача этих правил - предупредить остановку "хода торговых предприятий вследствие смерти предпринимателя (интерес публичный), а вместе с тем оградить интересы кредиторов и наследников от утраты и расхищения имущества, оставшегося без хозяина" .

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей наследования торгового предприятия, следует обратить внимание на те превентивные меры, которые применялись законодателем в отношении предприятия в целях обеспечения его бесперебойной работы. Согласно ст. 73 Торгового устава, хозяин торгового предприятия, а также участник товарищества при составлении договора о полном товариществе обязаны были назначать лицо, которое в случае их смерти должно занять их место для продолжения деятельности торгового предприятия до раздела или прекращения товарищества. Неназначение контрагентами в товарищеском договоре своих наследников не влекло за собой недействительность договора, а влекло только после смерти товарища принятие охранительных мер надлежащей властью .

Общие правила, направленные на сохранение наследства, к торговому предприятию были неприменимы, поскольку в качестве меры охраны наследства в обеспечение прав наследников применялось следующее: